Программа «Мы-Юнармейцы»

Программа разработана с учетом задач поставленных в «Государственной программе патриотического воспитания граждан Российской Федерации в 2016-2020гг.», Национальной доктрине образования в Российской Федерации о воспитании гражданина: «Система образования призвана обеспечить... воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности и обладающих высокой нравственностью...» и нормативных документов Всероссийского детско-юношеского военно-патриотическое общественное движение "ЮНАРМИЯ«.

Содержание программы направлено также на формирование физической культуры учащихся как части общей культуры, базирующейся на системе нравственных ценностей, определенных в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Программа ориентирована на социальный заказ учащихся и родителей к подготовке будущих защитников Отечества. У учащихся формируются личностные качества, знания, умения и навыки необходимые на службе в Вооруженных Силах Российской Федерации, способствует личностному развитию и укреплению его физического здоровья, профессиональному самоопределению, адаптации к жизни в обществе.

Программа разработана с учетом аналитических данных, полученных в ходе проведения маркетинговых исследований потребительских групп: учащихся и родителей (законных представителей) образовательных организаций Доволенского района.

Программа «Мы – Юнармейцы» создана для учащихся МКОУ Волчанской СОШ,МКОУ Доволенской ООШ, МКОУ Суздальская СОШ, МКОУ Ярковской СОШ, МКОУ Доволенской СОШ № 2 им. С.И. Лазарева Доволенского района и реализуется на базе МКОУ ДО ДДТ и школ. В этих учреждениях созданы юнармейские отряды, которые входят в состав Юнармии.

Педагоги

Кондратенко Даниил Андреевич, педагог дополнительного образования МКОУ ДО ДДТ, образование – Средне – специальное, стаж работы 2 года.

Павлов Валентин Николаевич, педагог дополнительного образования МКОУ ДО ДДТ, образование – высшее, стаж работы 1 год.

Рехтин Сергей Владимирович, педагог дополнительного образования МКОУ ДО ДДТ, образование – высшее, стаж работы 22 года.

Ратушняк Александр Александрович, педагог дополнительного образования МКОУ ДО ДДТ, первая категория, образование – среднее специальное, стаж работы 22 года.

Повышение квалификации: «Преподаватели осуществляющие профессиональное обучение правилам оказания первой помощи» 2019 г., 40 ч.; «Организация и методика занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья в рамках реализации ФГОС ОО» 2017 г., 108 ч.; «Оказание первой помощи» 2017 г., 16 ч.

Борк Анатолий Борисович, педагог дополнительного образования, высшей квалификационной категории, педагогический стаж работы 14 лет.

Занятия проходят на базе МКОУ Доволенской СОШ № 1, Новосибирская область, Доволенский район, село Довольное, ул. Ленина, 47.

Повышение квалификации:

2017г. -«Организация и методика занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья ФГОС ОО», НИПКиПРО, 108 ч.
2018г.-«Оказание первой помощи детям и взрослым», ООО ЦПР «Партнер», 40 ч.
Личные результаты педагога:

Областная спартакиада педагогических работников Новосибирской области – диплом третьей степени. 2018 год.
Грамота за третье место в окружном этапе областной Спартакиады педагогических работников образовательных организаций Новосибирской области, 2018 год.
Благодарственное письмо Министерства образования, науки и инновационной политики, и Главного управления Министерства внутренних дел России Новосибирской области, за организацию профилактической работы среди школьников и привития им навыков безопасного поведения на дороге, 2013 год.
Благодарность главы Доволенского района и Совета депутатов Доволенского района, за активную жизненную позицию и принятия участия в народном голосовании для будущего выдвижения в депутаты Законодательного Собрания Новосибирской области, 2015 год.
Диплом Гран-при МКОУ «Управление образования» МКОУ ДО Дома детского творчества за победу в районном фестивале «Звездный фейерверк» в номинации «Туристское направление», 2018 год.

Теличко Александр Викторович, педагог дополнительного образования, первой квалификационной категории.

Повышение квалификации: Обучение, магистратура
ЧОУ ДПО «УЦ «Академия Безопасности» программа обучения "Обучение педагогических работников первой помощи, 16 часов, 31.10.2018 год;
7.11.2018 г, участие в мониторинге профессионального развития работников образования Новосибирской области, ГКУ НСО "Новосибирский институт мониторинга и развития образования«
21.01.19 – 25.01.19 «Преподаватели осуществляющие профессиональное обучение правилам оказания первой помощи», ГАОУ ДПО НСО «УМЦ ГОЧС Новосибирской области», 40 часов
15.04.19 – 17.05.19 – «Сетевые педагогические сообщества как форма профессионального развития педагога», Облцит, 36 часов
10.02.2020 – 20.02.2020 – «Алгоритмизация и программирование – формируем метапредметные компетенции и УУД», ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО, 72 часа
20.04.2020 – 30.04.2020 г. – «Актуальные направления в образовании детей с ОВЗ в условиях стандартизации образования», КФ ФГБОУ ВО «НГПУ», 18 часов

Содержание программы

Вводное занятие, введение в образовательную программу

Теория – 2ч. Вводное занятие. Знакомство с программой. Беседа о работе объединения, о значении Юнармии для человека и для государства. Выявление уровня первичной подготовки. Рассказы об интересных фактах (показ кинофильма, презентаций, фотографий). Законы Юнармейцев. Заполнение анкет (Книжки юнармейца) обучающихся. Инструктаж по технике безопасности. Виды туризма, особенности пешеходных походов.

Физическая подготовка

Теория – 6ч. Техника безопасности, правила поведения. Основы теоретических знаний. Разучивание вольных упражнений. Изучение техники метания гранат стоя с места, в движении, с колена и лежа.

Практика – 22ч. Гимнастика, легкая атлетика, спортивные игры, плавание. Изучение общего контрольного упражнения на единой полосе препятствий по элементам. Тренировка в метании гранат на точность и дальность.

Сдача нормативов по физической подготовке, подготовка к сдачи норм ГТО.

Основы военной службы и военного дела

Теория –2ч. Российские Вооруженные Силы на современном этапе, назначение, состав, виды Вооруженных Сил. Сухопутные войска, их состав и предназначение. Организация, вооружение, тактические возможности мотострелкового отделения (взвода) в обороне и в наступлении. Боевые возможности отделения (взвода) в обороне и в наступлении

Практика – 6ч.Условия, обеспечивающие успешное выполнение боевых задач. Огонь и его назначение в бою. Виды огня (по отдельным целям, сосредоточенный, заградительный, подвижный и неподвижный, фронтальный, фланговый, перекрестный, кинжальный). Понятие о маневре в бою. Виды маневра.

Топография и ориентирование

Теория – 6ч. Стороны горизонта. Устройство компаса. Пользование компасом в походе. Азимут. Определение азимута по карте и на местности, азимутальное кольцо (чертеж). Определение азимута на заданный ориентир, движение группы по азимутам на заданное расстояние. Определение сторон горизонта с помощью компаса, по небесным светилам, местным признакам. Определение направлений по заданным азимутам (прямые засечки) и азимутов на заданные ориентиры (обратная засечка). Ориентирование карты по компасу. Движение группы по заданным азимутам на заданные расстояния. Глазомерная оценка расстояний до предметов.

Практика – 18ч. Топографическая подготовка. Ориентирование с помощью карты и компаса. Знакомство с топографической картой и топографическими знаками. Масштаб, виды масштабов, масштабы топографических и географических карт. Пользование линейным и числовыми масштабами. Преобразование числового масштаба в натуральный. Измерение прямолинейных и криволинейных расстояний на карте. Измерение направлений (азимутов) на карте. Транспортир. Ориентирование на маршруте с помощью карты и компаса. Зарисовка топографических знаков (40–50 знаков), чтение топографической карты по квадратам и маршрутам. Повторение плохо усвоенных топографических знаков. Упражнения и задачи на масштаб, на превращение числового масштаба в натуральный. Положение на карте маршрута по его текстовому описанию (по легенде). Построение на миллиметровке заданного азимутального маршрута. Измерение на карте азимутов и расстояний заданных линий (маршрутов).

Строевая подготовка

Теория –4ч. Строй. Виды строя. Строевые приемы: «направо», «налево», «кругом» индивидуально и в строю. Команды: «равняйсь», «смирно», «равнение на середину» в строю. Передвижение в составе знаменной группы. Отработка строевой подготовки подразделения. Разучивание строевой песни. Команды строевой подготовки и правила их выполнения. Алгоритм выполнения строевых упражнений в передвижении (индивидуально и в составе подразделения). Повороты направо, налево, кругом при передвижении строя. Подача и выполнение команд в строю. Выход из строя и подход к командиру. Ответ на приветствие командира.

Практика – 22ч. Отработка строевых приемов. Движение шагом. Движение бегом. Строевой шаг. Походный шаг. Развернутый строй одношереножный, двушереножный, развернутый строй отделения и взвода. Перестроения из одношереножного в двушереножный стой. Размыкание влево, вправо. Движение со строевой песней. Понятия: строй, шеренга, фланг, фронт, тыльная сторона строя, интервал, дистанция, ширина и глубина строя.

Военная история России

Теория – 6ч. Вооруженные Силы Российской Федерации. История Вооруженных Сил. Понятие «Вооруженные силы». Значение Вооруженных сил. Необходимость создания Вооруженных сил в Российском государстве. История Вооруженных сил России. Защита Отечества-конституционный долг и обязанность гражданина Российской Федерации

Развитие и становление Вооруженных Сил России в связи с историей Российского государства, ратные страницы истории. Структура Вооруженных сил и основные задачи. Структура и назначения Вооруженных сил Российской Федерации. Отличия различных видов войск в регулярной армии. Великие русские полководцы.

Александр Васильевич Суворов (1730 −1800 гг.), адмирал Федор Федорович Ушаков (1745 – 1817 гг.). генерал-фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов (1745-1813 гг.)., генерал от инфантерии Михаила Дмитриевича Скобелева (1843 – 1882 гг.),. адмирал Михаил Петрович Лазарев (1788 −1851 гг.),адмирала Петра Степановича Нахимова (1802 – 1855 гг.), вице-адмирал Степан Осипович Макаров (1849 −1904 гг.).

История юнармейского движения. Детские и молодёжные движения в Российской империи. Детские и молодёжные движения в СССР: пионерская организация, ВЛКСМ. Детские о молодёжные движения современной России. Российское Движение Школьников.

Практика – 8ч. Выполнение исследовательской работы: «Несение службы в мирное и военное время». Порядок прохождения военной службы. Повседневное выполнение конкретных воинских обязанностей в ВС РФ. Закон «О воинской обязанности и военной службе». Воинские звания. Прохождение военной службы по контракту.

Огневая подготовка

Теория – 4ч. История развития отечественного стрелкового оружия.

Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами. Правила поведения в тире и на линии огня. Назначение, устройство и взаимодействие частей и механизмов. Назначение и боевые свойства ручных гранат и запала. Работа частей и механизмов гранаты при броске. Подготовка гранаты к броску. Меры безопасности при обращении с ручными гранатами.Метание имитационной гранаты в цель. Виды огнестрельного боевого оружия. Классификация огнестрельного оружия. Устройство и работа АК-74. Меры безопасности при неполной разборке и сборке АК-74. Правила нахождения на огневом рубеже. Правила стрельбы из положений лежа и сидя. Изучение процессов, происходящих при производстве выстрела, законов внешней и внутренней баллистики. Отработка стрельбы из лазерного оружия в положении лежа и стоя.

Практика – 22ч. Пневматическая винтовка. Правила удержания и прицеливания винтовки. Неполная сборка и разборка автомата Калашникова (АК-74). Знакомство с неполной сборкой и разборкой автомата Калашникова (АК-74). Порядок разборки и сборки автомата. Ошибки при разборке и сборке автомата Калашникова. Тренировка по неполной сборке и разборке автомата. Неполная сборка и разборка автомата на время.

Медицинская подготовка.

Теория – 4ч. Изучение медицинских терминов: виды травм, ранений, кровотечений, утоплений, степени тяжести ожогов, отморожений. Знакомство с терминами: ранение, травма, рана, кровотечение, ушиб, перелом, шок, ожог, обморок, отморожение, охлаждение. Знакомство с понятиями: антисептик, асептик, давящая повязка, иммобилизация, шина. Оказание первой помощи. Знакомство с алгоритмом оказания первой помощи при механических травмах, ранениях, ожогах, тепловом и солнечном ударе, ударе электрическим током.

Практика –2 ч. Отработка алгоритма оказания помощи наложения повязок, шин, жгута и транспортировки пострадавшего. Оценка ситуации. Обеспечение безопасности на месте происшествия. Оценка состояния пострадавшего. Оказание неотложной помощи. Вызов скорой медицинской помощи. Фиксация информации о времени и причинах случая. Контроль за состоянием пострадавшего. Отработка оказания первой помощи при ранениях и ожогах.

История родного края и его природа. Краеведение.

Теория – 6ч. Климат, растительность и животный мир родного края, его рельеф, реки, озера, полезные ископаемые. История края, памятные исторические места. Предприятия, колхозы и совхозы края. Знатные люди края. Роль юнармейцев в охране памятников истории и культуры края. Охрана природы. Закон об охране природы.

Практика – 22ч. Краеведческая и экскурсионная работа в полевых условиях. Ведение путевых записей: личный и групповой дневник, описание пути движения, описание экскурсионного объекта, путевой очерк. Сбор экспонатов и других краеведческих материалов. Подготовка итоговой выставки. Фотографирование. Что такое общественно полезная работа, формы такой работы. Знакомство с картой области, района. «Путешествия» по карте. Подготовка и заслушивание докладов обучающихся о природе и достопримечательностях края. Проведение краеведческих викторин.

Цели программы

Предметные:

· воспитание у молодежи высокой гражданско-социальной активности, патриотизма, приверженности идеям интернационализма, противодействия идеологии экстремизма;

· изучение истории страны и военно-исторического наследия Отечества;

· формирование положительной мотивации у молодых людей к прохождению военной службы и подготовке юношей к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации;

· изучение истории Вооруженных Сил РФ и Устава ВС;

· ознакомление с видами оружия массового поражения и способами защиты;

· подготовка к профессиональной деятельности и воинской службе;

· обучение основным элементам строевой подготовки;

· обучение приемам и способам пользования пневматическим оружием;

Метапредметные:

· развитие интереса к воинским специальностям и формирование желания получить соответствующую подготовку;

· выработка готовности к достойному служению обществу и государству;

· формирование лидерских качеств учащихся;

Личностные:

· формирование у подростков и молодежи активной жизненной позиции;

· формирование устойчивого интереса к спорту и здоровому образу жизни;

· воспитание таких моральных качеств, как любовь к Отечеству, уважительное отношение к Вооруженным Силам страны;

· воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России;

· воспитание морально-волевых качеств: воли, решимости, смелости, ловкости, самодисциплины и чувства взаимопомощи и коллективизма.

· развитие духовного, физического и общественного потенциала подростков и молодежи;

· гармоничное развитие волевых и морально-этических качеств личности;

Результат программы

В результате освоения программного материала ожидается формирование и овладение учащимися предметных, личностных и метапредметных результатов.

Личностные:

· соблюдать дисциплину;

· выполнять правила внутреннего распорядка;

· осознать себя как индивидуальность и одновременно как члена детского коллектива;

· способность к самооценке своих действий и поступков;

· проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь.

· усвоить гуманистические, демократически и традиционные ценности многонационального российского общества;

· принять чувство ответственности и долга перед Родиной

Метапредметные:

· уметь самостоятельно определять цель при выполнении работы;

· выстраивать последовательность необходимых операций;

· уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи.

· выделять и обобщать смысл поставленной учебной задачи;

· определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии;

· уметь работать с информацией;

· уметь сотрудничать с взрослыми и сверстниками в процессе совместной деятельности;

· работать индивидуально и в группе;

· сознавать ответственность за общее дело;

· выделять моральное содержание ситуации.

Предметные:

· меры безопасности во время занятий;

· воинские традиции Советской и российской армии;

· символы воинской чести;

· государственную символику России;

· элементы строя и обязанности в строю;

· материальную часть автомата Калашникова;

· требования к личному и групповому снаряжению;

· организацию привалов и ночлегов;

· принципы оказания первой медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях.

· выполнять строевые команды на месте и в движении;

· выполнять сборку-разборку автомата АК-74;

· выполнять приемы рукопашного боя;

· организовать ночлег в полевых условиях; – ориентироваться на местности;

· выполнять комплексы физических упражнений;

· оказать первую медицинскую помощь при травмах и ранениях;

· оказать помощь при чрезвычайных ситуациях.

Особые условия проведения

Участие в юнармейском отряде физических лиц осуществляется на основании письменного заявления учащегося с согласием его законных представителей (для несовершеннолетних членов) и оформляется решением Местного, Регионального отделения или Главного штаба Движения на ближайших заседаниях простым большинством голосов от количества присутствующих на заседании, с постановкой на учет в Региональном, Местном отделении Движения.

Материально-техническая база

Занятия проводятся в кабинете, оснащенном дидактическими средствами, методическими разработками, плакатами и стендами, а также в спортивном зале и на спортивной площадке, где используется необходимое оборудование и инвентарь (лазерный тир, мячи, гранаты, пневматические винтовки, макеты АК-74, противогазы, ОЗК). Используются элементы военной полосы препятствий и оборудованные беговые дорожки.

· Классный кабинет, оборудованный партами и стульями по числу обучающихся;

· Доска грифельная;

· Спортивный зал, оборудованный спортивными снарядами;

· Интерактивное оборудование: компьютер, проектор, экран;

· Лицензионное программное обеспечение;

· Лазерные пистолеты, автоматы, винтовки;

· Макеты: массово-габаритные оружия;

· Учебные гранаты;

· Компас;

· Топографические карты;

· Аптечка индивидуальная – АИ;

· Индивидуальный перевязочный пакет – ППИ

· Индивидуальный противохимический пакет – ИПП;

· Носилки МЧС тканевые (носилки санитарные);

· Схемы, плакаты, таблицы.

Информационно-методическое обеспечение:

· демонстрационный материал (плакаты, схемы, таблицы, фотографии, слайд – программы, мультимедийные презентации);

· учебно-методическая и познавательная литература (энциклопедии, серии книг);

· видеоматериал (фильмы, видео) по темам;

· тесты, анкеты, опросники;

· слайд – лекции по ключевым темам курса;

· электронные учебные пособия.

· лазерный тир

Кадровое обеспечение программы.

Для успешной реализации программы с учащимися занимается педагог дополнительного образования, имеющий специальное (профильное) образование, специальные знания по предмету, квалификационную категорию. Педагог имеет опыт организации и проведения военно-патриотических игр, соревнований, профильных смен, а так же для проведения диагностики и тестирования личностных качеств, привлекается педагог – психолог.