Программа по формированию основ финансовой грамотности

Современное поколение дошкольников живет в совершенно иных экономических условиях. Детей повсюду окружает реклама, а в их лексикон включается всё больше слов финансовой среды.Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, ходят с родителями в магазины, участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне.

Человек который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому наши дети должны быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой жизни! Специалисты утверждают, что неверно полагаться лишь на стихийное усвоение знаний об окружающей жизни, в частности, о финансово-экономических отношениях, так как деньги, бедность, богатство, реклама, кредит, долги и иные финансовые категории несут в себе воспитательный потенциал, наполненный таким этическим содержанием, как трудолюбие, доброта, честность. Чем раньше дети узнают о роли финансовых средств в частной, семейной, общественной жизни, тем раньше у них будут сформированы правильные финансовые привычки.

В дошкольном возрасте основы финансовой грамотности могут прививаться через базовые финансовые представления: о добре и зле, красивом, некрасивом, хорошем и плохом. Основная задача – дать понять об отношении бережливости к вещам, природным ресурсам, а затем и деньгам. Главная идея – бережливость, «Я – бережливый ребенок». Нравственные представления дошкольников формируются на основе наглядных примеров.. Дети не знают, почему тот или иной поступок хорош или плох, но они знают как именно они должны поступить («поделиться», «подарить», «положить в копилку»). Дошкольнику можно сколько угодно говорить о нормах и правилах, но если слова не будут связаны с определенной последовательностью действий, они будут бесполезны. Отсюда вывод представления о нормах финансового поведения формируются на основе определённой последовательности поступков, умело демонстрируемых взрослыми. 

Педагоги

Шиндяйкина Ксения Олеговна - воспитатель первой квалификационной категории, педагогический стаж 8 лет.

Содержание программы

Первый год обучения

Тема 1. Введение в мир экономики
Тема 2. Знакомство с Бережливой копеечкой и виртуальным мальчиком Рубликом
Тема 3. Разнообразные потребности современного человека.
Тема 4. Труд и продукты труда. Беседа «Для чего взрослые работают?»
Тема 5. Всякому делу учиться надо
Тема 6. Путешествие в страну профессий
Тема 7. Потребность в общении и уважении
Тема 8. Проявление интересов
Тема 9. Подарок для друга
Тема 10. Предметы, необходимые для жизни
Тема 11. Что такое ресурсы
Тема 12. Вода – природный ресурс
Тема 13. «На благо человека»
Тема 14. Трудовые ресурсы
Тема 15. Что такое деньги? Зачем они нужны?
Тема 16. Понятие «цена», «стоимость» товара
Тема 17. Обмен и покупка товаров
Тема 18. Как правильно тратить деньги
Тема 19. Что такое реклама.
Тема 20. Придумываем рекламу
Тема 21. Викторина «Сто к одному»
Тема 22. Подарок для мамы.
Тема 23. Дом, где живут деньги
Тема 24. Что такое семейный бюджет?
Тема 25. Как правильно делать покупки
Тема 26. Идём в магазин с Копеечкой и Рубликом
Тема 27. Планируем семейный бюджет вместе
Тема 28. Копилка
Тема 29. Карманные деньги
Тема 30. Как стать экономным
Тема 31. Не имей сто рублей, а имей сто друзей
Тема 32. Семейный праздник

Второй год обучения
Тема 1. Игра -путешествие по стране Экономии
Тема 2. Новые профессии
Тема 3. Кто такой профессионал
Тема 4. Труд – продукт
Тема 5. Денежные знаки
Тема 6. Денежные знаки других стран
Тема 7. Размен денег
Тема 8. Банковская карта, банкомат
Тема 9. Семейный бюджет
Тема 10. Доходы и расходы семейного бюджета
Тема 11. Сбережения (накопления)
Тема 12. Денежная прибыль и долг
Тема 13. Производители и ресурсы
Тема 14. Как сберечь ресурсы планеты?
Тема 15. Экономические ресурсы
Тема 16. Акции на товары
Тема 17. Банк
Тема 18. Бизнес
Тема 19. Что такое налоги и зачем их платить
Тема 20. Реклама – двигатель торговли
Тема 21. Что быстрее купят?
Тема 22. Профессии людей в рекламном агентстве
Тема 23. Конкурс на лучший рекламный плакат
Тема 24. Лотерея
Тема 25. Сюжетно-ролевая игра «Лотерея»
Тема 26. Самостоятельная покупка
Тема 27. Кошелёк
Тема 28. Экономика в сказках
Тема 29. Помогаем Копеечке сохранить и преумножить богатства
Тема 30. Игра-соревнование «Экономическая рыбалка»
Тема 31. Решение элементарных экономических задач 
Тема 32. Праздник юных экономистов с Рубликом

Цели программы

Цель программы – раскрыть ребенку окружающий его предметный мир как мир духовных и материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры, сформировать основы экономической компетенции и финансовую грамотность у детей старшего дошкольного возраста.

Направление на решение следующих задач:

- Сформировать у детей первичные экономические понятия;

- Научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;

- Воспитать уважение к людям, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги.

Результат программы

По итогам реализации программы у детей формируются следующие понятия м представления: 
- Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.

- Сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.

- Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести (а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник).

- Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине).

- Финансы нужно планировать.

- Твои деньги бывают объектом чужого интереса (дети должны знать элементарные правила финансовой безопасности).

- Не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь).

- Финансы – это интересно и увлекательно.

Особые условия проведения

Программа реализуется с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет).

Материально-техническая база

Занятия с детьми организуются в групповом помещении. Групповая комната оснащена:
• Дидактические игры на развитие психических функций – мышления, внимания, памяти, воображения
• Дидактические материалы по сенсорике, математике, развитию речи, обучению грамоте
• Географический глобус
• Географическая карта мира
• Карта России, карта мира
• Глобус звездного неба
• Муляжи овощей и фруктов
• Календарь погоды
• Плакаты и наборы дидактических наглядных материалов с изображением животных, птиц, насекомых, обитателей морей, рептилий
• Магнитофон, аудиозаписи
• Детская мебель для практической деятельности
• Детская мебель для практической деятельности
• Книжный уголок
• Уголок для изобразительной детской деятельности
• Игровая мебель. Атрибуты для сюжетно – ролевых игр: «Семья», «Магазин», «Парикмахерская», «Больница», «Школа», «Библиотека»
• Природный уголок
• Конструкторы различных видов
• Головоломки, мозаики, пазлы, настольные игры, лото.
• Развивающие игры по математике, логике
• Различные виды театров