Программа «СИТИ – фермер»

  • (1)

В современном мире люди всё чаще стали тянуться ко всему экологичному и натуральному, в том числе и к натуральным продуктам. Развитие подстегивает появление новых технологий – гидропоники, аэропоники, вертикальных ферм, специальных ламп и др.
Стать сити-фермером может каждый – в отличие от обычного фермерства, подобное занятие не потребует гектаров земли.
Сити-фермерство, являясь одним из важных направлений в условиях городской среды, может заинтересовать и существенно расширить знания и практические умения учащихся в области сельского хозяйства.
Реализация данной программы будет способствовать решению задач позитивной социализации учащихся из сельской местности за счет освоения ими современных практик и организации исследовательской деятельности. Программа имеет естественнонаучную направленность и способна решать задачи организации проектной и исследовательской деятельности учащихся.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ определяется постоянно меняющимися условиями и уровнем жизни, потребностью готовить детей, способных к самореализации во взрослой жизни.
На российском рынке «Профессий будущего» появляются и активно внедряются новые профессии в современном сельском хозяйстве, такие как «СИТИ-фермер». СИТИ-фермер – специалист по обустройству и обслуживанию агропромышленных хозяйств на крышах и стенах высотных зданий крупных городов. СИТИ-фермер, как человек профессии будущего, должен иметь огромные умения и навыки по уходу и выращиванию экологически чистых культурных растений в черте города. Потребуется и понимание бережливого производства, безопасной жизнедеятельности в любых условиях.

Педагоги

Сапожникова Юлия Григорьевна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории, лучший педагогический работник Новосибирской области в 2019 году

Содержание программы

1. МОДУЛЬ «БиоКЛАСТЕР». 30 часов. 

1. Введение (3 ч).
Теоретическая часть. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Назначение, цели и задачи объединения. Формы организации и проведения занятий. Беседа: ТБ на рабочем месте, при проведении полевых работ, при работе с инвентарём.

2. Сити-фермерство (9 ч).
Теоретическая часть (3 ч). Основы сити-фермерства. История возникновения сити-фермерства.
Практическая часть (6 ч). Агропрофессии и их роль в будущем. Сити-фермер. Стартапы проектов в условиях сити-фермерства. Практическая игра «Юный фермер».

3. Основы растениеводства (Особенности возделывания сельскохозяйственных культур в условиях Сити-фермерства) (18 ч).
Теоретическая часть (9 ч). Биологические особенности сельскохозяйственных культур в условиях Сити-фермерства. Экологические факторы среды произрастания с/х культур. Агротехнические приемы выращивания.
Практическая часть (9 ч). Выращивание микрозелени овощных культур в условиях гроубоксов, особенности выращивания. Выращивание микрозелени овощных культур в условиях Сити-фермерства, особенности выращивания. Оценка условий выращивания микрозелени овощных культур, наблюдение. Тестирование «Особенности возделывания с/х культур».

2. МОДУЛЬ «ТехноКЛАСТЕР». 21 час.

1. Современные технологии возделывания сельскохозяйственных культур (3 ч). Теоретическая часть (3 ч). Современные технологии возделывания сельскохозяйственных культур, их виды. СИТИ-фермерство.

2. Алгоритм управления и регулирования технологий (9 ч). Теоретическая часть (6 ч). Использование современных технологий в различных странах. Основные элементы современных технологий возделывания сельскохозяйственных культур. Основные характеристики и функции составляющих элементов современных технологий возделывания растений. Практическая часть (3 ч). Сборка системы, принцип работы «Умной» теплицы.
3. Функциональная структура и принцип работы современных технологий (9 ч). Теоретическая часть (6 ч). Функциональная структура современных технологий. Принцип работы современных технологий. Практическая часть (3 ч). Создание макетов проекта «Моя умная система».

3. МОДУЛЬ «СтартКЛАСТЕР». 42 часа.

1. Основы исследовательской и проектной работы (24ч). Теоретическая часть (18 ч). Структура исследовательской работы. Работа с понятийным аппаратом. Приёмы и методы исследования. Правила оформления проекта, исследовательской работы. Правила оформления презентации проекта. Практическая часть (6 ч). Оформление основных разделов исследовательских работ.

2. Start-Up_«Поиск» (Стартапы проектов и исследований) (18 ч).
Теоретическая часть (3 ч). Основные всероссийские и региональные научно-практические конференции школьников. Практическая часть (15 ч). Выбор, оформление тем проекта, исследовательской работы. Формулировка задач проекта, исследовательской работы. Подбор и оформление методик исследования (индивидуальная работа с каждым учащимся) (6 ч). Изучение литературы по избранным темам исследования. Оформление проектов, исследовательских работ, подготовка к участию в конференциях (9 ч). Требования к докладу. Культура выступления и ведения дискуссии. Практическая работа «Основы исследовательской и проектной работы». Презентация проектных и исследовательских работ, активность участия в конкурсах и конференциях.

4. МОДУЛЬ «ПРЕЗЕНТАЦИЯ». 12 часов.

1. Доклад (3 ч). Теоретическая часть (3 ч). Алгоритм написания доклада. Требования к докладу. Культура выступления и ведения дискуссии.

2. Часы для повторения (6 ч).
3. Итоговое занятие. Ролевая дидактическая игра «Учёный Совет» (3 ч). Практическая часть (3 ч). Ролевая дидактическая игра «Ученый Совет». Презентация проектных и исследовательских работ, активность участия в конкурсах и конференциях. Беседа-диспут «ЭкоЛидер» (анализ портфолио учащихся).

Всего: 105 часов.

Цели программы

1. МОДУЛЬ «БиоКЛАСТЕР»
ЦЕЛЬ: Формирование системы знаний и умений в области современных технологий сельского хозяйства, необходимой для выбора учащимися ценностей собственной жизнедеятельности и их профессиональной ориентации.

ЗАДАЧИ:
- сформировать систему знаний о биологических и экологических особенностях сельскохозяйственных растений;
- совершенствовать умения и навыки практической деятельности при возделывании растений;
- освоить современные практики возделывания сельскохозяйственных культур;
- способствовать развитию у учащихся познавательного интереса к исследовательской и проектной деятельности в области сельского хозяйства.

2. МОДУЛЬ «ТехноКЛАСТЕР»
ЦЕЛЬ: Формирование системы знаний и умений в области современных технологий возделывания сельскохозяйственных культур в рамках проекта «СИТИ-фермерство».

ЗАДАЧИ:
- изучить основные составляющие элементы для создания современных технологий возделывания сельскохозяйственных культур;
- сформировать систему знаний об основных принципах работы современных технологий возделывания сельскохозяйственных культур;
- освоить приемы выращивания и размножения растений в условиях современных технологиях и ухода за ними;
- совершенствовать умения и навыки практической деятельности при создании и реализации проектов;
- способствовать развитию у учащихся познавательного интереса к проектной деятельности в области сельского хозяйства.

3. МОДУЛЬ «СтартКЛАСТЕР»
ЦЕЛЬ: Формирование системы знаний и умений в области организации и проведения исследовательской работы, проекта.

ЗАДАЧИ:
- сформировать систему знаний о структуре исследовательской работы, правилах проведения исследования, оформления результатов;
- совершенствовать умения и навыки практической деятельности при закладке опытов посредством новейших методик исследования;
- способствовать развитию у учащихся познавательного интереса к исследовательской и проектной деятельности в области сельского хозяйства.

4. МОДУЛЬ «ПРЕЗЕНТАЦИЯ»
ЦЕЛЬ: Формирование системы умений в области грамотной презентации результатов исследования, проекта перед аудиторией.

ЗАДАЧИ:
- изучить основные этапы доклада;
- совершенствовать умения и навыки практической деятельности при написании докладов, создании презентаций;
- сформировать систему умений публичного выступления, ораторского мастерства.

Результат программы

Модуль «БиоКластер»

В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ МОДУЛЯ УЧАЩИЕСЯ БУДУТ ЗНАТЬ:
На уровне знаний, умений и навыков

Учащийся имеет представление о:
1. биологические особенности сельскохозяйственных культур;
2. современных технологиях возделывания сельскохозяйственных культур;
3. основных понятиях: предшественник, вегетационный период, фенологические фазы, проект и др.;
4. профессии будущего.

Учащийся умеет:
1. находить информацию для решения выявленной проблемы, используя различные информационные ресурсы;
2. определять основные этапы проекта;
3. ставить цель и задачи проекта;
4. выбирать различные ресурсы для реализации идеи проекта;
5. составлять слайдовые презентации для иллюстрирования доклада, проекта.

Учащийся приобретает опыт:
1. работы с различными информационными ресурсами;
2. анализа и конспектирования литературы;
3. постановки проблемы, обоснования актуальности проекта;
4. определения целей и задач проекта;
5. рефлексии собственной поисковой, организационной деятельности.

Модуль «ТехноКЛАСТЕР»

В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ МОДУЛЯ УЧАЩИЕСЯ БУДУТ ЗНАТЬ:
На уровне знаний, умений и навыков

Учащийся имеет представление о:
1. современных технологиях возделывания сельскохозяйственных культур;
2. основных составляющих элементах современных технологий возделывания сельскохозяйственных культур;
3. функциональной структуре и принципах работы современных технологий.

Учащийся умеет:
1. собирать набор элементов для создания современных технологий возделывания сельскохозяйственных культур;
2. создавать макеты проектов.

Учащийся приобретает опыт:
1. работы с различными автоматизированными системами возделывания сельскохозяйственных культур.

Модуль «СтартКЛАСТЕР»

В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ МОДУЛЯ УЧАЩИЕСЯ БУДУТ ЗНАТЬ:
На уровне знаний, умений и навыков

Учащийся имеет представление о:
1. понятиях: проблема, гипотеза, цели, задачи, объект и предмет исследования, методы исследования, вывод; конспект, план, библиография;
2. правилах и этапах научной организации учебного труда, организации исследования;
3. правилах организации, этапах исследовательской деятельности;
4. об особенностях конспектирования, составления тезисов, написания аннотации, рецензии.

Учащийся умеет:
1. находить информацию для решения выявленной проблемы, используя различные информационные ресурсы, работать в библиотеке с каталогами;
2. конспектировать литературу, составлять тезисы, библиографию;
3. ставить цель и задачи исследования;
4. подбирать методы исследования адекватные поставленным задачам;
5. выбирать различные ресурсы для реализации идеи;
6. составлять слайдовые презентации для иллюстрирования доклада, проекта;
7. закладывать опыты, выращивать растения на основе современных условий.

Учащийся приобретает опыт:
1. работы с различными информационными ресурсами;
2. анализа и конспектирования литературы;
3. постановки проблемы, обоснования актуальности исследования;
4. определения целей и задач исследования;
5. самостоятельной организации исследовательской деятельности.

Модуль «ПРЕЗЕНТАЦИЯ»

В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ МОДУЛЯ УЧАЩИЕСЯ БУДУТ ЗНАТЬ:
На уровне знаний, умений и навыков

Учащийся имеет представление о:
1. понятиях: тезисы; доклад на секции и на конференции, стендовый доклад;
2. эффективных способах презентации результатов исследования;
3. площадках демонстрации результатов исследования, проекта.

Учащийся умеет:
1. составлять доклад к исследовательской работе;
2. составлять слайдовые презентации для иллюстрирования доклада, проекта.

Учащийся приобретает опыт:
1. работы с различными информационными ресурсами, анализировать обзор литературы;
2. рефлексии собственной поисковой, организационной, проектной деятельности;
3. публичной защиты результатов собственного исследования, проекта.

Материально-техническая база

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ: для реализации программы используется обычная классная комната, кабинет, возможность пользоваться лабораторным оборудованием стандартных кабинетов химии, физики, биологии в общеобразовательных школах, лабораторный комплекс для проведения учебных исследований (- лабораторное оборудование: пробирки, колбы, стеклянные палочки, стаканы, pH-метр, индикаторы и пр.; – организационно-техническое оборудование: ноутбуки, компьютеры с необходимым программным обеспечением; мультимедийный проектор; – расходные материалы: ватманы; маркеры; скотч; бумага для печати; бумага цветная для печати; – садовый инвентарь: лопаты, метла, грабли, колышки, метр); компьютер с выходом в Интернет.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: Потребуется дополнительная литература (справочники, энциклопедии, методики, биографии ученых, монографии и т.д.), учебные канцелярские принадлежности, маркеры (фломастеры) и листы бумаги для организации исследовательской деятельности, электронные носители для фиксации работ, выполненных на компьютере.
Методическое обеспечение дополнительной общеразвивающей программы «СИТИ-ФЕРМЕР» представлено следующими материалами:
- семинары, семинары – практикумы, консультации, методические выставки;
- самообразование, индивидуальные консультации (с преподавательским составом Новосибирского государственного аграрного университета, специалистами Областного центра развития творчества детей и юношества).
- дидактический материал:
1. Презентации «Вредители плодовых культур», «Вредители зерновых культур», «Методика полевого опыта», «Сорные растения», «Правила написания и оформления исследовательских работ»;
2. Гербарии «Сорные растения», «Семена овощных культур», «Семена зерновых культур», «Семена плодовых культур»;
3. Рабочая тетрадь «Исследовательская работа от «А» до «Я», опытнический дневник;
4. Методические пособия: А.Б. Доспехов «Методика полевого опыта», «Государственное сортоиспытание сельскохозяйственных культур».
5. Интернет-ресурсы: www.agronews.ru (Еженедельная газета, освещающая всю информацию об агропромышленном комплексе России), www.agroru.com («Сельское хозяйство в России»), http://detinso.ru/ (сайт областного центра развития творчества детей и юношества).
6. Учебная литература по интенсивным технологиям в растениеводстве, овощеводстве, агроэкологии, агропочвоведению, агрохимии;
7. Видеофильмы «Современные технологии возделывания сельскохозяйственных культур».
8. Макет «Умная теплица», «GROW_Система».