Программа «Инструментальное исполнительство», сроком 3 года

Актуальность программы обусловлена целью современного образования, которая заключается в воспитании и развитии личности обучающегося. Важное направление в развитии личности занимает художественно -эстетическое воспитание. Оно включает в себя формирование ценностных эстетических ориентиров, эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности. Игра на музыкальных инструментах помогает раскрыться индивидуальности обучающегося, приобщает к лучшим образцам музыкальной культуры.

Новизна программы – в систематизации теоретического и практического материала, в конкретных путях и способах обучения, необходимых для достаточно легкого преодоления теоретических и практических сложностей детьми. Элементы новизны присутствуют в структуре программы, которая предполагает трёхгодичное обучение, где основной упор делается на развитие эстетических способностей детей (предметных знаний, умений, навыков). Новый подход к распределению учебного материала дает хорошую базу для дальнейшего обучения.

Педагогическая целесообразность программы заключается в раскрытии индивидуальных способностей обучающегося в сфере музыки и его творческого потенциала. Так же работа педагога заключается в создании особой, развивающей образовательной среды, которая способствует не только формированию у учащихся комплекса знаний, умений и навыков в области музыкального искусства, но и направлена на воспитание и развитие у обучающихся эстетических взглядов, потребности общения с духовными ценностями, вне зависимости от выбранного в дальнейшем направления профессионального роста.

ДООП «Инструментальное исполнительство» составлена с учётом возрастных особенностей обучающихся и направлена на:

- выявление одаренных детей в области музыкального искусства;

- создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;

- приобретение обучающимися знаний, умений и навыков в области инструментального музицирования, позволяющих творчески исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности;

- приобретение детьми умений и навыков сольного и ансамблевого исполнительства;

- приобретение детьми опыта творческой деятельности;

- овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира.

Программа является второй ступенью изучения программы «Основы инструментального музицирования» и имеет базовый уровень.

Педагоги

Музыкальный инструмент:

 Чеботок Наталья Гавриловна – преподаватель музыкального отделения: специальность – фортепиано.

Преподаваемые дисциплины: музыкальный инструмент (фортепиано), музицирование, ансамбль.

Среднее профессиональное образование: Барабинское музыкальное училище, 1975 г. Специальность: Преподаватель ДМШ по классу фортепиано, концертмейстер

Первая квалификационная категория:

Повышение квалификации:

АНО «Санкт-Петербургский центр дополнительного профессионального образования» по теме" Педагогическая поддержка ребенка и мир детства в образовательной среде«, 2016 г.;

Сертификат слушателя: Мастер-класс по инструментальному исполнительству. Фортепиано. «Формирование исполнительской культуры музыканта-пианиста» в рамках II Областного фестиваля молодых дарований «Таланты земли Сибирской», 2019 г.

 

Анищенко Денис Сергеевич – преподаватель музыкального отделения: специальность – флейта, гитара, ударные инструменты.

Преподаваемые дисциплины: музыкальный инструмент (гитара)

Среднее профессиональное образование: ГАОУ СПО НО «Новосибирский областной колледж культуры и искусств, 2006 г.

Квалификация по диплому: Руководитель инструментального коллектива, преподаватель.

Первая квалификационная категория:

Повышение квалификации:

АНО «Санкт-Петербургский центр дополнительного профессионального образования» по теме «Педагогическая поддержка ребенка и мир детства в образовательной среде», 2016 г.;

Сертификат слушателя: Мастер-класс по инструментальному исполнительству. «Работа с учениками над наиболее сложными фрагментами в музыкальных произведениях» в рамках II Областного фестиваля молодых дарований «Таланты земли Сибирской», 2019 г.

 

Султанов Ильнур Фанисович – преподаватель музыкального отделения: специальность – баян

Преподаваемые дисциплины: музыкальный инструмент (баян), коллективное музицирование (оркестр).

Среднее профессиональное образование: ГБПУ Республики Башкортостан Салаватский музыкальный колледж, 2015 г.

ФГБОУ ВО «Уфимский государственный институт искусств». Квалификация: дирижер оркестра народных инструментов, преподаватель. Направление подготовки и/или специальность: Артист, преподаватель, концертмейстер. Инструментальное исполнительство, 2019 г.

 

Музыкально-теоретические дисциплины:

Павленко Ирина Викторовна – преподаватель теоретических дисциплин

Преподаваемые дисциплины: музыкальная литература

Высшее: ГОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет, 2006 г.; РАНХиГС по специальности «Государственное и муниципальное управление», 2015 г.

Профессиональная переподготовка:

АНО Дополнительного профессионального образования «Научно-образовательный центр «Карьера» по направлению «Теория музыки». Преподаватель музыкально-теоретических дисциплин ДМШ, ДШИ.

Высшая квалификационная категория:

Повышение квалификации: АНО ДПО «Научно-образовательный центр «Карьера» по теме «Современные педагогические технологии в профессиональной деятельности преподавателя ДМШ, ДШИ по классу музыкально-теоретических дисциплин в условиях реализации ФГТ», 2018 г.

 

Поспелова Евгения Васильевна – преподаватель вокального отделения.

Преподаваемые дисциплины: хор, сольфеджио

Высшее образование: ФГБОУ ВО «Алтайский государственный институт культуры», г. Барнаул, 2017 г. Направление подготовки и/или специальность: преподаватель (хоровое народное пение).

Сертификат слушателя: Мастер-класс по сольному народному пению. «Народное пение: методика обучения и основы исполнительского мастерства» в рамках II Областного фестиваля молодых дарований «Таланты земли Сибирской», 2019 г.

Расписание

Расписание (индивидуальных и групповых занятий) формируется на 1 сентября учебного года с учетом распределения учащихся по сменам в СОШ и других индивидуальных условий.

Содержание программы

Недельная нагрузка по годам обучения:

1 год обучения:

1. Музыкальный инструмент – 2 ч.

2. Коллективное музицирование (ансамбль/хор/оркестр) – 2 ч.

3. Сольфеджио –1 ч.

4. Музыкальная литература – 1 ч.

5. Учебный предмет по выбору – 1 ч.

 

2 год обучения:

1. Музыкальный инструмент – 2 ч.

2. Коллективное музицирование (ансамбль/хор/оркестр) – 2 ч.

3. Сольфеджио –1 ч.

4. Музыкальная литература – 1 ч.

5. Учебный предмет по выбору – 1 ч.

 

3 год обучения:

1. Музыкальный инструмент – 2 ч.

2. Коллективное музицирование (ансамбль/хор/оркестр) – 2 ч.

3. Сольфеджио –1 ч.

4. Музыкальная литература – 1 ч.

5. Учебный предмет по выбору – 1 ч.

Цели программы

Цель:

Приобщение учащихся к различным видам музыкального творчества, обогащение их мировоззрения, воспитание художественного вкуса, формирование и развитие исполнительских навыков игры на инструменте, а также формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок, потребности общения с духовными ценностями и воспитание активного, музыкально образованного слушателя.

 

Задачи:

1. Образовательные:

– формирование универсальных учебных действий – исполнительских, слуховых, аналитических;

- получение базовых знаний в области исполнительских и музыкально-теоретических дисциплин;

- освоение исполнительской техники;

- приобретение опыта практической музыкально-творческой деятельности.

 

2. Развивающие:

- развитие навыков публичного выступления;

- оснащение обучающихся системой знаний, умений и способов музыкальной деятельности, обеспечивающих в своей совокупности базу для дальнейшего музыкального самообразования и самовоспитания.

 

3. Воспитательные:

- воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения, дисциплины;

- воспитание стремления к практическому использованию знаний и умений, приобретённых на занятиях, в быту, в досуговой деятельности.

 

4. Метапредметные:

- развитие у учащихся интереса к музыкальной деятельности, музыкального вкуса;

- развитие воображения, мышления, воли – качеств личности, необходимых для осуществления творческой деятельности.

 

5. Личностные:

 - духовное развитие учащихся путем приобщения их к художественному творчеству;

- эстетическое развитие в процессе познания красоты формы произведений музыкального искусства;

- воспитание любви к музыкальному искусству через освоение произведений отечественной и мировой классики, лучших образцов народного творчества, организацию творческой практики учащихся путем проведения культурно-образовательных проектов.

Результат программы

Результатом освоения общеразвивающей программы в области музыкального искусства «Инструментальное исполнительство» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений, навыков:

Учащиеся получат знания:

- лучших образцов мировой музыкальной культуры (творчество великих композиторов, выдающихся отечественных и зарубежных произведений в области музыкального искусства);

- основных средств выразительности;

- о наиболее употребляемой музыкальной терминологии;

- основные приемы звукоизвлечения;

 В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

- использовать выразительные средства для создании художественного образа;

- самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;

- выступать публично;

- осуществлять элементарный анализ нотного текста с объяснением роли выразительных средств в контексте музыкального произведения.

 В результате реализации программы обучающиеся получат следующие навыки:

- исполнения музыкальных произведений (сольное исполнение, коллективное музицирование);

- публичных выступлений;

- общения со слушательской аудиторией в условиях музыкально-просветительской деятельности образовательного учреждения.

Особые условия проведения

1. Данная программа преемственна дополнительной общеразвивающей программе «Основы инструментального музицирования» и является следующей ступенью обучения. Учащиеся, успешно окончившие программу"Основы инструментального музицирования" и прошедшие итоговую аттестацию могут продолжить обучение по программе "Инструментальное исполнительство".

2. Предоставление медицинской справки об отсутствии противопоказаний для занятий в школе.

3. Наличие музыкального инструмента для выполнения домашних заданий.

Материально-техническая база

Чановская детская школа искусств имеет необходимое количество, соответствующих санитарным и противопожарным нормам, учебных аудиторий, специализированных кабинетов, оснащенных музыкальными инструментами, аудио и видео техникой, необходимой мебелью и наглядными пособиями.

Реализация программы обеспечивается учебно-методической документацией (учебниками, учебно-методическими изданиями, конспектами лекций, аудио и видео материалами) по всем учебным предметам.