Чудеса своими руками

Химия – это наука о веществах, их свойствах и превращениях. Роль химии в жизни человека огромна. Однако химия может стать опасной для здоровья человека, даже смертельно опасной. Поэтому современному человеку важно знать и правильно использовать достижения современной химии.

Программа кружка «Чудеса своими руками» образовательная, ориентированная на активное приобщение детей к познанию окружающего мира. Предлагаемая программа химического кружка ориентирована на учащихся 7-х классов, т.е. того возраста, в котором интерес к окружающему миру особенно велик, а специальных знаний еще не хватает. Каждое занятие связано с овладением какого-либо практического навыка безопасной работы с веществом и приобретением новых полезных в жизни сведений о веществах, а также занятие ориентировано на научное обоснование сохранения среды обитания и здоровья человека, как самых важных категорий в системе ценностей обществ

Если ученик относится к предмету с интересом, то усвоение даже самых трудных вопросов со стороны учащихся будет проходить намного легче. В этом отношении занимательные опыты занимают особое место. Детей с раннего возраста привлекает «Химия-волшебница». Химический эксперимент целесообразно дополняется анализом, направленным на объяснение сущности рассматриваемых явлений

Задача кружка – показать, как глубоко связана химия с нашей жизнью, как можно, имея даже минимальный запас знаний по предмету, облегчить решение многих бытовых проблем. Также очень важно чтобы школьники по новому взглянули на учебники химии – ведь в них содержится масса нужной и полезной каждому человеку информации, надо только уметь обнаружить её и правильно использовать.

Занятия рассчитаны на 2раза в неделю по 2 часа. В год 144 часа.Для детей 13-14 лет

 

Педагоги

Дите Любовь Семёновна

Содержание программы

Химическая лаборатория

Правила техники безопасности при работе в кабинете химии. Знакомство с химической лабораторией. Химическая посуда. Лабораторный штатив. Спиртовка. Обращение с кислотами, щелочами, ядовитыми веществами. Меры первой помощи при химических ожогах и отравлениях.

Практическая работа

Экскурсия по кухне

Поваренная соль и её свойства. Применение хлорида натрия в хозяйственной деятельности человека. Когда соль – яд.

Лабораторные опыты с солью

Сахар и его свойства. Полезные и вредные черты сахара. Необычное применение сахара. Лабораторные " Опыты с сахаром" Горение сахара

Растительные и другие масла. Почему растительное масло полезнее животных жиров. Что такое "антиоксиданты".

Сода пищевая или двууглекислый натрий и его свойства. Опасный брат пищевой соды – сода кальцинированная. Чем полезна пищевая сода и может ли она быть опасной.

Столовый уксус и уксусная эссенция. Свойства уксусной кислоты и её физиологическое воздействие. Лабораторный опыт " Уксус и сода надувают воздушный шарик "

Домашняя аптечка

Аптечный йод и его свойства. Почему йод надо держать в плотно закупоренной склянке. Демонстрационный опыт "Возгонка йода"

"Зелёнка" или раствор бриллиантового зелёного. Необычные свойства обычной зелёнки. Лабораторные опыты с зеленкой

Аспирин или ацетилсалициловая кислота и его свойства. Что полезнее: аспирин или упсарин. Лабораторный опыт " Гидролиз аспирина«

Перекись водорода и гидроперит. Свойства перекиси водорода. Лабораторные опыты с перекисью водорода

Перманганат калия, марганцовокислый калий, он же – «марганцовка». Необычные свойства марганцовки. Какую опасность может представлять марганцовка. Лабораторные опыты с марганцовкой. Старые лекарства, как с ними поступить. Чего не хватает в вашей аптечке.

Ванная комната или умывальник

Мыло или мыла? Отличие хозяйственного мыла от туалетного.

Щелочной характер хозяйственного мыла. Горит ли мыло. Что такое «жидкое мыло». Стиральные порошки и другие моющие средства. Какие порошки самые опасные. Надо ли опасаться жидких моющих средств.

Кальцинированная сода и тринатрийфосфат – для чего они здесь.

Лабораторные опыты " Моющее действие мыла", "Сравнение свойств мыла и порошков в жесткой воде"

 

Папин "бардачок«

Каких только химикатов здесь нет – и все опасные!

Паяльная кислота это на самом деле кислота? Суперклей и другие строительные материалы. Кто такие «токсикоманы» и на что они себя обрекают. Электролит – это что-то знакомое. Бензин, керосин и другие «- ины». Обыкновенный цемент и его опасные свойства.

 

Экскурсия по огороду и садовому участку

Медный и другие купоросы. Можно ли хранить медный купорос в алюминиевой посуде. Лабораторный опыт " Взаимодействие железа с медным купоросом". Ядохимикаты. Забытые ядохимикаты: что с ними делать. Минеральные удобрения. Значение различных минеральных удобрений. Чем опасны нитраты. Как распознать минеральные удобрения. Как долго хранят минеральные удобрения.

 

Бытовая химия

Как удалить пятна? Что такое накипь и как с ней бороться.

Лабораторные опыты "Удаление пятен разных видов«

«Свойства жесткой воды». Что такое накипь и как с ней бороться.

Лабораторные опыты " Удаление накипи"

 

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

Наличие программы кружка, календарно-тематического планирования

Инструкции по технике безопасности.

Подбор разработок занятий в соответствии с календарно-тематическим планированием.

Цели программы

Цель программы: развитие общекультурной компетентности обучающихся, расширение химических знаний посредством использования химического эксперимента.

Задачи:

Образовательные:

- создать условия для формирования интереса к естественнонаучным знаниям путем использования различных видов деятельности (рассказ, беседа, экспериментирование).

– сформировать начальные навыки исследовательской деятельности;

- научить грамотно и безопасно обращаться с веществами, окружающими нас в быту;

- совершенствовать умения обращения с химическими веществами, с химическими приборами и оборудованием;

Развивающие задачи:

- способствовать развитию и дальнейшему формированию общенаучных, экспериментальных и интеллектуальных умений.

- продолжить развитие творческих способностей учащихся, целеустремленности, наблюдательности, воображения.

 

 

 

Воспитательные задачи:

- продолжить формирование основ гигиенических и экологических знаний, бережного отношения к природе и здоровью человека.

– способствовать развитию учебной мотивации школьников на выбор профессии

Содержание программы знакомит учащихся с характеристикой веществ, окружающих нас в быту. Многие вещества, несмотря на свою тривиальность, имеют интересную историю и необычные свойства. Данный курс расширяет кругозор учащихся, дает химическую картину природы.

Химические знания, сформированные на занятиях кружка, информационная культура учащихся, могут быть использованы ими для раскрытия различных проявлений связи химии с жизнью.

Методы и формы обучения

– методы поискового и исследовательского характера, стимулирующие познавательную активность учащихся (наблюдение в ходе лабораторного эксперимента и демонстрационных опытов);

– интерактивные методы (учебный диалог и полилог, метод проблемных задач);

– самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации, включая Интернет-ресурсы.

 

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

индивидуальные, групповые.

Формы учебных занятий:

интерактивные лекции с последующими дискуссиями, практикумы, самостоятельная работа учащихся.

Прогнозируемые результаты:

- должны быть сформированы начальные навыки исследовательской деятельности;

- они научатся правилам обращения с химическими веществами,

грамотно и безопасно обращаться с веществами, окружающими нас в быту,

с химическими приборами и оборудованием;

– научатся пользоваться различными источниками для получения дополнительной информации, критически ее оценивать;

В процессе посещения кружка учащиеся приобретут следующие умения и навыки:

· работать в сотрудничестве в группе;

· наблюдать и изучать явления и свойства;

· выдвигать гипотезы;

· создавать простейшие необходимые приборы;

· делать выводы;

· обсуждать результаты эксперимента, участвовать в дискуссии, уверенно держать себя во время выступления, использовать различные средства наглядности при выступлении;

· осуществлять проектную деятельность.

Учащиеся будут знать:

· правила безопасности работы в лаборатории и обращении с веществами;

· правила и приемы оказания первой помощи при термических и химических ожогах

· правила сборки и работы лабораторных приборов;

· порядок организации рабочего места.

 

Формы подведения итогов реализации программы:

- участие членов кружка в школьной Неделе химии

- выполнение творческих проектов, исследовательских работ

 

Методическое обеспечение:

инструктаж по ТБ, компьютер, проектор, лабораторное оборудование, реактивы, модели

Материально-техническая база

Инструктаж по ТБ, компьютер, проектор, лабораторное оборудование, реактивы, модели