Эксперементальная физиология

Реализация программы элективного курса «Экспериментальная физиология» осуществляется в рамках применения лабораторного цифрового оборудования "Физиология человека«.

Актуальностью и целесообразностью данной программы выступает ее способность стимулировать высокую активность самих обучающихся, мотивировать их сознательную деятельность исходя из принципа осознанной перспективы, позволяющего задействовать личностно-смысловую (рефлексивную) позицию обучающегося путем включения механизмов познания (самоанализ, самопроектирование и самоуправление.

Необходимость создания программы элективного курса «Экспериментальная физиология» обусловлена потребностью формирования и укрепления здоровья и духовно-нравственного благополучия учащихся. Отличительной особенностью данной программы от ранее существующих, является ее способность по новому организовывать образовательный процесс с использованием современного лабораторного и цифрового оборудования. Возможность создания опытно- исследовательской среды позволит сформировать научный тип мышления, естественнонаучную картину мира обучающихся на основе инноваций в области современных технологий и достижений в сфере естественных наук

Программа элективного курса «Экспериментальная физиология» предназначена для более глубокого изучения наиболее актуальных вопросов физиологии человека, факторов, влияющих на процессы жизнедеятельности организма и подходов к сохранению и укреплению здоровья человека в условиях современной природной и социокультурной и среды. Новизна программы заключается в том, что итогом деятельности по реализации программы являются не только углубление знаний обучающихся для понимания основных физиологических процессов и закономерностей, привитие им навыков познавательной, поисковой и исследовательской деятельности, но и целенаправленное развитие творческих способностей и интеллекта обучающихся через решение альтернативных, комбинированных и нестандартных теоретических и практических заданий различного уровня сложности.

Курс обучения по данной программе «Экспериментальная физиология» для обучающихся 14-15лет, 8-го класса.

Форма обучения – очная. Организация образовательной деятельности осуществляется в соответствии с индивидуальными учебными планами в объединениях по интересам. Состав группы учащихся постоянный. Периодичность занятий – 2 раз в неделю по 2часа Данная программа и ориентирована на формирование у учащихся компетенций, необходимых личностного развития, самореализации в современном обществе и формирования культурных ценностей.

Даннаяя программа «Экспериментальная физиология» является межпредметной, так как она дает возможность получения углубленных научных знаний не только по биологии, но и дополнительных знаний по предметам естественнонаучного (экологии, химии, физике, географии) и гуманитарного цикла (литературе, истории). Программа базируется на принципах интегративности, научности, наглядности, соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся, связи теории с практикой. Имея естественнонаучную направленность, программа предполагает личностную ориентацию, способствует развитию исследовательской и информационно- коммуникационной культуры обучающихся с учетом необходимости познания биологических закономерностей как одного из условий устойчивого развития окружающей среды и общества.

Основу отбора содержания программы «Экспериментальная физиология» составляет системно-деятельностный подход, в соответствии с которым учащиеся должны научиться выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, организовывать совместную активную образовательную деятельность на основе проектного и группового обучения, осваивать знания и умения, составляющие достаточную базу для участия в исследовательской, проектной, поисковой деятельности с представлением результатов деятельности на конференциях, семинарах. В процессе обучения по данной программе учащиеся получают более глубокие знания о строении человеческого организма, функциях его органов и систем. Большое внимание уделяется изучению факторов, влияющих на процессы жизнедеятельности, выработке рекомендаций по сохранению и укреплению здоровья человека в условиях современной природной и социокультурной и среды.

На занятиях по данному курсу большая роль отводится индивидуальной работе учащихся, дидактическими целями которой являются: закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний, полученных во время аудиторных занятий, самостоятельное овладение новыми методиками изучения организма человека, формирование умений и навыков самостоятельного интеллектуального труда, самостоятельности мышления.

Индивидуальная работа строится с учетом интересов и потребностей учащихся, уровня их развития. Такая работа требует от учащегося организационной самостоятельности, развивает когнитивные и творческие способности, формирует мотивацию, волю и характер ученика

Педагоги

Грицман Лариса Геннадьевна

Содержание программы

 

 

1. Основные понятия физиологии. Принципы формирования и организации физиологических функций.

Теория: Функция. Гомеостаз. Жесткие и нежесткие константы гомеостаза. Регуляция. Основные кибернетические принципы регуляции функций организма.

Практика • лабораторная работа "Диафрагмально-релаксационный тип дыхания как способ регуляции кардиореспираторной системы";

2. Клетка как структурно-функциональная единица жизни.

Теория: Клетка как открытая система. Организация потоков веществ, энергии и информации в клетке. Структура, состав и функции клеток животных и человека. Организация и функции цитоплазматических структур (эндоплазматическая сеть, комплекс Гольджи, митохондрии, лизосомы, центриоли, цитоскелет и двигательный аппарат). Современные представления о структуре и функции клеточных мембран.

Практика:

• лабораторная работа "Движение цитоплазмы"

; • лабораторная работа "Проницаемость живых и мертвых клеток";

3. Физиологическая характеристика ткани: основные виды и функции тканей; информационные межклеточные взаимодействия.

Теория: Строение и функции тканей. Классификация тканей. Эпителиальная ткань и ее разновидности. Соединительная ткань (рыхлая соединительная, плотная волокнистая соединительная, жировая, скелетная, дентин, гематопоэтические ткани). Мышечная ткань (поперечнополосатая сердечная, поперечнополосатая скелетная, гладкая). Нервная ткань.

Практика: рассматривание готовых микропрепаратов животных тканей с помощью цифрового микроскопа и оформление результатов в виде рисунков и презентаций.

ФИЗИОЛОГИЯ КРОВИ

4. Кровь как внутренняя среда организма.

Теория: Внутренняя среда организма: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Относительное постоянство внутренней среды. Состав крови: плазма, форменные элементы крови. Группы крови. Значение переливания крови. Свертывание крови как защитная реакция. Учение И.И. Мечникова о защитных свойствах крови. Иммунитет.

Практика: изучение морфофункциональных особенностей крови:

• лабораторная работа "Возрастные изменения иммунитета "(оформление работы в виде ученического проекта);

КРОВООБРАЩЕНИЕ

5. Система кровообращения. Роль и место системы кровообращения в поддержании жизнедеятельности организма.

Теория: Общая характеристика системы кровообращения: понятие кровообращения, основные компоненты системы кровообращения; роль и место системы кровообращения в поддержании жизнедеятельности организма. Сердце как компонент системы кровообращения. Общая характеристика основных физиологических свойств сердца: автоматия, возбудимость, проводимость, сократимость. Сердечный цикл, его фазы. Работа клапанного аппарата в различные фазы сердечного цикла.

Практика: изучение особенностей строения системы кровообращения: • лабораторная работа "Исследование артериального пульса«;

• лабораторная работа «Динамика показателей артериального давления в ходе выполнения функциональных проб» (оформление работы в виде исследовательского проекта);

• лабораторная работа «Исследование дыхательной аритмии сердца» (оформление работы в виде исследовательского проекта);

• лабораторная работа «Определение типа вегетативной регуляции» (оформление работы в виде исследовательского проекта);

• лабораторная работа "Измерение систолического и минутного объема крови расчетным методом";.

ФИЗИОЛОГИЯ ДЫХАНИЯ

6. Дыхание.

Теория: Значение дыхательной системы. Легочное и тканевое дыхание. Регуляция деятельности дыхательной системы. Влияние токсичных веществ на дыхательную систему.

Практика: изучение анатомо-физиологических особенностей строения органов дыхания:

• лабораторная работа "Формирование навыков диафрагмально-релаксационного типа дыхания"

; • лабораторная работа "Спирография. Определение жизненной емкости легких и составляющих ее объемов";

• лабораторная работа Оценка параметров внешнего дыхания с использованием спирографа "Спиро-Спектр«;

ФИЗИОЛОГИЯ СИСТЕМЫ ПИЩЕВАРЕНИЯ

7. Пищеварение.

Теория: Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Гигиена пищеварения. Работы И.П. Павлова по изучению пищеварения в желудке. Всасывание.

Практика: изучение особенностей строения пищеварительной системы:

• лабораторная работа «Изучение строения органов пищеварения»; лабораторная работа "Исследование санитарного состояния: полуфабрикатов, готовых изделий из мяса";

• лабораторная работа "Экспресс-контроль пищевых продуктов".

Цели программы

Главными целями программы являются:

• реализация предпрофильной подготовки и профильного обучения в рамках естественнонаучного профиля;

• формирование научного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки в области физиологии человека;

• содействие развитию коммуникативных компетенций, творческих способностей и интеллекта, а также навыков научно-исследовательской работы обучающихся;

• развитие системы образования жизненных установок, моделей поведения, компетентностей в сфере инновационной деятельности;

• повышение биологической грамотности обучающихся;

• использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к собственному здоровью, выработки навыков культуры здоровья и духовно-нравственного благополучия;

• формирование гармонически развитой личности с широким культурным кругозором, осознающей себя в роли составной и неотъемлемой части природы. Данные цели реализуются через поставленные задачи:

Личностные:

• формирование сознательного отношения к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

• формирование научного типа мышления;

• формирование ценностного отношения к своему здоровью и здоровью других людей;

• формирование потребности в здоровом образе жизни;

• формирование навыков жить в гармонии с самим собой и окружающим миром;

• формирование навыков конструктивного общения и поведения в социуме.

Метапредметные:

• формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки

; • формирование системных знаний в отношении анатомии, физиологии организма человека;

• формирование прогностически важных навыков самостоятельного проектирования здорового образа жизни;

• формирование исследовательской и информационно-коммуникационной культуры обучающихся при познании биологических, психических и социальных механизмов здоровья;

• формирование умений работы с современным лабораторным и цифровым оборудованием;

• формирование творческого потенциала учащихся;

• формирование компетенций, необходимых для самореализации в современных научно- производственных отраслях

Предметные:

• формирование у обучающихся целостного представления об организме человека как открытой, саморегулирующейся, саморазвивающейся, самовосстанавливающейся системе;

• формирование у обучающихся углубленного представления о функционировании органов и систем органов организма человека;

• усвоение научной биологической терминологии, используемой на

• формирование умений объяснять прямую и обратную связь между строением и процессом, происходящим в живом организме;

• совершенствование умений самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты.