Программа «Занимательное конструирование и моделирование»

Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательской, творческой деятельности, технического творчества, развития конструктивного мышления.

Образовательные конструкторы «Знаток» знакомят воспитанников с основами радиоэлектроники и электротехники, учат собирать различные по назначению и сложности электрические схемы. Таким образом, ребята знакомятся с техникой, открывают тайны механики, прививают соответствующие навыки, учатся работать, иными словами, получают основу для будущих знаний, развивают способность находить оптимальное решение, что, несомненно, пригодится им в течение всей будущей жизни.

Курс LEGO-конструирования является пропедевтическим для подготовки к дальнейшему изучению LEGO-конструирования с применением компьютерных технологий.

Данная программа актуальна тем, что раскрывает для дошкольника мир техники. LEGO-конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей.

Педагоги

Шестакова Светлана Александровна - воспитатель первой квалификационной категории, педагогический стаж 7 лет.

Содержание программы

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 5-6 ЛЕТ

Тема 1. Основы электро-конструирования. Природа электрического тока.

Правила работы с электронным конструктором и техника безопасности и правила поведения. Понятие «электричество», «электрический заряд», «электрический ток», «электрическая цепь». История появления и развития электричества. Изучение компонентов (электронные блоки и провода) электрической схемы. Методика сборки.

Тема 2. Вентиляторы.

Первоначальные понятия вентилятора. Вентилятор – прошлое и настоящее. Графические обозначения. Рассматривание схемы вентилятора, собранной воспитателем. Рассказ педагога о том, какие бывают вентиляторы, и о назначении работы вентилятора. Назвать детали схемы. Сборка схемы.

Тема 3. Источники питания. Источники света

Последовательное и параллельное соединение элементов цепи. Современные источники питания. Внешний вид, устройство и условное обозначение ламп накаливания. Внешний вид, устройство и условное обозначение светодиодов, встречающихся в принципиальных схемах. Новые источники света. Основные схемы включения ламп и светодиодов. Влияние силы тока на яркость светодиодов. Попеременное включение лампы и светодиода.

Тема 4. Первые эксперименты.

Тема 5. Радиоприемники.

Первоначальные понятия радиоприемника. Радиоприемник – прошлое и настоящее. Графические обозначения. Рассматривание схемы радиоприемника, собранной воспитателем. Рассказ педагога о назначении работы радиоприемника. Назвать детали схемы. Сборка схемы.

Тема 6. Первая светомузыка.

Последовательное и параллельное соединение элементов цепи. Условные обозначения элементов цепи. История появления музыкальных дверных звонков.

Тема 7: Усилители мощности.

Рассматривание схемы собранной педагогом. Рассказ педагога о том, какие бывают усилители и о их назначении. Название деталей схемы.

Тема 8. Итоговое занятие – выставка работ детей.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 6-7 ЛЕТ:

 

Тема 1. Знакомство с конструкторами, организация рабочего места, техника безопасности.

Дети знакомятся с новым для них видом деятельности. Знакомство с новым видом конструктора и представления о происхождении LEGO и его разработчике. Введение детей в роботехнику с помощью Lego – education. Развивать познавательный интерес.

Тема 2. Волчок

Показать новые детали схемы. Развивать мелкую моторику рук и навыки конструирования. Знать и понимать схему. Формировать умение моделировать свои любимые игрушки по карте-схеме, передавая их форму, цвет, размер. Знакомить с понятиями: вращение, зубчатая передача, устойчивость конструкций. Обыгрывание.

Тема 3. Вертушка.

Познакомить детей с понятием энергии ветра, площадь. Знакомить со свойствами материалов, принципами конструирования механических игрушек. Обыгрывание.

Тема 4. Аттракционы и парк развлечений

Продолжать формировать умение детей конструировать механические игрушки. Знакомить детей с понятиями – равновесие и масса. Дать представление о рычаге. Формировать умение отбирать необходимые детали и конструировать объект в соответствии с инструкцией; оценивать результаты своего труда, обыгрывать конструкцию.

Тема 5. Транспорт

Знакомить детей с устройством и функциями транспорта. Формировать умение создавать конструкцию по карте-схеме. Развивать технические навыки детей. Закреплять названия деталей и частей автомобиля. Пополнять словарь техническими терминами.

Тема 6. Плот

Развивать у детей воображение, творческое мышление. Закреплять представления об энергии ветра, площади, свойствах материалов. Продолжать формировать умение работать в парах.

Тема 7. Наша ферма.

Формировать умение создавать конструкции по образцу. Закреплять полученные конструктивные навыки, знания о деталях, их соединении, о создании коллективной конструкции и навыки работы в коллективе. Формировать умение создавать конструкцию по замыслу. Обыгрывание совместной постройки. Выставка.

Тема 8. Хоккеист

Познакомить детей с механическими игрушками, принципами их конструирования. Продолжать формировать умение детей создавать конструкцию по инструкции. Закреплять конструкторские навыки, знания о деталях, их соединении. Знакомить с понятиями: зубчатая передача, рычаги. Обыгрывание.

Тема 9. Свободное творчество

Развивать у детей творческий потенциал. Закреплять полученные конструктивные навыки, знания о деталях, их соединении, о создании индивидуальных и коллективных моделей и конструкций. Формировать умение создавать конструкции по замыслу. Развивать творческое воображение и фантазию. Выставка.

Тема 10. Итоговое занятие – выставка работ детей.

Цели программы

Цель: создание условий для развития научно-технического и творческого потенциала личности дошкольника через обучение элементарным основам инженерно-технического конструирования и моделирования.

Задачи:

Обучающие:

1. Совершенствование умения создавать конструкции по образцу, схеме, чертежу и собственному замыслу.

2. Формирование представлений об элементарных приемах сборки и правилах безопасной работы при конструировании.

Развивающие:

1. Развитие интереса к технике, конструированию, техническому творчеству, высоким технологиям, конструкторских, инженерных и вычислительных навыков.

2. Развитие мелкой моторики, координации "глаз-рука".

3. Развитие психофизиологических качеств дошкольников: памяти, внимания, творческого и логического мышления, пространственных представлений, умения анализировать, проектировать, планировать собственную деятельность, концентрировать внимание на главном.

4. Развитие творческой инициативы и самостоятельности.

Воспитательные:

1. Формирование предпосылок к учебной деятельности (волевых качеств личности дошкольников): умения и желания трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, планировать будущую работу, доводить начатое дело до конца, терпения.

2. Воспитание умения работать в коллективе.

Результат программы

В результате освоения Программы воспитанники должны уметь:

- организовывать рабочее место;

- собирать и анализировать электрические схемы простого уровня сложности;

- соблюдать технику безопасности при выполнении практико-ориентированных заданий;

- умение работать по предложенным инструкциям;

- умение творчески подходить к решению задачи;

- умение довести решение задачи до работающей модели;

- умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;

- умение работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности

должны знать:

- основные элементы электрических схем и способы их обозначения;

- основные приемы выполнения работ при сборке простейших электрических цепей;

- технику безопасности при выполнении практико-ориентированных заданий.

Особые условия проведения

Программа разработана для детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет).

Материально-техническая база

Занятия организуются в групповом помещении, оборудованном индивидуальными столами, ноутбуком, интерактивным столом.

Для непосредственной деятельности детей в наличии имеются 4 стартовых набора Лего-механизмы и 12 комплектов образовательного конструктора "Знаток".