Программа «Гармония»

     Программа «Гармония» направлена на художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста, т.е. процесс и результат становления и углубления способностей визуального и эмоционального восприятия красоты внешнего мира, сферы искусства, а также развитие самостоятельной творческой активности в мире прекрасного.

     Цель такого воспитания в педагогическом определении – это:

- формирование и совершенствование эстетического вкуса, воспитание чувства прекрасного;

- становление и развитие в личности ребёнка способности любить и ценить красоту окружающего мира, наслаждаться созерцанием прекрасного в сфере искусства и в обыденной жизни;

- выработка глубокого понимания и грамотной оценки объектов искусства;

- актуализация созидательных способностей личности и их воплощение в активной самостоятельной творческой деятельности по созданию прекрасного в жизни;

- формирование морально-этических общечеловеческих норм и ценностей, достижение высокого уровня общей эрудированности, расширение сферы эстетических интересов;

- осознанная творческая работа способствует развитию культуры мышления и речи, волевых качеств личности, навыков самоорганизации, внутреннего контроля и дисциплины.

     Программа реализуется через два направления: изобразительное искусство и музыку.

Педагоги

Гордеева Светлана Геннадьевна (воспитатель высшей категории).

Васильева Ирина Ивановна (музыкальный руководитель высшей категории).

Содержание программы

    Сегодня ни для кого не секрет, что обучение изобразительной деятельностью в дошкольном возрасте благотворно влияет на развитие ребенка: мышления, эмоциональной сферы, сенсомоторного аппарата, его социализации.

    В наше время, когда на телевидении, в сказках, компьютерных играх и литературе преобладает жестокость и агрессия, дети зачастую либо замыкаются в себе, не желая общаться, либо наполнены отрицательными эмоциями. Именно поэтому в данную программу включен метод арт-терапии, способствующие успешной адаптации детей дошкольного возраста в условиях временного коллектива, стабилизации эмоциональной сферы, снижению тревожности, неуверенности в себе, агрессивности. Содержание данной программы насыщенно, интересно, эмоционально значимо для дошкольников, разнообразно по видам деятельности и удовлетворяет потребности каждого ребенка в реализации своих художественных желаний и возможностей.

     Арттерапия – естественный и бережный метод исцеления и развития души через художественное творчество, активно развивающийся как комплекс психотерапевтических методик с 1940-х гг. Направления арттерапии (арт психология) соответствуют видам искусств, а разнообразие техник практически неограниченно. Арттерапия – это не столько лечение, сколько развитие креативности, развитие и гармонизация личности, помогающие при решении любых проблем. Любой человек способен выразить себя, свои чувства и свое состояние мелодией, звуком, движением, рисунком. Случается так, что для некоторых людей – это единственный способ дать миру знать о себе, заявить о себе как о творческой личности. Предоставить такую возможность всем нуждающимся – задача арттерапии.

   Работа по элементарному музицированию опирается на систему Карла Орфа, которая в свою очередь, обучая детей навыкам коллективного музицирования, развивает не только технику игры на инструментах, но и на развитие творческого начала.

   В мировой педагогической практике существуют несколько известных концепций музыкального воспитания детей, которые стали основой для разработки различных программ и методик. Одной из самых известных, распространенных более чем в 40 странах мира, является концепция Карла Орфа "Шульверк "Музыка для детей«.

    Слово «Schulwerk», понятное без перевода педагогам всего мира, было создано самим Орфом и обозначает «обучение в действии». Главный принцип этой педагогики – «учимся, делая и творя» – позволяет детям, исполняя и создавая музыку вместе, познать ее в реальном, живом действии, в процессе музицирования, а не наукообразного теоретизирования. Основным предназначением «Шульверка» является первичное приобщение всех детей независимо от их способностей к музыке, раскрепощение индивидуально-творческих сил, развитие природной музыкальности.

    Современное понимание проблемы музыкального обучения детей предполагает вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе принципа деятельности и творческой игры.

   Одним из самых любимых видов музыкальной деятельности детей является элементарное музицирование.Дети становятся деятелями, а не сторонними наблюдателями или слушателями. Они – внутри музыки, а не снаружи ее.

   На занятиях элементарным музицированием в комплексе решаются проблемы систематического развития музыкальности детей и импровизационно-творческой деятельности как принципа обучения. Деятельность педагога строится в соответствие с принципом «для ребенка, с ребенком, исходя из ребенка» и созвучна одной из идей, лежащих в основе системы детского музыкального воспитания:

"Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать (Песталоцци)".

Программа рассчитана на детей от 3 до 7 лет.

Срок реализации программы – 4 года.

Занятия проводятся по каждому направлению по 1 разу в неделю ( всего занятий – 2 раза в неделю).

 

 

Цели программы

Цель программы – формирование эмоционально-чувственного внутреннего мира, развитие фантазии, воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста.

Задачи:

-Знакомить с приемами нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов, а так же знакомить с изобразительным искусством разных видов (живописью, графикой, скульптурой, дизайном) и жанров, учить понимать выразительные средства искусства.
-Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического искусства, окружающих предметов, зданий, сооружений.
-Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности. Формировать умение оценивать созданные изображения.
-Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов. Развивать творческие способности детей.
-Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности и культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.

Цель: формирование основ музыкальной культуры и музыкально –эстетического вкуса через эмоциональное, активное восприятие музыки, овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах.

Задачи:

-знакомить с миром музыкальных инструментов;

-формировать положительное отношение к обучению игре на музыкальном

инструменте, ощущение ритма через движение, умение передавать образ через движение;

-развивать слуховое внимание, музыкальную память, образное мышление,

эмоциональную отзывчивость, развивать мелкую моторику пальцев, навыки

взаимодействия с взрослыми и сверстниками;

-воспитывать умение владеть своим поведением во время занятия,

коммуникативные навыки.

-Развитие креативных возможностей: творческого воображения, потребности к самовыражению в различных видах художественно-творческой деятельности;

-Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности: способности к сопереживанию, ответственности, толерантности и др.;

-Развитие речи;

-Развитие движений, ориентировки в пространстве.

-Восприятие музыки, исполнительская деятельность(импровизация в различных видах исполнительской деятельности)

Результат программы

    Ожидаемый результат по направлению ИЗО:

- Значительное повышение уровня развития творческих способностей.

- Расширение и обогащение художественного опыта.

- Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.

- Овладение простейшими операциями (резать, сминать, надрезать, плести и т.п.).

- Сформируются навыки трудовой деятельности.

    Прогнозируемые результаты по направлению музыкальное развитие:

- проявление положительных эмоций к совместным занятиям, повышение

эмоциональности, самостоятельности, общей активности;

- положительная динамика в речевом и интеллектуальном развитии;

- более легкая адаптация к детскому саду;

- проявление интереса к музыке;

- самостоятельное воспроизведение песен и движений;

- активация и автоматизация двигательных навыков;

- осознание ребёнком себя как индивидуальности и как части группы.

Особые условия проведения

Программа платная.

Материально-техническая база

 

Музыкальный зал.

Оборудование:
Компьютер;
Музыкальный центр "Panasonic";
Видеомагнитофон "Samsung";
Электронное пианино "Casiо";
Аккордеон "Сибирь";
Фортепиано "Иртыш«;
Проектор «Nec» и экран;
Ресирвер "Pioneer";
Принтер"Hp lazer jet P1102«;
Фонотека и аудиотека;

Детские музыкальные инструменты:
Набор орф-иннструментов: штабшпили –4 шт.;
глёккеншпили –6 шт.;
Диатонические металлофоны в коробке-3 шт.;
Барабаны –10 шт.;
Барабан ручной –2 шт.;
Тамбурин −1 большой, 2 средних.;
Бубны: маленькие 20 шт.;средние 3 шт.;
Цитры: 2 шт.;
Маракас –3 шт.;
Коробочка –1 шт.;
Рубель –1 шт.,
Тон-блок: 1 шт.;
Тон-блок двойной –1 шт.;
Гуиро –1 шт.;
Набор колокольчиков фирмы «goldon» –1 шт.;
Тон-блок фирмы «goldon» −6 шт.;
Пандейра –5 шт.;
Ложки деревянные –30 шт.;
Трещетки –2 шт.;
Клавесы –40 шт.;

Треугольники: маленькие −2 шт.;
Большие–2 шт.;
Детский аккордеон: 1 шт.;
Детские гармошки: 2 шт.;
Игрушки-самоделки –шейкеры, шуршалки, стучалки, гремелки и пр.;
Колокольчики −25 шт.;
Бубенчики–10 шт.;
Браслеты с бубенцами –2 шт.;
Игрушки с бубенчиками –10 шт.;
Атрибуты:
Ленточки;
Шарфы, платки, шапочки жучков, цыплят, ободки
зайчиков, пчелок, шляпы, кивера, нагрудники светофоры;
мелкие резиновые игрушки;
Корзинки;
Мягкие игрушки персонажей из мультфильмов;
Бабочки, цветочки, жучки на палочках;

Настольный театр;
Пальчиковый театр;
Театр глиняной игрушки;
Теневой театр;
Театр ложек;
Платочный театр.

Кабинет ИЗО:

Оборудование:
Компьютер; интерактивная доска.

Бумага разного формата и цвета, краски (акварель, гуашь), кисти, пластилин, глина, пастель (сухая,масляная), художественный уголь, сангина, графитный карандаш, цветные карандаши (акварельные), стеки, доски для лепки, подставки под кисти, непроливайки, салфетки, палитры, доска для демонстрации.

Произведения изобразительного искусства.

Печатные пособия.

Модели и натуральный фонд.

Дидактические игры.