Программа «Школьное радио «ШАГ.FM»

Программа «ШАГ.FM» реализуется в МБОУ СОШ№ 86 с 01.09.2019г. и имеет социальную и художественно-эстетическую направленность. Она ориентирована на учащихся 12-18 лет, не имеющих опыта работы с радио-оборудованием. В подростковом возрасте процесс становления личности набирает обороты, именно в это время важно найти оптимальное применение способностям и возможностям учащихся и увлечь их соответственно их интересам. Работа школьного радио даёт нам возможность привлечь детей через новые формы взаимодействия.

 

Программа «ШАГ.FM» рассчитана на 164 часа, и предполагает разработку, подготовку и выпуск радиопередач различной направленности и содержания. Программа составлена на основании действующего законодательства и опирается на программу развития МБОУ СОШ № 86.



В последние годы радиовещание развивается всё интенсивнее, входит в каждый дом. И действительно, невозможно сегодня представить современное общество без радиовещания. Оно прочно вошло в нашу повседневную жизнь, для одних стала профессией, для других – возможностью узнать свежую информацию, для третьих – увлечением, способом самовыражения и самоутверждения

 

Участие в работе школьной радиостанции влияет на развитие личности ребёнка, его качеств, умений и навыков, сплачивает учащихся разного возраста, помогает выявить активных, талантливых, увлечённых ребят. Благодаря занятиям в объединении «ШАГ.FM», дети учатся не только вести эфиры, что способствует развитию культуры устной речи, но и разрабатывать концепции передач, прописывать тексты, выстраивать навык диалогового общения.

 

Дети учатся работать коллективно, оценивать события с нравственных позиций, контактировать с разными людьми, помогать друг другу, становятся более эрудированными и коммуникабельными; повышается общий уровень культуры учащихся.

Педагоги

Саидова Наврузой Хатамовна - старший вожатый, педагог доп.образования, руководитель школьного радио. Имеет опыт работы в детской печатной, теле и радиожурналистике, многократный призёр районных и городских конкурсов юношеских СМИ.


Содержание программы

С далёких советских времён на территории МБОУ СОШ № 86 работа со школьной радиостанцией не практикуется. Дети отвыкли от подобной формы работы, в печатных СМИ они развивают навыки письменной, но не устной речи. Программа «ШАГ.FM» даёт возможность использовать навыки, полученные во время обучения основам журналистского мастерства, включая детей в систему средств массовой коммуникации через радиовещание, создавая условия для формирования коммуникативной и социальной компетенций.Образовательный процесс осуществляется в соответствии с учебным планом и индивидуальными траекториями развития обучающихся, согласно их интересам.

В рабочую группу входят учащиеся разных возрастных категорий (разновозрастная группа), являющиеся основным составом творческого объединения «ШАГ.FM»; состав рабочей группы постоянный.

Режим занятий:

Занятия проводятся 3 раза в неделю по 1,5 часа.

Понедельник – с 12:20 до 13:50- коллективная работа.

Среда – с 13:00 до 14:30 – работа по подготовке материала руководителем.

Пятница – с 13:00 до 14:30 – групповая работа.

Программа рассчитана на 164 часа (из них теория - 27; практика - 137) и включает в себя 5 разделов:

1. Вводное занятие;
2. Теоретические основы радиовещания;
3. От теории к практике;
4. Эфирный бум.
5. Оттачиваем профессиональные навыки.

В ходе занятий дети изучают историю радиовещания, специфику радиожурналистики, стадии производства радиопрограмм. В ходе практической работы проходят планёрки, подготовка и проведение радиоэфиров, а также анализ проделанной работы и работа над ошибками. Планом предусмотрены тематические экскурсии.

Цели программы

Цель программы: развитие личностных качеств, способностей, навыков и компетенций учащихся через обеспечение работы школьного радио.

Задачи программы:

1) Личностные:

· реализовать и расширить индивидуальные способности и возможности учащихся;

· привить стремление к расширению знаний в интересующей области;

· способствовать развитию эстетического вкуса;

· развить культуру общения, коммуникативные умения и навыки;

· развить творческие способности и потребность в самореализации.

 

2) Предметные:

· вовлечь детей в различные формы творческой деятельности, связанные с выпуском радиопрограмм;

· дать знания по истории радиовещания;

· ознакомить с приемами и способами работы;

· сформировать навыки составления плана передачи; серии передач;

· пробудить стремление создавать собственные сюжеты;

· создать интересные, содержательные радиопередачи для учащихся и педагогического коллектива школы.

 

3)Метапреметные:

· организовать досуг учащихся;

· обучить навыкам работы с оборудованием;

· ознакомить детей с правилами по технике безопасности;

· развить навыки риторики и скорректировать дикцию;

· научить применять полученные навыки говорения в быту;

· закрепить и расширить знания и умения в предметных областях: истории, литературе.

 

4)Воспитательные:

· создать творческий коллектив детей, объединяющий ребят самых разных способностей и возможностей

· воспитать чувство товарищества, коллективной и личной ответственности.

· воспитать трудовую культуру, усидчивость, терпение;

воспитать положительное отношение к творческой деятельности.

Результат программы

1) Личностный результат:

- проявляют интерес к творческой деятельности;

- ответственно относятся к порученному делу;

- проявляют интерес к профессии радиоведущего и средствам массовой информации.

 

2) Метапредметный результат:

- эмоционально откликаются на творческую деятельность, способны генерировать новые идеи, предлагать, обсуждать;

- прогнозируют конечный результат и ориентируются на него;

- умеют критически оценивать результаты собственного труда;

- самостоятельно ставят перед собой цели и задачи, стремятся к их достижению;

- сотрудничают со всеми обучающимися в коллективе, работают на сплочение.

 

3) Предметный результат:

Обучающиеся должны знать:

- правила построения текстов,

- основные средства речевой выразительности;

- виды, методы и жанры журналистики;

- стили и типы речи, их особенности;

- правила проведения эфиров, лексические и этические нормы эфирной передачи;

- историю развития радио;

- устройство радиорубки, принципы работы радиооборудования;

- технику безопасности на рабочем месте.

Обучающиеся должны уметь:

- чётко, точно и грамотно выражать свои мысли;

- вести диалог как во время эфира, так и вне его;

- составлять правильные вопросы, брать интервью;

- составлять и прорабатывать тексты, программы эфиров;

- структурировать и редактировать текст;

- пользоваться оборудованием радиорубки, вспомогательным оборудованием (компьютер, проектор, принтер, сканер и т.д.).

Результаты освоения программы фиксируется в учебном журнале.

Показателями результативности служат выпуски радиопередач.

Особые условия проведения

Набор в группу свободный, по желанию.
Особые требования:
- Возраст от 12 до 18 лет;
- Свободное владение разговорным русским языком;
- Возможность посещать все занятия, в особенности репетиции с оборудованием.

Материально-техническая база

· компьютер;

· проектор;

· флешки;

· оборудование радиорубки;

- информационное обеспечение – аудио -, видео -, фото-, интернет источники;

- дидактический материал – книги, пособия.