Программа «Инструментальное искусство»

Данная программа относится к программам «старого» поколения, по которым учреждение работало до недавнего времени. Сейчас набор учащихся на программу закрыт и по ней «доучиваются» ребята, поступившие на программу ранее.

Программы «старого» поколения заменены на новые аналогичные программы, которые сохранили преемственность лучших традиций прошлого и впитали в себя новые тенденции музыкально-педагогических разработок, отвечающие духу времени и потребностям современного общества. Среди них (программ нового поколения по которым ЧДШИ ведёт набор учащихся) программа общеразвивающей направленности «Основы инструментального музицирования» с 4-х летним сроком обучения и возможностью продолжить развитие в рамках программы «Инструментальное исполнительство для учащихся с музыкальной подготовкой» (3 года обучения).

Программа «Инструментальное искусство» направлена на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на выбранном музыкальном инструменте, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.

Обучение игре на музыкальном инструменте включает в себя музыкальную грамотность, чтение нот с листа, навыки ансамблевой игры, овладение основами аккомпанемента и необходимые навыки самостоятельной работы. Обучаясь музыке, дети приобретают опыт творческой деятельности, знакомятся с высшими достижениями мировой музыкальной культуры.

Педагоги

Музыкальный инструмент:

Чеботок Наталья Гавриловна – преподаватель музыкального отделения: специальность – фортепиано.

Преподаваемые дисциплины: музыкальный инструмент (фортепиано), музицирование, ансамбль.

Среднее профессиональное образование: Барабинское музыкальное училище, 1975 г. Специальность: Преподаватель ДМШ по классу фортепиано, концертмейстер

Первая квалификационная категория:

Повышение квалификации:

АНО «Санкт-Петербургский центр дополнительного профессионального образования» по теме" Педагогическая поддержка ребенка и мир детства в образовательной среде«, 2016 г.;

Сертификат слушателя: Мастер-класс по инструментальному исполнительству. Фортепиано. «Формирование исполнительской культуры музыканта-пианиста» в рамках II Областного фестиваля молодых дарований «Таланты земли Сибирской», 2019 г.

 

 Анищенко Денис Сергеевич – преподаватель музыкального отделения: специальность – флейта, гитара, ударные инструменты.

Преподаваемые дисциплины: музыкальный инструмент (гитара)

Среднее профессиональное образование: ГАОУ СПО НО «Новосибирский областной колледж культуры и искусств, 2006 г.

Квалификация по диплому: Руководитель инструментального коллектива, преподаватель.

Первая квалификационная категория:

Повышение квалификации:

АНО «Санкт-Петербургский центр дополнительного профессионального образования» по теме «Педагогическая поддержка ребенка и мир детства в образовательной среде», 2016 г.;

Сертификат слушателя: Мастер-класс по инструментальному исполнительству. «Работа с учениками над наиболее сложными фрагментами в музыкальных произведениях» в рамках II Областного фестиваля молодых дарований «Таланты земли Сибирской», 2019 г.

 

Султанов Ильнур Фанисович – преподаватель музыкального отделения: специальность – баян

Преподаваемые дисциплины: музыкальный инструмент (баян), коллективное музицирование (оркестр).

Среднее профессиональное образование: ГБПУ Республики Башкортостан Салаватский музыкальный колледж, 2015 г.

ФГБОУ ВО «Уфимский государственный институт искусств». Квалификация: дирижер оркестра народных инструментов, преподаватель. Направление подготовки и/или специальность: Артист, преподаватель, концертмейстер. Инструментальное исполнительство, 2019 г.

 

Музыкально-теоретические дисциплины:

Павленко Ирина Викторовна – преподаватель теоретических дисциплин

Преподаваемые дисциплины: музыкальная литература

Высшее: ГОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет, 2006 г.; РАНХиГС по специальности «Государственное и муниципальное управление», 2015 г.

Профессиональная переподготовка:

АНО Дополнительного профессионального образования «Научно-образовательный центр «Карьера» по направлению «Теория музыки». Преподаватель музыкально-теоретических дисциплин ДМШ, ДШИ.

Высшая квалификационная категория:

Повышение квалификации: АНО ДПО «Научно-образовательный центр «Карьера» по теме «Современные педагогические технологии в профессиональной деятельности преподавателя ДМШ, ДШИ по классу музыкально-теоретических дисциплин в условиях реализации ФГТ», 2018 г.

 

Михайлов Алексей Юрьевич – преподаватель вокального отделения и теоретических дисциплин

Преподаваемые дисциплины: слушание музыки

Среднее профессиональное образование: Барабинский филиал ГАОУ СПО НО «Новосибирский областной колледж культуры и искусств», 2013 г. Направление подготовки и/или специальность: Руководитель народного хорового коллектива, преподаватель

Категория: соответствие занимаемой должности

Повышение квалификации:

АНО «Санкт-Петербургский центр дополнительного профессионального образования» по теме «Педагогическая поддержка ребенка и мир детства в образовательной среде», 2016 г.

Сертификат слушателя: Мастер-класс по сольному народному пению. «Народное пение: методика обучения и основы исполнительского мастерства» в рамках II Областного фестиваля молодых дарований «Таланты земли Сибирской», 2019 г.

 

Поспелова Евгения Васильевна – преподаватель вокального отделения.

Преподаваемые дисциплины: хор, сольфеджио

Высшее образование: ФГБОУ ВО «Алтайский государственный институт культуры», г. Барнаул, 2017 г. Направление подготовки и/или специальность: преподаватель (хоровое народное пение).

Сертификат слушателя: Мастер-класс по сольному народному пению. «Народное пение: методика обучения и основы исполнительского мастерства» в рамках II Областного фестиваля молодых дарований «Таланты земли Сибирской», 2019 г.

Расписание

Расписание (индивидуальных и групповых занятий) формируется на 1 сентября учебного года с учетом распределения учащихся по сменам в СОШ и других индивидуальных условий.

В разделе группы необходимо выбрать преподавателя - по музыкальному инструменту и выбрать свой класс (по групповым предметам)

Содержание программы

а протяжении пяти лет обучения учащиеся посещают занятия по следующим предметам:

1. Индивидуальные занятия:

- «Музыкальный инструмент» (фортепиано, баян, гитара), срок освоения 5 лет.- 2 ч. в неделю.

- «Музицирование», срок освоения 5 лет. – 0,5 ч. в неделю

- Предмет по выбору (домра, балалайка), срок освоения 5 лет. −1 ч. в неделю.

2. Групповые занятия:

- «Коллективное музицирование» (хор/оркестр) – в 1 и 2 классах – 1 ч. в неделю. С 3го по 5ый класс – 3 ч. в неделю.

- «Сольфеджио» – 1 раз в неделю по 1,5 ч. на протяжении 5 лет.

- «Слушание музыки» изучается только в 1ом классе по 1 ч. в неделю. Со 2 по 4 класс переходит в «Музыкальную литературу») – 1 ч. в неделю.

Недельная нагрузка 1 года обучения – 7 ч.

Недельная нагрузка 2 года обучения – 7 ч.

Недельная нагрузка 3 года обучения – 9 ч.

Недельная нагрузка 4 года обучения – 9 ч.

Недельная нагрузка 5 года обучения – 9 ч.

 

 

Цели программы

Цель: Обеспечение условий для гармоничного развития детей, воспитания культурного, музыкально образованного человека, разбирающегося в музыкальных жанрах, стилях и направлениях, владеющего игрой на музыкальном инструменте.

 Задачи:

1. Образовательные задачи:

- обучение основным приемам игры на инструменте, овладение штриховой культурой, культурой педали и аппликатуры;

- овладение выразительными возможностями музыкальных средств в передаче характера, образного строя музыкального произведения.

- освоение исполнительской техники;

- формирование различных исполнительских практических умений и навыков игры на музыкальном инструменте (ансамблевая игра, чтение нот с листа, музицирование и подбор произведений по слух);

 2. Развивающие задачи:

- развитие музыкальных способностей детей (музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти);

- развитие эмоциональной сферы ребенка (на уровне музыкального восприятия, внутреннего переживания и выражения);

- развитие образного мышления, фантазии, воображения.

- формирование навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам.

 3. Воспитательные задачи:

- формирование практических умений в самостоятельном грамотном разборе нотного текста, чтении с листа, ансамблевом музицировании, аккомпанементе;

- формирование потребностно-мотивационной сферы ребенка (устойчивого интереса, творческой инициативы, познавательной активности и самостоятельности);

- воспитание положительных личностных качеств ребенка (чуткости, эмоциональной отзывчивости, ответственности, целеустремленности);

- формирование музыкальной культуры ребенка через приобщение к музыке разных эпох и стилей.

 4. Метапредметные задачи:

- развитие у учащихся интереса к музыкальной деятельности, музыкального вкуса;

- развитие воображения, мышления, воли –качеств личности, необходимых для осуществления творческой деятельности.

 5. Личностные задачи:

- воспитание любви к музыкальному искусству через освоение произведений отечественной и мировой классики, лучших образцов народного творчества, организацию творческой практики учащихся путем проведения культурно-образовательных проектов.

- приобщение учащихся к различным видам музыкального творчества, обогащение их мировоззрения, воспитание художественного вкуса, формирование и развитие навыков вокального эстрадного пения, а также формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок, потребности общения с духовными ценностями и воспитание активного, музыкально образованного слушателя.

Результат программы

Результатом освоения образовательной программы «Инструментальное искусство» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений, навыков:

Учащиеся получат знания:

- об основах музыкальной грамоты;

- об основных средствах выразительности, используемых в музыкальном искусстве;

- об употребляемой музыкальной терминологии.

 

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

- использовать выразительные средства для создания художественного образа;

- самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;

- реализовывать творческий потенциал в процессе индивидуального и коллективного музицирования

 

В результате реализации программы обучающиеся получат следующие навыки:

- публичных выступлений;

- общения со слушательской аудиторией в условиях музыкально-просветительской деятельности образовательной организации;

- исполнения музыкальных произведений (сольное исполнение, ансамблевое исполнение);

- самооценки на основе критериев успешности творческой деятельности.

Особые условия проведения

При поступлении необходима медицинская справка об отсутствии противопоказаний для занятий данным видом деятельности и дополнительной учебной нагрузки.

Для выполнения домашних заданий учащемуся данной Программы необходимо наличие музыкального инструмента (соответствующего выбранному направлению).

Обучение по программе предусматривает обязательное посещение групповых предметов: сольфеджио, слушание музыки, музыкальная литература и коллективное музицирование.

Отработка практических навыков исполнительского искусства нужна как детям, так и взрослым артистам. Освоение программного материала по предмету предполагает зачет или итоговый концерт, однако, этого бывает недостаточно для успешного закрепления полученных навыков игры на публике. У многих юных артистов существует боязнь сцены, когда хороший теоретик может оказаться и плохим практиком. Отрабатывать навыки индивидуально-личностного плана выступлений на сцене ребенку поможет только многократная сценическая практика через активное участие в концертно-конкурсной деятельности.

Материально-техническая база

Чановская детская школа искусств имеет необходимое количество, соответствующих санитарным и противопожарным нормам, учебных аудиторий, специализированных кабинетов, оснащенных музыкальными инструментами, аудио и видео техникой, необходимой мебелью и наглядными пособиями.

Реализация программы обеспечивается учебно-методической документацией (учебниками, учебно-методическими изданиями, конспектами лекций, аудио и видео материалами) по всем учебным предметам.