Программа «Тропинка к своему Я»

  • (20)

Предлагаемая программа психологических занятий в средней образовательной школе направлена на формирование и сохранение психологического здоровья подростков. Она способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, формирует коммуникативные навыки, способствует установлению атмосферы дружелюбия, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка, основой которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства ведущих исследователей в этой области, наличие динамического равновесия между индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием формирования психологического здоровья ребёнка является его успешная адаптация к социуму.

В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой

работы, которая включает три основных компонента:

• аксиологический (связанный с сознанием);

• инструментально-технологический;

• потребностно-мотивационный.

Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями "Я«:

собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами. Он предполагает осознание ребёнком ценности, уникальности себя и окружающих, идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с миром во всей его полноте.

Инструментальный компонент предполагает овладение рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и своём месте во взаимоотношениях с другими.

Потребностно-мотивационный компонент обеспечивает появление у ребёнка потребности в саморазвитии, самоизменении, побуждает к последующей самореализации.

Задачи развития являются четвёртым компонентом в данной модели. Работа с ними осуществляется параллельно, т.е. при построении каждого занятия учитываются все направления, но, в зависимости от целей, делается акцент на одном из них.

Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы среднего общего образования ФГОС. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, развитию способностей.

Педагоги

Колесник Наталья Михайловна (педагог-психолог)

Содержание программы

1. Способствовать успешной психологической адаптации учащихся к условиям обучения в основной школе.

2. Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей -установку преодоления.

3. Мотивировать к самопознанию и познанию других людей.

4. Развивать самосознание, самопринятие.

5. Содействовать формированию эго-идентичности.

6. Способствовать актуализации индивидуальных взглядов, позиций, установок.

7. Учить анализировать свое поведение, свои поступки и поступки других.

8. Содействовать формированию самостоятельности как предпосылки умения принять ответственность за свою жизнь.

9. Учить распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать свои чувства и чувства другого человека.

10. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений и адаптации в социальной среде.

11. Прививать умение быть толерантными и терпимыми к недостаткам и особенностям других людей.

12. Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. Формировать терпимость к мнению собеседника. Учиться конструктивно разрешать конфликтные ситуации.

Цели программы

Цель рабочей программы – формирование и сохранение психологического здоровья школьников через создание условий для их успешной адаптации к школьной жизни и социализации.

Задачи программы:

1. Способствовать успешной психологической адаптации учащихся к условиям обучения в основной школе.

2. Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей -установку преодоления.

3. Мотивировать к самопознанию и познанию других людей.

4. Развивать самосознание, самопринятие.

5. Содействовать формированию эго-идентичности.

6. Способствовать актуализации индивидуальных взглядов, позиций, установок.

7. Учить анализировать свое поведение, свои поступки и поступки других.

8. Содействовать формированию самостоятельности как предпосылки умения принять ответственность за свою жизнь.

9. Учить распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать свои чувства и чувства другого человека.

10. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений и адаптации в социальной среде.

11. Прививать умение быть толерантными и терпимыми к недостаткам и особенностям других людей.

12. Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. Формировать терпимость к мнению собеседника. Учиться конструктивно разрешать конфликтные ситуации.

Результат программы

Итогом работы по данной программе является сохранение психологического здоровья школьников, их успешная школьная адаптация и социализация: приобретение чувства уверенности в себе, стремление созидать и узнавать новое; приобретение навыков успешного взаимодействия с ровесниками и взрослыми. В результате ребенок будет познавать не только внешний мир, но и самого себя. И в этой гармонии его школьный жизненный путь будет более успешным и радостным.

Особые условия проведения

Материально-техническая база оснащена (кабинет для занятий, канцелярские принадлежности, дополнительная литература и т.п.)

Материально-техническая база

- цветные карандаши

- бумага 

- пластилин

- краски

- кисти и т.п.

- кинетический песок 

- компьютер

- оргтехника