Программа «Карнавал»

Хотите,чтобы ваш ребёнок научился:

- красиво владеть своим голосом,

- укреплять свои лёгкие и диафрагму,

- развивать свой голос и вокальные данные,выступая на концертных площадках города и страны,

- быть более уверенным в себе,освободившись от скованности,

- иметь нестандартное творческое мышление,найдя единомышленников

- добрых и надёжных друзей - тогда вам к нам!

 

Содержание данной программы направлено на:

- формирование и развитие творческих способностей школьников;

- выявление, развитие и поддержку одарённых учащихся;

- социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;

 

Программа рассчитана на 6 лет прохождения курса, направлена на развитие и воспитание детей школьного возраста, достаточно вариативна и позволяет проявить индивидуальный творческий подход. В связи с разновозрастным составом групп, школьники могут начинать обучение с любого возраста, но не позднее 6 класса для полного прохождения программы.

 

Актуальность программы: Современный мир полон стрессовых ситуаций, с которыми трудно справиться даже взрослым, не говоря уже о детях.Ведь в последнее время отмечается резкий рост числа детей с разными формами нарушений психо-эмоциональной сферы и в школы приходят всё больше детей с особенностями эмоционального развития.

А поскольку основы будущей личности закладываются в детском возрасте, то проблема развития эмоциональной сферы ребёнка для нас особенно актуальна.

В настоящее время учёные всё больше уделяют внимание проблеме изучения связи чувств и разума, эмоционального и рационального.

Наряду с уровнем интеллекта IQ, все чаще проявляется интерес к показателю EQ – «emotional quality», что означает "качество чувств«.

В современном мире это понятие приобретает все большую популярность, становясь новым критерием достижения успеха в любой профессиональной сфере. А незаменимую роль в развитии растущего человека играет воспитательный потенциал, заложенный в искусстве.

 

Новизна: В отличие от существующих программ раздел данной образовательной программы «Эстрадный вокал» является основным звеном широко разветвлённой системы работы с вокально-творческими проявлениями учащихся и предусматривает наряду с развитием вокальных способностей учащихся, развитие их пластических, ритмических и танцевальных данных, умение двигаться в ритме музыки во время исполнения вокального произведения, в форме мини спектакля. Учитывая такую специфику, занятия вокала и хореографии глубоко интегрируются и некоторые «постановочные» репетиции проводятся совместно педагогами вокала и хореографии.

 

Программа имеет трехступенчатую структуру:

Подготовительный курс (1-й, 2-й год обучения).

На этой ступени осуществляется исходная диагностика, общая ориентация обучающихся на доступный для них уровень обучения, дифференциация по степени и характеру одаренности. В образовательном плане здесь решаются прежде всего общеориентирующие задачи, формируется общее представление об особенностях вокально-эстрадного искусства, а также понимание необходимости систематического и настойчивого труда для достижения эффективного художественно-творческого результата.

 

Основной курс (3-й, 4-й, 5-й, 6-й год обучения).

На этом этапе формируются базовые навыки, необходимые для вокально-эстрадной деятельности, обеспечивается психологическая и исполнительская готовность к концертным выступлениям. Здесь закладывается глубокое понимание основ эстрадного искусства, позволяющее компетентно анализировать различные вокально-исполнительские стили и направления.

 

Мастерство и совершенство.

На этой ступени ведется дифференцированная работа, применяется метод индивидуально – образовательных проектов, формируется индивидуальный стиль вокальной деятельности. Обучающиеся на этой ступени мастерства привлекаются в качестве инструкторов-консультантов и организаторов внеурочной деятельности.

 

Данная программа в соответствии с имеющимся практическим опытом ее апробации определяет содержание, формы и методы работы на первых двух этапах ее реализации. Проектирование третьего этапа требует специальных дополнительных исследовательско – педагогических процедур.

Педагоги

Спиридонова Наталья Ивановна-педагог доп. образования высшей квалификационной категории,хореограф студии "Карнавал".

 

Моисеева Ольга Александровна-педагог по вокалу ,педагог доп. образования и учитель высшей квалификационной категории,

Заслуженный работник культуры РФ,Почётный работник общего образования РФ,Лучший педагогический работник Новосибирской области,художественный руководитель студии "Карнавал".                                                                                                                                                      

Содержание программы

Эстрадный вокал.

Подготовительный курс:

1 год обучения.

Введение, содержание целевых задач:

­ Знакомство с понятием «певческое дыхание». Пение на опоре.

­ Обучение правильному звукообразованию (мягкой атаке).

­ Формирование гласных и произнесение согласных.

­ Развитие навыка "цепного дыхания«.

­ Обучение пению с использованием кантилены.

­ Развитие умения петь в унисон.

­ Формирование начальных навыков нюансировки и фразировки.

­ Знакомство с характерными особенностями русской народной песни.

­ Развитие умения петь выразительно, донося до слушателя художественный образ произведения.

Итого:72 часа

В конце 1 года обучения обучающиеся должны:

Знать: общие понятия анатомии голосового аппарата и гигиены певческого голоса: гортань – источник звука, органы дыхания (диафрагма – главная дыхательная мышца), резонаторы (головной, грудной). Механизм работы дыхательного аппарата (рёберно – диафрагмальное дыхание). Атаки звука (мягкая, твердая).

 

2 год обучения.

Содержание целевых задач:

- Продолжение воспитания и развития мелодического, ритмического и динамического слуха учащихся в процессе работы над музыкальными произведениями и вокально-техническими упражнениями.

- Воспитание гармонического слуха.

- Развитие навыка двухголосного пения.
- Освоение музыкальных штрихов в вокальной музыке (stoccato и non legato)

Продолжается работа по закреплению полученных ранее начальных вокально-технических навыков, включаются в работу элементы исполнительства.

Итого:72 часа

В конце 2 года обучения обучающиеся должны:

Знать: – механизм работы голосового аппарата.

- способы звуковедения: staccato, legato, non legato, marcato.

- Понятие чёткой дикции.

 

3 год обучения.

Содержание целевых задач:

Формирование и развитие навыков:

- Ансамблевого строя в 2-З-х голосном пении;

- пения а’сареllа;

- пения с ритмическими движениями (хлопки, ритмическая ходьба, перенесение тяжести тела с одной ноги на другую и др.)

Закрепление всех вокально-ансамблевых навыков, сформированных в течение первых лет обучения.

Начало работы над выявлением индивидуального тембра в среднем регистре голоса. В работе над произведениями добиваясь смыслового единства текста и музыки, осваивается прием плавного и гибкого звуковедения. Постепенная подготовка к исполнению вокализа.

Итого:144 часа

3 года обучения обучающиеся должны:

Знать: гаммы и арпеджио, первоначальные навыки поведения на эстраде, основные стили, вокально-музыкальную терминологию.

 

Основной курс.

4 год обучения.

Содержание целевых задач:

­ Основная работа состоит в развитии и укреплении певческого дыхания, интонации, четкой артикуляции, осмысленном выполнении исполнительских задач, поставленных педагогом. Начинается работа над подвижностью голоса в упражнениях, над выработкой динамических оттенков в удобной тесситуре, над выработкой ощущения пространственной перспективы во время пения.Закрепление навыка ансамблевого строя в 3-хголосном исполнении.

­ Соединение головного и грудного резонаторов – «микст» (хорошо замиксованный средний регистр дает возможность развивать диапазон, совершенствовать верхний регистр, преодолевая «переходные» ноты).

­ Освоение эстрадной манеры пения (близость к речевой фонетике, не очень округлое формирование звука, отсутствие выраженного прикрытия верхов).

­ Развитие фонетического слуха выполнения этой задачи рекомендуется использовать произведения зарубежных авторов, исполняя их на языке оригинала (англ., фр., итальян. и др.).

­ Освоение различных видов «атаки звука» (закрепление навыка мягкой атаки и знакомство с твердой и придыхательной, как специфическими приемами эстрадно-джазового пения).

Итого: 144 часа

В конце 4 года обучения обучающиеся должны знать:

- ощущение округленности, близости звука, его высокой вокальной позиции,

- ощущение пространственной перспективы во время пения.

- Вокально-музыкальную терминологию.

 

5 год обучения.

Содержание целевых задач:

­ Педагогу проанализировать состояние данных обучающихся, их развитие, и, учитывая вступление в переходный возрастной период, более точно определить индивидуальные задачи. При благоприятном состоянии голоса возможно некоторое расширение диапазона звучания, без форсирования и напряжения.Активизация работы над раскрытием художественного содержания и выявлением стилистических особенностей произведения.

­ Продолжение работы по развитию диапазона и выравниванию звучности голоса на всем его протяжении. (Диапазон у каждого к концу этого года расширяется при-

мерно до полутора октав).

­ Совершенствование работы над фразировкой, нюансировкой и обращение особого внимания на филировку звука.

­ Ознакомление с иной стилистикой при освоении различных манер исполнения.

­ Освоение приемов джазовой импровизации.
Продолжение работы над развитием беглости и гибкости голоса.

Итого: 144 часа

В конце 5 года обучения обучающиеся должны знать:

– микрофоны различных модификаций. Звучание фонограммы (плюсовая, минусовая).

- Вокально-музыкальную терминологию.

- ощущение высокой певческой позиции, близости и опоры звука, особенно при пении широких интервалов,

- процесс записи плюсовых фонограмм в студии звукозаписи.

 

6 год обучения.

Содержание целевых задач:

- Продолжение работы по выполнению всех целевых задач, поставленных с начала обучения, и доведение сформированных за это время вокально-технических навыков до автоматизма.

­ Активизация работы над словом и орфоэпией.

­ Совершенствование работы над драматургией произведения, сценическим поведением учащихся.

­ Освоение элементов "свинга«.

­ Определение стилистической и жанровой индивидуальности учащихся.

Дальнейшее развитие навыка исполнения эстрадной песни с одновременным использованием хореографических движений.

Итого:144 часа

В конце 6 года обучения обучающиеся должны знать:

– вокально-музыкальную терминологию: унисон, многоголосие, ансамблевый строй, цепное дыхание, «опора на дыхание», голосовое вибрато, открытый, закрытый звук, грудной, головной резонатор, фальцет, тональность, модуляция, виды и типы детских, женских и мужских голосов,

– приемы правильного звукообразования, фразировки и филировки звука,

-приёмы эстрадно-джазового пения, бестекстовой слоговой техники "скэта",

– знать и уметь пользоваться техническими средствами: микрофонами различных модификаций, звуковым пультом, звуконосителями (диск, флеш- накопитель).

 

Реальные результаты учебного предмета "Эстрадный вокал".

Результаты реализации программы «Школа вокально-эстрадного искусства» два раза в год представляются на городских и региональных семинарах в виде обобщения опыта работы по данной системе.

С 1999 года студия «Карнавал» имеет звание «Образцовый детский коллектив». Учащиеся студии каждый год принимают активное участие в конкурсах разного уровня: муниципальных, региональных, всероссийских и международных, неоднократно становясь Лауреатами и Дипломантами. Результативность участия учащихся в конкурсах отражена в издании «Золотой фонд города». 7 солистов студии были отмечены премиями Губернатора области, из них 2 Лауреата получили Премию Губернатора в этом учебном 2019/20 году-Куликова Валерия и Ященко Михаил.Некоторые солисты студии,кто хотел продолжить обучение в этом направлении,поступили на бюджетные места в столичные музыкальные ВУЗы: Гитис-1 выпускник(Рожков Юрий),Институт им. Шнитке-1 выпускница (Мальцева Лидия),МПГУ на факультет эстрадно-джазового вокала-2 выпускника (Дубовский Вячеслав и Баландин Никита), а также в прошлом году в СПБГИК на факультет эстрадно-джазового вокала поступили 2 выпускника студии на бюджетные места(из 7ми бюджетных мест-два места заняли наши солисты,набрав по вокалу по 100 баллов из 100 возможных-Гердт Роман и Рутц Наталья ),Новосибирский театральный институт на факультет музыкального театра-1 выпускник(на академический вокал-Ревенко Артур). В этом году ученица 6 класса Гилевич София получила диплом победителя-«Гран при» Международного конкурса "Музыкальная мельница"в Санкт-Петербурге.

Цели программы

Программа имеет следующие стратегические ц е л и:

· воспитание эмоционально-психологической культуры обучающихся средствами эстрадного искусства, выявление и развитие общекультурного потенциала;

· формирование основ художественно-эстетического самообразования растущей личности.

· на деятельно-практическом уровне, с учетом индивидуальных способностей, раскрыть перед детьми мир музыки, научить их слушать и слышать этот мир, его многогранность, приобщить к разнообразию существующих культурно-художественных традиций.

 

Образовательно-воспитательные з а д а ч и:

· воспитание эстетического вкуса и высоких нравственных качеств, потребности и готовности к исполнительской деятельности;

· развитие индивидуального тембра звучания голоса;

· формирование эмоционально-эстетической отзывчивости на культурные ценности разных народов;

· развитие коммуникабельности, культуры общения со зрителем, способности к самореализации творческого потенциала и проявлению художественно-творческой активности.

Результат программы

I. Планируемые результаты учебного курса "Эстрадный вокал".

 1 год обучения.

Метапредметные результаты.

Обучающиеся научатся:

 - осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных для него видах музыкально-ритмической деятельности;

- принимать музыкально-исполнительскую задачу и инструкцию учителя;

- принимать позицию исполнителя вокальных упражнений, композиций, песен;

- использовать простые символические варианты музыкальной записи (термины, основные музыкально-теоретические понятия);

- понимать содержание музыки, средства музыкальной выразительности, форму музыкального произведения;

- учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки;

- принимать участие в коллективной музыкальной деятельности, учиться петь в ансамбле.

 

2 год обучения.

Метапредметные результаты.

Обучающиеся научатся:

- планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя;

- эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных сказок, песен, музыкальных зарисовок.

- осуществлять контроль своего участия в разных видах вокально-ритмической деятельности, играх, импровизациях;

- осуществлять поиск нужной информации, используя материал и сведения, полученные от взрослых (музыкальный словарик, справочники, задания "Вспомни, что ты знаешь о хороводе");

- расширять свои представления о музыке и средствах музыкальной выразительности, теоретических знаниях, слышать ритмические особенности, темп, форму произведения;

- осуществлять поиск дополнительной информации о вокальных произведениях;

- исполнять со сверстниками вокальные упражнения с музыкально-ритмическими движениями в коллективных импровизациях, инсценировках.

 

3 год обучения.

Метапредметные результаты.

Обучающиеся научатся:

- участвовать в совместном открытии знаний;

- применять полученные знания о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно – творческих задач;

- исполнять вокально-хореографические композиции;

- подбирать манеру, пластику, жесты, для исполнения песенного материала различных жанров;

- создавать самостоятельно простейшие вокальные композиции, инсценировки, выполнять творческие задания;

- выполнять вокально–ритмические движения в опоре на заданный учителем или сверстниками ориентир;

- осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах музыкально-ритмической деятельности;

– проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями.

 

4 год обучения.

Метапредметные результаты.

Обучающиеся научатся:

- самостоятельно работать с музыкальными текстами, анализировать их строение, характерные особенности, уметь сравнивать с ранее изученными произведениями;

- обобщать учебный материал;

- устанавливать аналогии, сравнивая средства музыкальной выразительности в вокальной музыке и других видах искусства (литература, живопись)

- вносить необходимые коррективы в действие после его оценки и самооценки;

- осуществлять контроль своего участия в разных видах музыкально-ритмической деятельности;

- воспринимать мнение сверстников и взрослых о музыкальном произведении, особенностях его исполнения;

- высказывать собственное мнение о явлениях музыкального искусства.

 

5 год обучения.

Метапредметные результаты.

Обучающиеся научатся:

- планировать свои действия в соответствии с поставленными художественно-исполнительскими и учебными задачами;

- различать способ и результат собственных и коллективных действий;

- адекватно воспринимать оценку учителей, родителей, сверстников и других людей;

- принимать инициативу в музыкально-ритмических импровизациях и инсценировках;

- устанавливать аналогии, сравнивая средства музыкальной выразительности в танцевальной музыке и других видах искусства (литература, живопись)

- формирование духовных ценностей и нравственных идеалов.

 

6 год обучения.

Метапредметные результаты.

Обучающиеся научатся:

- проводить сравнение и классификацию изученных объектов по заданным критериям;

- представлять информацию в виде сообщения с иллюстрациями (презентация проектов);

- выражать свое мнение о музыке, используя разные речевые средства (монолог, диалог, сочинения), в т.ч. средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

- продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми, в том числе в проектной деятельности;

- уметь принимать решение в проблемной ситуации;

- стремиться к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;

- оценивать современную культурную и музыкальную жизнь общества и видеть своё предназначение в ней.

Особые условия проведения

Кроме вокальных занятий ребятам предлагаются дополнительные занятия по пластике сценического искусства,ритмические занятия и сценические постановки песен,что они очень любят и здесь уже включается богатая фантазия детей и юношества.

Ребята в зависимости от характера произведения должны грамотно пользоваться микрофонами.

Материально-техническая база

1.Актовый зал со звуковым и световым оборудованием для работы вокальной студии, фортепиано,сцена,экран,проектор,жалюзи для затемнения на окнах,костюмерная.

2. Офис студии с репетиционной комнатой где находятся ударные инструменты, звуковое оборудование  и фортепиано.