Программа «Глиняный мир»

 Программа «Глиняный мир» художественной направленности. Изучая мировые истоки глиняного ремесла от древних кувшинов до сервизов для чайных церемоний, обучающиеся погружаются в историю стран и традиции народов. Во время занятия ребята не просто создают глиняные изделия, они соприкасаются с другим бытом и жизненным укладом.

 

Актуальность программы «Глиняный мир» обусловлена огромной ролью, которую играет в развитии детей приобщение к ценностям искусства и творчества, а также необходимостью целенаправленного формирования духовно-нравственных основ личности ребёнка. В процессе творческого развития формируются базовые ценности, которые являются основой духовно-нравственного развития и воспитания личности: потребность к труду и творчеству, любовь к искусству, экологическое мировоззрение, понимание многообразия культур и народов, семья.

 

Новизна и отличительные особенности программы

Программа отличается от уже существующих своим содержанием.

Поскольку практически в каждой стране мира существуют свои традиции изготовления и формы керамики, занятия сопровождаются ознакомлением с культурой и традициями разных стран, знакомством с этническими видами искусства, способами декорирования, традиционными мировыми техниками керамики. Это способствует «открытости миру, диалогичности с другими национальными культурами» в условиях мировой глобализации.

 

Особенности организации образовательного процесса

Программа реализуется на стартовом уровне.

Программа подразумевает знакомство детей с мировой культурой и традициями глиняного ремесла.

На обучение по программе «Глиняный мир» принимаются все желающие без особых навыков. Набор детей проводится с сентября месяца каждого учебного года.

Состав группы постоянный, не изменяется на протяжении всего срока реализации программы.

Соотношение занятий различных типов и видов в образовательном процессе неодинаков и зависит от содержания деятельности, цели и учебно-воспитательных задач.

 

Педагоги

Березикова Алина Николаевна, педагог дополнительного образования первой квалификационной категории.

Образование: НГПУ (2019), педагог-психолог. Стаж работы: 9 лет.

Повышение квалификации:

НИПКиПРО;
Магистратура НГПУ (закончила в феврале 2019 г.).
Повышение квалификации по программе «Мультимедийные и информационно-коммуникационные технологии в современном образовании», 2019 г.
Региональный методический семинар «Великие секреты воспитания», 2016 г.
Обучающий курс «Оказание первой помощи при неотложных состояниях», НГПУ 2018 г.

О педагоге:

Алина Николаевна выступает на семинарах и конференциях различного уровня:

XVI городская августовская конференция работников образования, тема: «Критерии оценки эффективности взаимодействия с семьей на занятиях творческого объединения «Живая глина» (август 2018 г.).
XV городская августовская конференция работников образования, тема: «Формы взаимодействия педагогов дополнительного образования с родителями одаренных детях» (август 2017 г.).
Школа профессионального роста педагогов «Потенциал» (май 2018 г.).
Педагогическая лаборатория «Крылья» (сентябрь 2018 г.).
Педагог ежегодный участник Международного Сибирского Фестиваля керамики, лауреат 5-го Международного Сибирского Фестиваля керамики, призер Межрегионального детского конкурса «Родники культуры», в качестве мастера гончарного искусства. Участник ежегодного межрегионального фестиваля «Живой огонь» в качестве мастера-гончара, Томск 2014-2018.

 

Алина Николаевна имеет благодарственное письмо начальника департамента образования мэрии города Новосибирска, 2018 год.

 

Благодарственное письмо «За организацию и проведение творческого коворкинга профильной интеллектуальной смены АМКИР, 2018 г.

 

Алина Николаевна регулярно публикует свои материалы в сборниках ДТД УМ «Юниор», своевременно выкладывает информацию на сайт, в группы социальных сетей.

 

Обучающиеся Алины Николаевны регулярно участвуют в конкурсах различного уровня и достигают высоких результатов. В рамках"13 Международного Сибирского фестиваля керамики" Преловский Дмитрий награжден дипломом 3 степени за победу в детском творческом конкурсе «Изготовление объемной композиции к произведению Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» к 75-летию написания книги, а также Дмитрий победитель межрегионального детского творческого конкурса по ДПИ «РОДНИКИ КУЛЬТУРЫ» награжден дипломом 1 степени в номинации лепка.

 

В 2019 г. ученики студии «Живая глина» приняли участие в Межрегиональном детском творческом конкурсе Родники культуры. Николаев Евгений занял 1 место в Конкурсе выставочных работ в возрастной категории 5-8 лет, Кинксеп Анастасия заняла 2 место в возрастной категории 9-13 лет, Ронжина Анна заняла 2 место в возрастной категории 5-8 лет. Так же творческий коллектив студии награжден кубком Родники культуры за успешное участие.

Преподаватель первой квалификационной категории Березикова Алина Николаевна.

Содержание программы

 

Содержание разделов и тем

1. Вводное занятие

Теория: Знакомство с детьми. Знакомство с керамикой, материалами для работы, правилами поведения и требованиями к учащимся. Техника безопасности труда и противопожарной защиты.

Практика: Экскурсия по творческому объединению, демонстрация готовых изделий.

2. Многообразие форм глиняной посуды на Руси. Для чего нужно молоко?

Теория: Рассказ об особенностях глиняных сосудов и тарелок, сопровождающийся демонстрацией короткометражного видеоролика и готовых работ.

Практика: Создание посуды, декорирование по сырому изделию. Техника молочения.

3. "Фарфоровая чашка Марка Поло"

Теория: Рассказ о появлении фарфора, его путешествии по миру, знаменитом купце. Особенности материала и рисунка на нем.

Практика: Изготовление изящной чайной пары. Роспись фарфора после обжига.

4. Страна восходящего солнца или "от искусства золотого шва до чайной церемонии«...

Теория: Что такое «Кинцуги»? Чайное искусство Японии

Практика: Изготовление пиалы, изготовление чайной церемониальной посуды. Декорирование, окрашивание изделий.

5. Узбекский колорит

Теория: Особенности керамики Узбекистана, воплощение национального колорита в ремесле.

Практика: Лепка глиняных фигурок, лепка посуды, дальнейшая роспись с передачей характерных особенностей.

6. Такой разный Китай

Теория: Рассказ и просмотр видеороликов, демонстрирующих тонкую работу мастеров в китайских мастерских.

Практика: Изготовление сосудов с дальнейшим выполнением резьбы по глине и декорированием красками.

7. Кувшины Грузии

Теория: Какие виды кувшинов изготавливают в Грузии и для чего. Особенности форм кувшинов.

Практика: Лепка кувшина жгутиковым способом.Дальнейшее декорирование и роспись

8. "Почему тюльпаны и гранаты?"

Теория: Особенности росписи турецкой керамики, плитки, посуды. Керамические элементы в турецком интерьере.

Практика: Изготовление тарелок и плитки с национальной росписью тюльпанами и гранатами.

9. Итальянская майолика

Теория: Знакомство детей с техникой майолики.

Практика: Выполнение росписи на предмете.

10. От французского engobe, многообразие техник материала родом из Франции.

Теория: Что такое ангоб? Появление ангобов у французских мастеров керамики, обзор техник нанесения. Демонстрация изделий.

Практика: Изготовление посуды несложных форм, нанесение ангобов, техника сграффито.

Разделы:

1. Греция. Красный лак, черный лак.

2. Сервиз для чайной церемонии.

3. Турецкие орнаменты.

4. Восточная плитка.

5.Фарфор- "от Китая до России".

6. Узбекская игрушка.

7. Гранат-королевский фрукт.

8 Китайская прорезная керамика.

9. Традиционные сосуды русской глубинки.

Цели программы

Знакомство с мировыми традициями и особенностями керамического ремесла.

 

Задачи:

Развивающие:

• развивать способность к эмоционально-ценностному восприятию произведений искусства;

• развивать у детей интерес к мировым ремеслам и традициям;

• развивать способности подмечать мелкие детали, представлять и описывать их;

Воспитывающие:

• побуждать самостоятельно выполнять работу;

• воспитывать дисциплинированность, ответственность за поведение, обучение, труд;

• прививать этические нормы поведения.

Обучающие:

• познакомить с традиционными глиняными промыслами России и традициями мирового керамического искусства;

• помочь детям в приобретении знаний о свойствах и особенностях материалов и инструментов для керамики;

• обучить навыкам лепки в различных техниках;

• помочь детям в освоении технологии создания изделия.

Результат программы

В результате реализации программы, учащиеся получают первоначальные знания, умения и навыки:

Личностные:

• развит интерес к мировым ремеслам и традициям;

• развита способность подмечать мелкие детали, представлять и описывать их;

Метапредметные:

• умеют принимать и сохранять цели и задачи деятельности, самостоятельно выполнять работу;

• умеют нести ответственность за свое поведение, дисциплинированны в труде и обучении;

Предметные:

• знают традиционные глиняные промыслы России и традиции мирового керамического искусства;

• знают свойства и особенности материалов и инструментов для керамики;

• имеют навыкам лепки в различных техниках;

• знают технологию создания изделия.

 

 

Особые условия проведения

Отсутствие аллергии на глину и другие материалы для творчества.

Материально-техническая база

Оборудование:

• Отдельное помещение (класс).

• Доска универсальная (с возможностью магнитного крепления).

• Столы, стулья.

Инструменты: стеки, резаки, штампики, кисти, ножницы, мастихины, кружево.

• Тара для воды, шликера, красителей.

• Стеллажи для хранения материалов и образцов детских работ.

• Компьютерная техника, интерактивная доска для работы с электронными учебными пособиями и демонстративными материалами.

• Доступ к сети интернет.

• Качественное освещение в дневное и вечернее время, в соответствии с нормами СанПин 2.4.41251-03.

 Материалы:

• глина, шликер, ангобы, глазури, краски акриловые, лаки, пасты, потали, краски по керамике, веревка- шпагат, шелковая, кожаная, бусы стеклянные, клей пва, и.т.д..

Видео

[ "" ]