Программа «Радуга»

Актуальность предлагаемой программы определяется социальным заказом со стороны детей и их родителей (законных представителей). Одним из любимых видов деятельности детей младшего возраста является изобразительная деятельность. Через рисунок дети могут выразить своё отношение к окружающему миру, могут передать то, что не могут сказать словами. Через рисунок они развивается, поэтому эти занятия остаются у них любимыми на многие годы.

 

Создать новое, причём самостоятельно, возможно имея только определенный опыт, знания, умения и благоприятную среду для творческой деятельности. Известно, что природные задатки превращаются в способности только в деятельности, а творческие способности не только проявляются в деятельности, но и создаются ею, причём наибольший результат приносит любимая деятельность, это и развитие талантов, способностей, интересов личности.

 

Отличительные особенности программы, новизна

При разработке данной программы были использованы выводы и практические рекомендации ведущих учёных по теории развития творческой личности формирования творческой деятельности, проблемам познания и саморазвития личности. В качестве теоретической основы в программе выступают идеи:

- о саморазвитии личности в процессе деятельности, в частности, теории профессиональной педагогики (О.А. Артемьева, Б.Д. Богоявленская, Л.С. Выгодский, А.А. Вербицкий, А.Л. Денисова, Б.К. Лихачёв, В.А. Сластенин и др.);

- о формировании и развитии личности средствами изобразительного искусства в общей и профессиональной подготовке (Г.В. Беда, В.С. Кузин, В.К. Лебедко, Н.Н. Ростовцев, Л.Б. Михаленко, Е.В. Шорохов и др.)

Данная программа отличается от других содержанием учебного материала.

Новизна данной программы выражена в работе с различными материалами в различных нетрадиционных техниках изобразительного и декоративно-прикладного искусства: «Кляксографией», «Граттажем», «Набрызгом», «Монотипией», методом «тычка», рисованием с использованием природного материала, примакиванием, рисованием пластилином, декоративной аппликацией, аппликацией из мятой бумаги, ниткографией.

Педагоги

Бакаева Татьяна Олеговна, педагог дополнительного образования, образование - высшее, квалификационная категория – высшая, педагогический стаж работы 14 лет.

 

 

Содержание программы

 

Тема № 1. Вводное занятие (2 часа)

Тема № 2. «Радуга-дуга» (4 часа)

Тема № 3. «Ахроматические цвета. Серый» (2 часа)

Тема № 4. «Светлый-темный» (2 часа)

Тема № 5. «Теплые-холодные» (2 часа)

Тема № 6. «Контрастные цвета» (2 часа)

Тема № 7. «Сближенные цвета» (2 часа)

Тема № 8. «Летняя мозаика» (2 часа)

Тема № 9. «Осенний букет» (2 часа)

Тема № 10. «Знак Зодиака» (4 часа)

Тема № 11. «Цветные квадратики» (2 часа)

Тема № 12. «Рисуем запахи» (2 часа)

Тема № 13. «Натюрморт в технике „Пуантилизм“» (4 часа)

Тема № 14. «Пуантилизм в графике» (4 часа)

Тема № 15. «Животные, птицы». Техника «Пуантилизм» (6 часов)

Тема № 16. «Животные Африки» (6 часов)

Тема № 17. «Сказочная птица» (4 часа)

Тема № 18. «Сказочный замок» (2 часа)

Тема № 19. «Чудесный лес» (2 часа)

Тема № 20. «Ночь над городом» (4 часа)

Тема № 21. «Горный пейзаж» (4 часа)

Тема № 22. «Нитяные картинки» (2 часа)

Тема № 23. «Роза» (2 часа)

Тема № 24. «Рельефный рисунок» (2 часа)

Тема № 25. «Груша, яблоко» (2 часа)

Тема № 26. «Аппликация из бумажных шариков» (4 часа)

Тема № 27. «Мраморная бумага для упаковки подарка» (2 часа)

Тема № 28. «Беспорядочные узоры» (2 часа)

Тема № 29. «Изображение пятном» (2 часа)

Тема № 30. «Изготовление панно» (6 часов)

Тема № 31. «Изготовление открыток» (2 часа)

Тема № 32. «Варежки, валенки» (2 часа)

Тема № 33. «Пейзаж» (4 часа)

Тема № 34. «Портрет» (4 часа)

Тема № 35. «Создание образов насекомых, животных, растений» (4 часа)

Тема № 36. «Создание композиции из растительных форм» (2 часа)

Тема № 37. «Создание образов сказочных героев: принцев, принцесс, фей, разбойников» (4 часа)

Тема № 38. «Создание образа сказочного дворца (города)» (4 часа)

Тема № 39. «Создание образа летнего пейзажа с несколькими планами» (2 часа)

Тема № 40. «Создание образа романтического пейзажа» (2 часа)

Тема № 41. «Натюрморт» (4 часа)

Тема № 42. «Пластилинография» (6 часов)

Тема № 43. «Ниткография» (10 часов)

Тема № 44. Итоговое занятие (6 часов)

Цели программы

Цель: сформировать положительную мотивацию у детей к занятиям изобразительной деятельностью и декоративно-прикладным творчеством через освоение нетрадиционных техник.

 

Задачи:

Личностные:

  • формирование навыков творческой самореализации через рисунок;
  • формирование положительного восприятия художественных образов русской и зарубежной культуры;
  • воспитание ответственности за порученное дело, умение доводить начатое дело до конца;
  • развитие навыков взаимодействия в группе;
  • развитие навыков общения со сверстниками и педагогом.

 

Метапредметные:

  • формирование умений осуществлять действия по образцу и заданному правилу;
  • формирование умений сохранять заданную цель;
  • формирование умений видеть указанную ошибку и исправлять её;
  • формирование умений осуществлять контроль своей деятельности по результату выполненных работ;
  • формирование умений высказывать свою позицию, аргументировать её и отстаивать;
  • развитие памяти, наглядно-образного и логического мышления, произвольного внимания, воображения, мелкой моторики и координации движения рук;
  • формирование умения сравнивать, выделять главное в своей работе (классифицировать, анализировать);
  • развитие общей культуры личности;
  • развитие устойчивого интереса к художественно-изобразительной деятельности и декоративно-прикладному творчеству.

 

Предметные:

  • знакомство детей с нетрадиционными техниками изображения, их применением, выразительными возможностями, свойствами изобразительных материалов;
  • закреплять приобретённые навыки и умения, показывать широту их возможного применения;
  • формирование первичных навыков творческой продуктивной деятельности;
  • понимать и применять художественные термины, ориентироваться в разновидностях изобразительного искусства и декоративно-прикладном творчестве.

Результат программы

Личностные:

  • сформированы навыки творческой самореализации через рисунок;
  • сформировано положительное восприятие художественных образов русской и зарубежной культуры;
  • будут нести ответственность за порученное дело, уметь доводить начатое дело до конца;
  • развиты навыки взаимодействия в группе;
  • развиты навыки общения со сверстниками и педагогом.

 

Метапредметные:

  • сформированы умения осуществлять действия по образцу и заданному правилу;
  • сформированы умения сохранять заданную цель;
  • сформированы умения видеть указанную ошибку и исправлять её;
  • сформированы умения осуществлять контроль своей деятельности по результату выполненных работ;
  • сформированы умения высказывать свою позицию, аргументировать её и отстаивать;
  • развита память, наглядно-образное и логическое мышление, произвольное внимание, воображение, мелкая моторика и координация движения рук;
  • сформированы умения сравнивать, выделять главное в своей работе (классифицировать, анализировать).
  • развита общая культура личности;
  • развит устойчивый интерес к художественно-изобразительной деятельности и декоративно-прикладному творчеству.

 

Предметные:

  • будут знать нетрадиционные техники изображения, их применение выразительными возможностями, свойства изобразительных материалов;
  • закрепят приобретённые навыки и умения, покажут широту их возможного применения;
  • сформированы первичные навыки творческой продуктивной деятельности;понимают и применяют художественные термины, ориентируется в разновидностях изобразительного искусства и декоративно-прикладном творчестве.

Особые условия проведения

Набор детей в объединение осуществляется на добровольной основе, без гендерного учёта.

Обучающиеся должны работать в фартуке и нарукавниках.

 

 

Материально-техническая база

Занятия проводятся в учебном кабинете.

 

Перечень оборудования учебного кабинета:

  • столы, необходимое количество стульев;
  • шкафы для хранения материалов и художественных принадлежностей;
  • шкаф для хранения иллюстративной литературы и образцов;
  • стенды для размещения образцов и проведения выставок;
  • шкаф для хранения натурного материала.

Перечень материалов, необходимых для занятий:

  • гуашь, акварель, акрил;
  • чернографитные карандаши, цветные карандаши, акварельные карандаши, гелевые ручки, восковые мелки;
  • бумага (ватман, картон, цветная бумага, акварельная);
  • поролоновые губки, ватные диски, ватные палочки, зубочистки;
  • кисти плоские, кисти круглые, кисти синтетические (№ 1-12);
  • линейки, треугольники, циркуль;
  • ластики;
  • баночки для воды, салфетки;
  • клей «ПВА», клей-карандаш.

Перечень технических средств обучения:

  • DVD проигрыватель, компьютер;
  • диски: «Шедевры мировой живописи», диски с тематическими видеоуроками и тематическими мастер-классами.

Учебный комплект на каждого обучающегося:

  • гуашь, акварель, акрил;
  • чернографитные карандаши, цветные карандаши, акварельные карандаши, гелевые ручки, восковые мелки;
  • бумага (ватман, картон, цветная бумага, акварельная);
  • поролоновые губки, ватные диски, ватные палочки, зубочистки;
  • кисти плоские, кисти круглые, кисти синтетические (№ 1-12);
  • линейки, треугольники, циркуль;
  • ластики;
  • баночки для воды, салфетки;
  • клей «ПВА», клей-карандаш.

Информационное обеспечение:

  • буклет о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Радуга";
  • информационные листовки о творческом объединении "Радуга";
  • информационные плакаты (стенд, баннер) о творческом объединении "Радуга";
  • информационные листовки с режимом работы и расписанием занятий;
  • визитные карточки с указанием контактов и местонахождения;
  • памятки для родителей (законных представителей);
  • памятки детей о правилах внутреннего распорядка, безопасности и пр.
  • экранно-звуковые пособия: видеофильмы с записью мастер-классов

Педагогические технологии:

  • Технология индивидуализации обучения
  • Технология группового обучения
  • Технология проектной деятельности
  • Технология игровой деятельности
  • Коммуникативная технология обучения
  • Технология коллективной творческой деятельности
  • Здоровьесберегающая технология

Перечень дидактических материалов:

  • демонстрационные и практические пособия, подборки материалов, игр, заданий, упражнений по темам программы;
  • раздаточные материалы по темам программы;
  • инструкционные и технологические карты к занятиям;
  • образцы изделий, банк творческих работ;
  • лепбук "Нетрадиционные техники рисования";
  • сказка о трёх принцессах;
  • "Цветовой аккордеон".