Программа «Инженерики»

  • (1)

Одно из направлений деятельности по программе – это занятия по образовательной системе – Куборо. (Хотя некоторые простым языком называют его «Конструирование»). Куборо – это игра многих поколений. Способствует развитию интеллектуальных способностей у детей и взрослых, развитию воображения (пространственного) и творческих навыков. Построение из кубиков требует аккуратности и терпения. Благодаря многофункциональным элементам (на разных уровнях или в разных направлениях) можно создать две и более пересекающиеся дорожки лабиринта, что делает и игру, и ее планирование (в т. ч. с несколькими участниками) интереснее.

Командная/групповая работа с системой Куборо обязательна. Большинство задач системы Куборо рассчитаны именно на командную, коллективную работу. Главное, что нужно подчеркнуть: команда в системе Куборо может состоять из разных возрастных групп (старшая и подготовительная). Опытные игроки могут давать инструкции, подсказки. Развитие детей протекает очень индивидуально, и, соответственно, навык строительства тоже может быть выражен у разных детей очень по-разному.

Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.

 

В соответствии с требованиями ФГОС ДО программа состоит из 3 разделов: целевого, содержательного и организационного. В целевом разделе определены цели и задачи реализации Программы, принципы и подходы к её формированию, значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей познавательного развития детей старшего дошкольного возраста, а также планируемые результаты освоения Программы и мониторинг индивидуального развития ребёнка.

В содержательном разделе определены используемые в работе образовательные технологии: формы, способы, методы и средства реализации Программы, разработано календарно-перспективное планирование на учебный год, а также формы и методы взаимодействия с семьями и социумом.

Организационный раздел содержит описание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, включает календарный учебный план и циклограмму распределения рабочего времени руководителя кружка. Образовательная область – познавательное развитие (познавательно-исследовательская деятельность и пропедевтика инженерного образования).

 

Педагоги

Котляр Надежда Александровна - воспитатель.

  • Стаж работы 6 лет.
  • Среднее профессиональное образование.
  • 1 квалификационная категория. 

Содержание программы

Основные темы программы 1-2 учебного года:

  1. Знакомство с «Куборо»;
  2. Спонтанная индивидуальная Куборо – игра детей. Классификация "Обследование отверстий";
  3. Знакомство с номерами кубиков. Игры "Определи на ощупь тномер кубика";
  4. Строительство позиции из трех кубиков (обследование правильности выполнения задания, путем тактильных ощущений);
  5. Игры "Определи на ощупь";
  6. Продолжать определять название кубика по номеру. Игра "Отгадай по таблице на ощупь";
  7. Логические закономерности "Что лишнее в цепочке построения";
  8. Учимся строить по схеме. Игра "Отгадай на ощупь номер кубика";
  9. Спонтанная индивидуальная игра куборо;
  10. Туннель для Незнайки;
  11. Постройка простых комбинаций «Мы строители»;
  12. Знакомимся с новыми номерами кубиков игра "Мы исследователи";
  13. Лабиринт для «Незнайки»;
  14. Игра «Отгадай на ощупь » постройка по схеме;
  15. Дом для «Незнайки»;
  16. Многоэтажный домик для «Знайки»;
  17. Продолжаем знакомство с нумерацией куборо. Игра "Найди куборо по картинке";
  18. «Дворец для Принцессы», с двумя выходами по желобку, внутри кубора;
  19. Соревнование «Построй по схеме», «Угадай на ощупь»;
  20. Конструирование по замыслу;
  21. Демонстрация способностей работы с куборо "Мы будущие инженеры";
  22. Проверка названия куборо по номерам "Определи на ощупь, по картинке";
  23. Совместное занятие с детьми МБОУ Лицея № 2 "Сооружаем вместе";
  24. Конструирование по замыслу;
  25. «Ищем новые пути в комбинациях куборо»;
  26. Мы будущие инженеры «Работа по замыслу»;
  27. Выставка конструкций;
  28. «Удивляем маму и папу» Соревнование Куборо – дети и родители;
  29. Конструирование по замыслу. Диагностика.

Цели программы

Цели:

  1. Создание организационных и содержательных условий, обеспечивающих развитие у дошкольников первоначальных технических навыков через конструкторские умения на основе "Cuboro".
  2. Пропедевтика инженерного образования в ДОУ.

Задачи:

  1. Развитие когнитивных способностей дошкольников (трёхмерное, комбинаторное, оперативное и логическое мышление).
  2. Развитие памяти и концентрации у детей старшего дошкольного возраста.
  3. Учить решать неограниченное количество задач разной степени сложности.
  4. Развитие у дошкольников пространственного воображения, творчества, креативности и умения работать в команде: творческое решение поставленных задач, изобретательность, поиск нового и оригинального.
  5. Совершенствование у дошкольников практических навыков конструирования и моделирования: обучать конструированию по образцу, схеме, условиям, по собственному замыслу.
  6. Развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности.
  7. Формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.
  8. Выявление и поддержка детей, одаренных в области инженерного образования для дальнейшего развития «Cuboro» в начальном общем образовании, наладив взаимодействие с МБОУ Лицеем № 2.

Результат программы

В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. Начиная с простых фигур, ребёнок продвигается всё дальше и дальше, а видя свои успехи, он становится более уверенным в себе и переходит к следующему, более сложному этапу обучения.

У детей развиты практические навыки конструирования и моделирования: по образцу, схеме, условиям, по собственному замыслу, мелкая моторика рук, тактильные ощущения, что способствовало их речевому и умственному развитию.

Сформированы предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.

В итоге, к выпуску в школу, у детей подготовительной группы, развиты: когнитивные способности (трёхмерное, комбинаторное, оперативное и логическое мышление), память и концентрация, пространственное воображение, креативность и умение работать в команде, умение творчески решать поставленные задачи разной степени сложности, находить новые и оригинальные идеи, изобретательность.

В результате, создаются условия не только для расширения границ социализации ребёнка в обществе, активизации познавательной деятельности, демонстрации своих успехов, но и закладываются задатки профориентационной работы, направленной на пропаганду профессий инженерно- технической направленности.

Материально-техническая база

Занятия кружка «Инженерики» проводиться 2 раза в неделю в логопедическом кабинете. Для того, чтобы работа велась полноценно и заинтересовать детей в работе с конструктором, в кабинете создана микрозона конструирования конструкторами «Куборо», где находиться весь необходимый материал: конструктор, ноутбук, пособия для работы с конструктором и др. В уголке так же иметься выставочное панно для работ из конструктора и фото построек, зафиксированных в процессе постройки их детьми.