Программа «Клуб юных интеллектуалов»

Актуальность программы обусловлена следующими факторами:

А) Особенностью современной ситуации.

Обучающиеся находят свой круг общения, в котором основными являются общечеловеческие ценности, а система приоритетов ориентирована на знания и культуру (культуру личности, культуру мышления, культуру общения).

Б) Возрастными психологическими особенностями детей.

В) Особенностями микросоциума.

 

Новизна. Настоящая программа является уникальной для образовательного учреждения, в котором она реализуется. Детям впервые предлагается в игровой форме разобрать теоретические основы решения интеллектуальных задач с целью применения приобретенных знаний в других сферах деятельности.

 

Отличительная особенность программы в том, что она уделяет внимание не только развитию эрудиции и навыков работы в команде, но и знакомит с различными формами клубных интеллектуальных игр.

 

Направленность. Программа отнесена к социально-гуманитарной направленности, так как процесс обучения в клубе направлен на то, чтобы ребята не только успешно социализировались, научились успешно выходить из любой жизненной ситуации, используя весь свой творческий потенциал, логику, воображение, интеллект и навыки общения с другими людьми.

 

Направления работы интеллектуального клуба:

-проведение и подготовка различных игровых программ;

-разработка новых интеллектуальных программ;

-развитие общего интеллектуального уровня ребят в процессе занятий;

-организация содержательного досуга и общения ребят;

-осуществление связи с интеллектуальными объединениями в школах района;

-участие в областных и районных состязаниях интеллектуалов.

 

Форма обучения -очная.

Уровень освоения программы – базовый.

Адресат программы – обучающиеся 11-17 лет.

 

Дополнительная общеобразовательная программа «Клуб юных интеллектуалов» предусматривает срок обучения в течении 4 лет. Количество часов в год:

1 год обучения −136 часов;

2 год обучения −136 часов;

3 год обучения −136 часов;

4 год обучения −136 часов.

Итого: 544 часа.

 

Режим проведения занятий: Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Академический час – 45 минут, перерыв 10 минут. Режим занятий соответствует СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей".

 

Программа реализуется на базе Муниципального казённого общеобразовательного учреждения Савкинской средней общеобразовательной школы имени Александра Лескова

адрес: Новосибирская область, Баганский район, с.Савкино, ул. Октябрьская, 31.

 

Педагоги

Бабий Ольга Евгеньевна, педагог дополнительного образования Баганского Дома детского творчества по совмещению.Имеет высшую квалификационную категорию. Ее обучающиеся призеры районных интеллектуальных игр.

Расписание

1 группа

Вторник 15.00-16.40

Четверг15.00-16.40

 

2 группа

Понедельник 15.00-16.40

Среда 15.00-16.40

 

3 группа

Пятница 15.00-16.40

суббота 15.00-16.40

 

4 группа

Понедельник 16.50-18.30

Среда 16.50-18.30

Содержание программы

Учебный план 1 года обучения

Введение в программу - 2ч.
Теория интеллектуальных игр-2ч.
Малые формы интеллекту­альных игр-26ч.
Игры на развитие интеллек­та и его составляющих-20ч.
Игры на расширение и уг­лубление объема информа­ции-50ч.
Психологический тренинг, тестирование -12ч.
Досуговые программы -10ч.
Практические занятия, само­стоятельная и творческая ра­бота обучающихся (14ч.):

- разработка игровых про­грамм;

- подготовка к участию в игровых программах;

- подготовка и проведение игровых программ-14ч.

 

 Учебный план 2 года обучения

Введение в программу-2ч.
Теория интеллектуальных игр-2ч.
Малые формы интеллекту­альных игр- 16ч.
Игры на развитие интеллек­та и его составляющих-24ч.
Игры на расширение и уг­лубление объема информа­ции-40ч.
Психологический тренинг, тестирование-10ч.
Досуговые программы-10ч.
Практические занятия, само­стоятельная и творческая ра­бота обучающихся  (32ч.):

- разработка игровых про­грамм-1ч.

- подготовка к участию в игровых программах-24ч.

- подготовка и проведение игровых программ-8ч.

 

 

Учебный план 3 года обучения

Введение в программу-2ч.
Теория интеллектуальных игр-6ч.
Малые формы интеллекту­альных игр-8ч.
Игры на развитие интеллек­та и его составляющих-19ч.
Игры на расширение и уг­лубление объема информа­ции-36ч.
Психологический тренинг, тестирование-11ч.
Досуговые программы-10ч.
Практические занятия, само­стоятельная и творческая ра­бота обучающихся:

- разработка игровых про­грамм-2ч.

- подготовка к участию в игровых программах-2ч.

- подготовка и проведение игровых программ-2ч.

 

 

Учебный план 4 года обучения

Введение в программу-2ч.
Теория интеллектуальных игр-4ч.
Малые формы интеллекту­альных игр-12ч.
Игры на развитие интеллек­та и его составляющих-18ч.
Игры на расширение и уг­лубление объема информа­ции-35ч.
Психологический тренинг, тестирование-11ч.
Досуговые программы-10ч.
Практические занятия, само­стоятельная и творческая ра­бота обучающихся:

- разработка игровых про­грамм-10ч.

- подготовка к участию в игровых программах-16ч.

- подготовка и проведение игровых программ-12ч.

Цели программы

Цель программы: создание условий для интеллектуального развития и социализации обучающихся.

Задачи:

 

Личностные:

1.Формировать командный дух.

2.Воспитывать информационную культуру, как составляющую общей культуры современного человека.

3.Воспитывать чувство ответственности за свою работу.

 

Метапредметные:

1.Способствовать развитию речевых навыков:

- умение правильно формулировать и излагать свои мысли.

- отстаивать свою точку зрения.

- находить аргументы и контраргументы в диалогах и спорах.

2. Развивать умение логически мыслить и решать различные проблемы и задачи.

3.Создать для ребёнка интеллектуальную развивающую среду, способствующую всестороннему развитию его личности.

4.Сформировать у ребёнка потребность к пополнению своего кругозора новой информацией.

5.Развитие коммуникативных навыков.

6.Стимулировать субъективное осмысление каждым ребёнком реальной действительности и своей сопричастности с окружающим миром.

7.Организовать коллективную творческую деятельность на основе взаимной поддержки, дружелюбия, умения договариваться и находить общий язык и интересы.

8.Стимулировать развитие рефлексивных способностей детей, их отношение к себе, как к субъекту общества.

 

Предметные:

1.Познакомить обучающихся с различными интеллектуальными играми, способами тренировки памяти, внимания, интеллектуальными играми и занятиями различных времен и народов.

2.Научить ведению, созданию и использованию интеллектуальных игр.

3.Пополнить знания обучающихся более широкими и углубленными сведениями из различных областей знаний, искусства, философии, краеведения.

 

Результат программы

Планируемые результаты освоения программы

Личностными результатами изучения курса «Интеллектуальные игры» является формирование следующих умений:
- построение системы нравственных ценностей, как основания морального выбора;

- нравственная оценка принятых решений с точки зрения моральных норм;

- осуществление личностного морального выбора.

 

Метапредметными результатами изучения курса «Интеллектуальные игры» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД:

- определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата;

- составлять план и последовательность действий;

-эффективные стратегии решений в трудных жизненных ситуаций.

 

Познавательные УУД:

- находить ответы на вопросы;

- делать выводы в результате совместной работы;

- получать информации из различных источников.

 

Коммуникативные УУД:

- планирование учебного сотрудничества, совершенствование речевых навыков ( логически выстроить свою речь);

- уметь отстаивать свою позицию и точку зрения;

- учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться.

 

Предметными результатами изучения дополнительной общеобразовательной программы «Интеллектуальные игры» является формирование следующих знаний и умений :

* К концу первого года обучающийся должны знать:

- правила ряда логических игр (рендзю, пексесо, болотуду, реверси, сиджа);

- правила телевизионных игр;

- правила малых форм интеллектуальных игр.

Уметь:

- разгадывать загадки, ребусы, кроссворды, шарады, анаграммы, палиндромы;

- решать магические квадраты, задачи на смекалку;

- составлять слова из набора букв;

- отвечать на вопросы викторин, опросников;

- пользоваться литературой в подготовке к игровым программам, запоминать и воспроиз­водить информацию.

 

* К концу второго года обучающийся должны знать:

- историю интеллектуальных игр («Что? Где? Когда?», логические игры народов мира);

- правила игр («Счастливый случай», «Наобу», «Синегальские шашки» и т.д.);

- информацию к разделам «Древний мир», «Изобретения и открытия», «Живая природа», «Русский фольклор» и т.д.

Уметь:

- подбирать материал к простейшим игровым программам;

- составлять различные вопросы, кроссворды, ребусы;

- разрабатывать простейшие интеллектуальные программы;

- самостоятельно готовиться к интеллектуальным играм.

 

* К концу третьего года обучающиеся должны знать:

- классификацию интеллектуальных игр;

- принципы и алгоритмы построения вопросов;

- методики составления и требования к игровым программам;

- информацию к программным играм.

Уметь:

- проводить несложные тестовые программы для оценки своих способностей и оценки своих товарищей;

- выполнять упражнения для развития характеристик интеллекта в форме мини-игр;

- участвовать в разработке общешкольных и районных игровых программ;

- разрабатывать сценарии игр, системы оценки участия в играх;

- изготавливать реквизит;

- участвовать в игровых программах в роли игроков, судей, экспертов.

 

* К концу 4 года обучения обучающийся должны знать:

- запланированную программой информацию о истории, литературе, физике, географии, биологии (в учебном объеме школьных программ 10-11 классов, но с углублением);

- правила проведения игровых программ, углубленные требования к составлению игро­вых программ, оценки качества игровых программ.

Уметь:

- составлять всевозможные интеллектуально-игровые программы с применением совре­менных технологий;

- вести игровые программы;

- пользоваться справочной литературой, самостоятельно отбирать необходимый материал к играм.

 

Особые условия проведения

2.Условия реализации программы:

Помещение для занятий соответствует санитарно-эпидемиологическим нормативам правилам СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей.

 

Занятия проводятся в специально оборудованном кабинете:

-удобная мебель и её правильная расстановка;

-воздушно-тепловой режим (поддерживается оптимальная температура 19-21 градусов и относительная влажность 50-60%, используется естественная вентиляция при проветривании кабинета);

- хорошая освещённость;

-чистота кабинета (проводится ежедневная влажная уборка);

-эстетика кабинета (использована краска, не дающая бликов, спокойные цвета для окраски мебели, стен и потолка);

-грамотное оформление кабинета (имеются в наличии инструкции по технике безопасности и правилам поведения, а также рекомендации по соблюдению правильной осанки, комплексы упражнений для снятия напряжения).

 

Материально-техническая база

Методическое обеспечение программы.

1. Методические разработки интеллектуальных программ, сценарии игр, заложенных в программу.

2. Дидактический материал по разделам «Тесты», «Ребусы», «Конкурсы», «Занимательные задачи и головоломки», «Викторины», «Кроссовки», «Кросс­ворды», «Сценарии», «Загадки, скороговорки», «Интеллектуальные игры», «Игры, общение, отдых», «Новый год», «КВН», "Своя игра«.

3. Реквизит к игровой программе: Имеются разнообразные игровые пособия, игровые снаряды, игровой стол, табло, фишки.

4. Технические средства: кабинет оснащён компьютером, проектором, интерактивной доской, принтером, сканером.

5. Набор вопросов из серии «АМКИР», периодические издания: «Сканворд», «Молодость Сибири», «Вокруг света», "Все­мирный следопыт«.

6. Настольные игры: «Лото», «Пексесо», «Домино», «Карты», шахматы, шашки и т.д.