Программа «Основы хорового исполнительства»

Хоровое исполнительство – один из наиболее сложных и значимых видов музыкальной деятельности.

Данная программа по предмету реализуется 2 года и имеет ознакомительный характер в области музыкального искусства.

Коллективное пение занимает важное место в программе дополнительного образования и принадлежит к основным видам музыкального исполнительства. Оно является одним из средств разностороннего развития учащихся, музыкально-творческого и личностного.

Пение служит одним из важнейших факторов развития слуха, музыкальности детей, помогает формированию интонационных навыков, необходимых для овладения исполнительским искусством на любом музыкальном инструменте, а так же находится в тесной взаимодействии со всеми музыкально-теоретическими дисциплинами, специальным инструментом.

В коллективе должна быть создана атмосфера творчества, взаимопомощи, ответственности каждого за результаты общего дела. Такая атмосфера способствует формированию личности ребенка, помогает ему поверить в свои силы, воспитывает чувство товарищества, ибо именно в этом залог высоких художественных результатов ансамбля. При организации занятий хорового класса необходимо руководствоваться не столько вокальными возможностями детей, сколько их возрастом.

Отбирая репертуар, преподаватель помнит о необходимости расширения музыкально-художественного кругозора детей, о том, что хоровое пение – мощное средство духовного, нравственного и патриотического воспитания учащихся. Поэтому произведения русской и зарубежной классики сочетаются с песнями современных композиторов и народными песнями разных жанров.

Задача руководителя коллектива– привить детям любовь к ансамблевому пению, сформировать необходимые навыки и выработать потребность в систематическом коллективном музицировании, учитывая, что коллективное пение – наиболее доступный вид подобной деятельности. На протяжении двух лет обучения педагог следит за формированием и развитием вокально – хоровых навыков (дыханием, звуковедением, ансамблем, строем, дыханием), постепенно усложняя задачи, расширяя диапазон певческих возможностей детей.

После перехода на следующую ступень обучения, базового уровня, у детей идет накопление опыта хорового исполнения, овладение вокально-хоровыми навыками, поэтому уже усложняется репертуар.

В детской школе хоровой класс служит одним из важнейших факторов развития слуха, музыкальности детей, помогает формированию интонационных навыков.

Педагоги

Поспелова Евгения Васильевна – преподаватель музыкального отделения.

Высшее профессиональное образование: ФГБОУ ВО «Алтайский государственный институт культуры», г. Барнаул. Квалификация: преподаватель (хоровое народное пение), 2017 г.

Сертификат слушателя: Мастер-класс по сольному народному пению. «Народное пение: методика обучения и основы исполнительского мастерства» в рамках II Областного фестиваля молодых дарований «Таланты земли Сибирской», 2019 г.

Содержание программы

Количество учебных часов в неделю:

1 год обучения – 4,5 ч. в неделю:

Коллективное музицирование (хор) – 2 ч.

Сценическое движение – 1 ч.

Основы музыкальной грамоты-0,5ч.

Учебный предмет по выбору: фортепиано – 1 ч.

 

2 год обучения – 4,5 ч. в неделю:

Коллективное музицирование (хор) – 2 ч.

Сценическое движение – 1 ч.

Основы музыкальной грамоты-0,5ч.

Учебный предмет по выбору: фортепиано – 1 ч.

Содержание программы по годам обучения построена по принципу от простого к сложному, в первый год обучения знакомство с вокальными приемами, правильной певческой установкой, дыханием, дикцией; во второй год обучения обретение навыков правильного, свободного пения формирования вокального звука.

Цели программы

Главная цель программы – создать условия для развития творческих способностей и нравственного становления детей школьного возраста, посредством вовлечения их в певческую деятельность.

 

Задачи:

Образовательные:

- познакомить с хоровой и вокальной музыкой, приобщить к сокровищнице отечественного и зарубежного вокально- хорового искусства;

- повысить культурный уровень детей;

- пробудить желание проявить себя в творчестве, совместных делах.

- создать условия для оптимального певческого и эстетического развития каждого обучающегося;

- освоение основ базовых навыков, которые создают хоровой коллектив;

 

Развивающие:

- развитие устойчивого интереса к классической музыке, занятиям хоровым пением;

- формирование музыкально-художественного вкуса;

- развить в детях музыкальность, эмоциональность, выразительность, голос, слух и память;

- развивать общекультурные и вокально-исполнительские способности детей;

- развивать общий музыкальный уровень культуры детей в процессе творческого восприятия и исполнения музыкальных произведений;

- развивать творческий потенциал ребенка;

- развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области хорового исполнительства.

- развитие музыкальности образного и ассоциативного мышления, творческого воображения, музыкальной памяти;

- развитие умственного и эмоционального развития ребенка;

 

Воспитательные:

- способствовать формированию устойчивого интереса к хоровому пению, музыкально – творческой деятельности;

- воспитывать художественно – эстетический вкус.

- воспитание потребности у обучающихся в общении с хоровой музыкой;

- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке, музыкального вкуса учащихся, устойчивого интереса к музыке;

- формирование у обучающихся умения петь в хоре; петь в ансамбле, сольно, понимать дирижёрские жесты и следовать указаниям руководителя хора.

 

Метапредметные:

- вовлекать детей в концертную деятельность, готовить их к участию в профессиональных фестивалях и конкурсах.

Результат программы

Результатом освоения образовательной программы «Основы хорового исполнительства» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений, навыков:

Учащиеся получат знания:

- о хоровом исполнительстве, стилях музыки;

- о музыкальных жанрах и основных стилистических направлениях;

- лучших образцов мировой музыкальной культуры;

- строение резонаторов и их роли в пении;

- об элементарных способах воплощения художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности.

 

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

- исполнять хоровые произведения различных стилей;

- использовать выразительные средства для создания художественного образа;

- выступать публично;

- самостоятельно выделять и формулировать задачи занятия как шаги достижения поставленной цели деятельности;

- планировать свои действия в соответствие с творческой задачей и условиями её реализации;

- анализировать свои действия на сцене;

- определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения.

 

В результате реализации программы обучающиеся получат следующие навыки:

- общения со слушательской аудиторией в условиях музыкально-просветительской деятельности ДШИ.

- творческого потенциала в процессе коллективного музицирования;

- осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, культуре, языку.

Особые условия проведения

На данную программу принимаются дети в возрасте 6,5 до 16 лет.

При поступлении необходима медицинская справка об отсутствии противопоказаний для занятий данным видом деятельности и дополнительной учебной нагрузки.

Материально-техническая база

Учебная аудитория для групповых занятий, оснащенная пианино.

Доска, ученические столы и стулья, музыкальный центр, фонотека, аудио и видеозаписи.

Наглядные пособия, учебно-методическая и нотная литература (печатные, электронные издания).