Программа «Магия голоса»

Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Именно голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением.

Занятия в вокально-хоровой студии «Волшебная мелодия» пробуждают у учащихся интерес к вокальному искусству. Это дает возможность, основываясь на симпатиях детей, развивать их музыкальную культуру. С развитием общей музыкальности у учащихся появляется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуется слух, рождается творческое воображение. С психологической точки зрения музыкальность – главное качество, проявляющееся в эмоциональной отзывчивости учащихся на музыку, дает способность видеть в ее звучании содержание.

Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Магия голоса» состоит в том, что музыкальное воспитание занимает одно из ключевых мест в системе художественно-эстетического воспитания. Воспитание и социализация учащихся на вокальных традициях является одним из важнейших средств духовно-нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал учащегося, сформировать певческие навыки, приобщить учащихся к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Пение является весьма действенным методом художественного и эстетического воспитания. В процессе изучения вокала учащиеся осваивают основы вокального эмоционального раскрепощения, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование. Именно для того, чтобы учащийся, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокально-хорового искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Магия голоса".

Отличительные особенности программы. В отличие от школ искусств и других образовательных учреждений, куда принимают только одаренных детей, в вокально-хоровой студии «Волшебная мелодия» имеют возможность реализовать свои способности учащиеся с различным уровнем стартовых вокальных данных. Основной спецификой программы является поиск для каждого вокалиста собственного оригинального звука, характерной, легко узнаваемой манеры пения, формирование неповторимого уникального голоса и сценического образа.

Новизна программы заключается в том, что для учащихся создаются условия для раскрытия творческих способностей. Усовершенствована структура обучения за счет комплексного подхода в обучении: первоначальные певческие навыки учащиеся получают одновременно в нескольких видах художественного творчества: музыкальном, вокальном и сценическом. Приобщение учащихся к певческому искусству способствует развитию их творческой фантазии, погружает в мир классической поэзии и драматического искусства. А также новизна заключается, как в ее здоровьесберегающей направленности, так и психофизиологических особенностей детей. Занимаясь дыхательными упражнениями, учащиеся учатся использовать весь объем легких, что способствует профилактике заболеваний дыхательных органов. В процессе занятий у учащихся развивается брюшной пресс и формируется правильная осанка, что способствует их оздоровлению.

Направленность программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Магия голоса» имеет художественную направленность, способствует развитию умений учащегося, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.

Уровень программы – базовый. Освоение программного материала данного уровня предполагает получение учащимися первоначальных знаний в области вокального искусства. Данная программа знакомит учащихся с базовой техникой певческого дыхания, звукообразования, сценического образа и движения, а также с историей возникновения искусства пения и вокальной терминологией.

Педагоги

Сайко Наталья Константиновна – педагог дополнительного образования, руководитель вокально-хоровой студии "Волшебная мелодия".

Педагогический стаж – 14 лет.

Образование – среднее профессиональное. В 1983 году окончила Алма-Атинское музыкальное училище имени П. И. Чайковского, квалификация «Дирижёр хора, учитель музыки и пения в общеобразовательной школе, преподаватель сольфеджио в ДМШ» по специальности "Хоровое дирижирование".

Повышение квалификации:
- 2015 г., ГАПОУ НСО «Татарский педагогический колледж», «Программно-методическое обеспечение деятельности педагога дополнительного образования детей в условиях ФГОС общего образования», 72 часа.

Достижения педагога:

  • Благодарность за подготовку учащихся вокально-хоровой студии «Волшебная мелодия» Фестиваля юных талантов «Весенняя гармония» (2015г.)
  • Благодарность за подготовку учащихся вокально-хоровой студии «Волшебная мелодия» районного фестиваля детского и юношеского творчества «Звездный дождь» (2016г.)
  • Диплом за творческие успехи конкурсной программы «Минута славы» (2017г.)
  • Благодарственное письмо за высокое педагогическое мастерство и подготовку Лауреата VIII Международного конкурса искусств «Золотая Сибирь» в номинации «Эстрадный вокал. Ансамблевое исполнительство» (2017г.)
  • Грамота МБУДО ДЮЦ "Гармония" за успешную работу по обучению и воспитанию детей (2018г.)

Расписание

Продолжительность одного академического часа – 40 минут (в соответствии с Уставом ДЮЦ "Гармония"). Перерыв между занятиями – 10 минут. Общее количество часов в неделю – 4 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.

Содержание программы

Первый год обучения

  1. Вводное занятие - 2 часа;
  2. Певческая установка. Распевание - 16 часов;
  3. Строение голосового аппарата - 5 часов;
  4. Правила охраны детского голоса - 3 часа;
  5. Слушание музыки - 3 часа;
  6. Певческое дыхание - 15 часов;
  7. Мышечная свобода. Снятие зажимов - 6 часов;
  8. Звукообразование - 20 часов;
  9. Дикция - 20 часов;
  10. Развитие внимания и воображения - 12 часов;
  11. Работа над репертуаром - 20 часов;
  12. Концертно-исполнительская деятельность - 10 часов;
  13. Воспитательная работа - 10 часов;
  14. Итоговое занятие - 2 часа.

Итого: 144 часа

Второй год обучения

  1. Вводное занятие - 2 часа;
  2. Певческая установка. Распевание - 12 часов;
  3. Певческое дыхание - 12 часов;
  4. Звукообразование - 12 часов;
  5. Дикция - 10 часов;
  6. Развитие внимания и воображения - 10 часов;
  7. Мышечная свобода. Снятие зажимов - 4 часа;
  8. Сценический образ, развитие актерских способностей - 10 часов;
  9. Сценическое движение - 14 часов;
  10. Работа над репертуаром - 25 часов;
  11. Концертно-исполнительская деятельность - 15 часов;
  12. Воспитательная работа - 8 часов;
  13. Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры - 9 часов;
  14. Итоговое занятие - 1 час.

Итого: 144 часа

Третий год обучения

  1. Вводное занятие - 2 часа;
  2. Распевание - 12 часов;
  3. Певческое дыхание - 8 часов;
  4. Звукообразование - 8 часов;
  5. Дикция - 8 часов;
  6. Развитие внимания и воображения - 5 часов;
  7. Мышечная свобода. Снятие зажимов - 3 часа;
  8. Сценический образ, развитие актерских способностей - 15 часов;
  9. Сценическое движение - 20 часов;
  10. Работа над репертуаром - 30 часов;
  11. Концертно-исполнительская деятельность - 20 часов;
  12. Воспитательная работа - 5 часов;
  13. Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры - 6 часов;
  14. Итоговое занятие - 2 часа.

Итого: 144 часа.

Цели программы

Цель: приобщение учащихся к вокально-хоровому искусству, развитие художественного вкуса и певческих способностей.

Задачи программы:

Обучающие:

  • формировать навыки певческой установки учащихся;
  • учить использовать при пении мягкую атаку (импульс звукоизвлечения при пении);
  • формировать вокальную артикуляцию, музыкальную память;
  • учить приемам подготовки голосового аппарата к пению;
  • формировать координацию деятельности голосового аппарата;
  • знакомить с основными свойствами певческого голоса;
  • знакомить с основами музыкальной грамоты;
  • знакомить с основными терминами вокально-хорового искусства.

Развивающие:

  • развивать гармонический и мелодический слух;
  • совершенствовать речевой аппарат;
  • развивать вокальный слух;
  • развивать певческое дыхание;
  • развивать преодоление мышечных зажимов;
  • развивать артистическую смелость и непосредственность учащегося, его самостоятельность;
  • развивать умение держаться на сцене.

Воспитательные:

  • воспитать эстетический вкус учащихся;
  • воспитать интерес к певческой деятельности и к музыке в целом;
  • воспитать чувство коллективизма;
  • воспитать настойчивость, выдержку, трудолюбие, целеустремленность – высокие нравственные качества;
  • воспитать готовность и потребность к певческой деятельности.

Результат программы

К концу 1 года обучения учащийся должен

ЗНАТЬ:

  • строение артикуляционного аппарата;
  • отличие вокальной речи от разговорной;
  • основы певческого дыхания;
  • особенности и возможности певческого голоса;
  • основы музыкальной грамоты;
  • элементарные дирижерские жесты педагога: внимание, вдох, начало и окончание звукоизвлечения.

УМЕТЬ:

  • правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
  • петь короткие фразы на одном дыхании;
  • петь легким звуком, без напряжения;
  • определять сильную и слабую доли в музыкальном произведении;
  • воспроизводить ритмический рисунок;
  • правильно исполнять музыкальные фразы.

К концу 2 года обучения учащийся должен

ЗНАТЬ:

  • жанры вокальной музыки;
  • типы дыхания;
  • особенности многоголосного пения;
  • основные виды мелизмов;
  • особенности артикуляции при пении на русском и иностранных языках.

УМЕТЬ:

  • петь чисто и слаженно в унисон;
  • петь чисто и держать свою партию в двухголосном и трехголосном исполнении;
  • петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;
  • исполнять вокальные произведения выразительно и осмысленно;
  • работать в сценическом образе;
  • давать критическую оценку своему исполнению;
  • работать с микрофоном, звукоусиливающей аппаратурой;
  • работать в команде, общаться, дискутировать, защищать свою точку зрения;
  • организовать учебное сотрудничество с педагогом и сверстниками и др.;
  • ценностное отношение к личному вкладу и личной ответственности в коллективный результат; ценностное отношение к наследию песенной культуры;
  • уметь адаптироваться в обществе, занимать активную жизненную позицию.

К концу 3 года обучения, учащийся должен

ЗНАТЬ:

  • правила охраны голоса в мутационный период;
  • музыкальные жанры и основные стилистические направления эстрадной и народной музыки;
  • основные средства выразительности;
  • музыкальной терминологии;
  • примеры лучших образцов современных эстрадных песен, как отечественного, так и зарубежного;
  • отличия партии основного голоса и партии бэк-вокала (второго голоса);
  • текстовый материал разучиваемых песен;
  • мелодические партии разучиваемых песен;
  • танцевальные движения сольных и ансамблевых эстрадных номеров;
  • специфику и особенности музыкального языка;
  • закономерности музыкального искусства;
  • музыкально-ритмические движения в пластическом интонировании, поэтическом слове изобразительной деятельности.

УМЕТЬ:

  • петь на одном дыхании, равномерно его распределяя, довольно продолжительные фразы;
  • петь на три голоса с сопровождением, без сопровождения;
  • держаться на сцене;
  • полноценно исполнять мелкие длительности в песнях быстрого темпа, ясно и чётко произносить трудные буквосочетания, сложные тексты;
  • петь трехголосные произведения без сопровождения, с сопровождением, под фонограмму "минус 1";
  • творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении;
  • разумно планировать и организовывать свою деятельность, свободное время с целью собственного развития.

Предметные результаты:

  • учащиеся познакомятся с навыками певческой установки;
  • научатся использовать при пении мягкую атаку (импульс звукоизвлечения при пении);
  • будет сформирована вокальная артикуляция, музыкальная память;
  • научатся приемам подготовки голосового аппарата к пению;
  • будет сформирована координация деятельности голосового аппарата;
  • научатся основным свойствам певческого голоса;
  • познакомятся с основами музыкальной грамоты;
  • познакомятся с основными терминами вокально-хорового искусства.

Личностные результаты:

  • будет развит гармонический и мелодический слух;
  • будет развит вокальный слух;
  • будет развито певческое дыхание;
  • будет развито преодоление мышечных зажимов;
  • будет развита артистическая смелость и непосредственность учащихся, их самостоятельность;
  • будут уметь держаться на сцене.

Метапредметные результаты:

  • будет развит эстетический вкус учащихся;
  • будут иметь интерес к певческой деятельности и к музыке в целом;
  • будут уметь работать в коллективе, организовывать творческое общение в процессе обучения;
  • будут настойчивыми, выдержанными, трудолюбивыми, целеустремленными.

Особые условия проведения

Для реализации программы учитываются следующие условия:

  • наличие специально оборудованного кабинета;
  • желание учащегося заниматься вокально-хоровой деятельностью.

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение:

  • хорошо проветриваемый, просторный кабинет для занятий;
  • концертный зал с необходимым техническим оборудованием;
  • пианино – 1 шт.,
  • микрофоны – 3 шт.;
  • стойки для микрофонов – 3 шт.,
  • колонки – 2шт.,
  • компьютер – 1шт.,
  • зеркало – 1шт.,
  • стулья для учащихся – 10шт.,
  • стол для педагога – 1 шт.,
  • стул для педагога – 1 шт.,
  • методическая литература,
  • нотный материал, подборка репертуара,
  • записи аудио, видео, формат CD, MP3,
  • записи фонограмм в режиме «+» и "-".

Стоимость

Обучение по программе бесплатное