Программа «Фольклорные развивающие игры»

Игра – один из немногих видов деятельности, в котором удовольствие от процесса стоит выше, чем результат. Участники игры принимают определенные правила и следуют им для того, чтобы получить эмоции, впечатления, радость. Может ли при этом игра стать эффективным инструментом обучения детей? Безусловно, но при этом потеря удовольствия от игры превратит ее в обычный урок.

 

Игровые техники на занятии, безусловно, приносят пользу. Ученики вовлекаются в процесс изучения предмета, зачастую могут на практике применить свои знания или же своим умом дойти до определенных выводов, написанных в учебнике. В случае, если игра рассчитана на длительный период и предполагает несколько этапов (итераций), ученики будут с радостью спешить на занятие, чтобы узнать продолжение сюжета, усилить свои позиции в игре или попросту отыграться. В целом высокая эмоциональная вовлеченность и радость от процесса облегчают запоминание материала и повышают мотивацию к обучению.

 

В младшем школьном возрасте основным видом деятельности ребенка становится учебная. На занятиях ритмикой, хореографией и пластической гимнастикой дети учатся координировать движения, развивать гибкость и пластику, изучают основные позиции и положения рук и ног в танце.

 

Ритмика в сочетании с игровой деятельностью способствует развитию координации, ориентации в пространстве, формированию правильной осанки и укреплению мышц спины, улучшению подвижности суставов.

 

Ритмика помогает развить такие природные физические данные, как растяжка, прыжок, подъем, гибкость. Помимо этого, изучая народные игры и сказки, у ребенка развивается фантазия и артистичность, которые так необходимы при постановке хореографических композиций. Велика роль данного комплекса и в эстетическом развитии учащихся, так как он приобщает их к богатству мирового танцевального и музыкального народного творчества.

Педагоги

Педагог высшей квалификационной категории Кормачева Анастасия Александровна.

Педагог высшей квалификационной категории Шкаровская Елизавета Андреевна.

Содержание программы

Программа рассчитана на 5 лет обучения и включает в себя 2 этапа, соответствующих возрастным особенностям обучающихся:

Первый этап.
Режим работы:

1-й год 1 час в неделю * 4 недели * 9 месяцев = 36 часов в год.

2-й год- 2 часа в неделю * 4 недели * 9 месяцев = 72 часа в год.

3-й год- 2 часа в неделю * 4 недели * 9 месяцев = 72 часа в год.

 

Второй этап.

Режим работы:

4- год 3 часа в неделю * 4 недели * 9 месяцев = 108 часов в год.

5-й год 3 часа в неделю * 4 недели * 9 месяцев = 108 часов в год.

Занятия проводятся в период сентябрь-май.

 

I Раздел.

Коллективно-порядковые упражнения:

Шаги на месте и по кругу.

Повороты направо и налево.

Построение в шеренгу, в колонну, в круг.

Повороты прыжком направо, налево.

Ходьба и бег в разных темпах: умеренном и быстром.

Ходьба и бег с разными положениями рук: руки на поясе, в стороны.

Ходьба на полупальцах и пятках.

Упражнения для разогрева мышц.

 

II Р А З Д Е Л.
Упражнения в форме игры для укрепления мышечного корсета
Мышечный корсет – это мышцы спины, груди и брюшного пресса, именно они удерживают наш позвоночник в правильном положении, если он слабый, то это приводит к задержкам физического развития ребенка.

 

Под влиянием регулярных занятий физическими упражнениями мышечная система ребенка укрепляется, что предупреждает формирование неправильной осанки. Благодаря специальным физическим упражнениям устраняются дефекты физиологической кривизны, укрепляются мышцы спины и грудной клетки, формируется мышечный корсет за счет развития статической и силовой выносливости мышц спины и живота, который удерживает позвоночник в правильном положении. Следовательно, оказывается положительный эффект в коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата детей и подростков школьного возраста.

 

Игровые упражнения на растяжку и гибкость.

 

III Р А З Д Е Л.

Танцевальные игры.

Это не просто танец и не просто музыкальная игра. Это энергия свободного движения под музыку, соединенная с азартом командной игры. Это всегда весело, это поднимает настроение участникам, добавляет хороших эмоций и позволяет справиться с плохими.

 

На занятиях дети танцуют под музыку, которая содержит различные образы, что благотворно влияет на развитие фантазии и воображения. Музыкально-ролевые игры позволяют детям представить себя персонажами сказочных миров как самих детей, так и педагога. Данный подход в обучении позволяет детям самовыражаться в движении, развиваясь эмоционально и духовно.

 

Игры на релаксацию.

Нервная система ребёнка дошкольного возраста далека от своего совершенства. Детям сложно контролировать процессы возбуждения и торможения нервной системы. Этим и объясняется неспокойный сон или проблемы с засыпанием после активных игр. Прежде всего, это касается активных деток.

 

Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. Этим занимаются педагоги подготовительной школы Заслуженного коллектива народного творчества РФ ансамбля народного танца «Сибирские узоры». В процессе развития, воспитания и обучения дети получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить. Активная умственная и физическая деятельность и сопутствующие им эмоциональные переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к напряжению мышц тела. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии.

 

Научившись расслаблению, каждый ребенок получает то, в чем ранее испытывал недостаток. Это в равной степени касается любых психических процессов: познавательных, эмоциональных или волевых. В процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести тело к равновесию и гармонии.

 

IV Р А З Д Е Л.

Партерная гимнастика как применение здоровьесберегающего подхода в обучении.

 

V Р А З Д Е Л.
Ритмические упражнения.

Игровые этюды.

Импровизационные игры, сказки.

 

Игры-импровизации направлены на развитие воображения у детей. Воображение-это психический процесс, заключающийся в создании образов и ситуаций, никогда в целом непосредственно не воспринимавшихся. Стремление обеспечить условия для реальной готовности детей к участию в музыкально-сценической деятельности привело нас к созданию нескольких форм организации работы воображения, названных нами мимическими, пластическими, музыкально-двигательными, интонационно-речевыми и темброво-имитационными импровизациями.

Цели программы

Создание эффективных условий для формирования интереса к занятиям по народному танцу у детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами игровой деятельности.

 

Задачи:
Развивающие:
· развивать основные физические качества обучающихся: сила, скорость, выносливость, ловкость и гибкость посредством игровой деятельности;
· развивать чувства ритма, такта в процессе игровой деятельности;
· развивать память и мышление (образное, логическое) посредством импровизационных игр;
· развивать компетенции в области общения и лидерства;
· развивать коммуникативные навыки.
Образовательные:
· сформировать у детей знания о русском фольклоре;
· сформировать знания об основных формах игровой деятельности на занятиях народным танцем.
Воспитательные:
· воспитывать такие качества личности как ответственность, трудолюбие, коллективизм, дисциплинированность;
· воспитывать морально-волевые качества;
· воспитывать уважения к культурным традициям народа.
Оздоровительные:
· сохранять и укреплять здоровье обучающихся посредством занятий партерной гимнастикой;
· формировать понятие об основных составляющих принципа "здорового образа жизни".

Результат программы

Возрастная группа 5-7 лет (первый этап).

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

и воспроизводить со слов педагога изученные коллективно-порядковые упражнения;

изученные элементы русского фольклора;

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

слышать музыку и свободно двигаться с определенным ритмическим рисунком;

У обучающихся будут развиты следующие личностные качества:

иметь достаточный уровень физического развития (эластичность мышц, выворотность ног и т.д);

иметь достаточный уровень взаимодействия с другими детьми.

 

Возрастная группа 7-9лет (второй этап).

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

изученные элементы русского фольклора;

и воспроизводить со слов педагога изученные коллективно-порядковые упражнения.

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

слышать музыку и свободно двигаться с определенным ритмическим рисунком.

У обучающихся будут развиты следующие личностные качества:

собранность;

аккуратность;

воля к победе;

техничность и артистизм;

импровизационные навыки;

коммуникабельность;

иметь достаточный уровень физического развития (эластичность мышц, выворотность ног и т.д).

Особые условия проведения

По программе «Развивающие игры» занимаются исключительно обучающиеся Заслуженного коллектива народного творчества ансамбля народного танца «Сибирские узоры» начиная со 2 года обучения подготовительной школы коллектива (с 5 лет).

 

Медицинская справка о допуске к занятиям.

Материально-техническая база

Занятия проводятся на базе ДДТ им. А.И. Ефремова (Мира, 14), в отдельном помещении S 123,8 м2 и 94,9м2, а так же на сцене Дома творчества (182,7м2).

Танцевальные классы со специализированным танцевальным покрытием, оборудованы зеркалами и станками.

Для музыкального сопровождения занятий и развития детей в коллективе имеются музыкальные инструменты: баяны (для занятий по народному танцу), фортепиано (для занятий по классическому танцу), музыкальные центры, активные музыкальные колонки и ноутбуки для записи и воспроизведения фонограмм для танцевальных номеров.

При танц.классах имеются раздевалки (мужская и женская).

В ДДТ им. А.И. Ефремова имеется душ, где обучающиеся имеют возможность поддерживать гигиену.