Программа «Авиаторы»

Авиамоделирование – один из видов технического творчества и спортивно-технического направления. Авиация – это всегда самые современные технологии и конструкционные материалы, в ней сочетается красота и прочность конструкции при минимальном весе. Авиамоделизм – это конструирование, постройка и запуск летающих моделей: воздушных шаров и змеев, планеров и самолетов, ракет.

 

Занятия авиамоделизмом могут стать первой ступенью подготовки будущих авиационных специалистов. Успехи юных авиамоделистов завоевываются упорной и кропотливой работой. Для достижения высоких спортивных результатов необходимо овладеть начальными знаниями по авиации и соответствующими умениями и навыками, совершенствовать их в дальнейшем, переходя от простого к сложному.

 

Учащиеся в процессе обучения участвуют в соревнованиях, которые проводятся в игровой форме: «Кто дальше?», «Кто выше?», «Кто дольше?». Это повышает заинтересованность детей по моделированию новых моделей и эффективности работы всей группы. Лучшие модели принимают участие в итоговой выставке и в районных, зональных соревнованиях по авиамоделизму.

 

Педагоги

Скирда Александр Сергеевич - педагог дополнительного образования, образование высшее педагогическое, квалификационная категория - первая.

Достижения педагога:

 

Содержание программы

Раздел 1. Вводное занятие (2 часа).

Теория: История создания авиации, ее значение в жизни человека. Инструменты и приспособления, применяемые на кружке, их назначение. Демонстрация ранее построенных моделей. Правила работы кружка. Инструктаж по технике безопасности (охране труда). Правила проведения соревнований. Организационные вопросы.

Раздел 2. Парашют. Модели парашютов (6 часов).

Теория: Парашют, модели парашютов. Ознакомление с устройством и принципом действия парашюта.

Практика: Вырезание купола парашюта методом правильного складывания микалентной бумаги и обрезки концов. Изготовление строп из нитей и приклеивание их к куполу. Связывание строп по длине и крепление грузика с резинкой для самоспуска. Запуски парашютов на продолжительность полёта.

Раздел 3. Вертолёт. Модели вертолётов (8 часов).

Теория: Вертолёт. Модели вертолётов. Ознакомление с воздушным винтом и принципом создания подъёмной силы. Устройство вертолётов и принципы их полёта. Основные части винта. Принцип работы воздушного винта.

Практика: Изготовление простейшей модели вертолёта "Муха".Запуск и регулировка.

Раздел 4.Планер. Модели планеров (18 часов).

Теория: Планер. Модели планеров. Назначение и типы планеров. Принцип создания подъёмной силы крыла. Почему и как летает планер.

Практика: Конструирование и изготовление контрольной модели планера. Выполнение чертежей крыла и стабилизатора. Запуск и регулировка.

Раздел 5. Самолёт. Модели самолётов (22 часа).

Теория: Самолёт. Модели самолётов. История самолётостроения. Принцип полёта самолёта, создание самолёта на резиномоторе.

Практика: Конструирование и изготовление контрольной модели самолета на резиномоторе. Запуски и регулировка.

Раздел 6. Ракета. Модели ракет (12 часов).

Теория: Модели ракет. Понятие о реактивном движении. Устройство реактивных двигателей и ракет. Методика расчёта построения моделей ракет.

Практика: Конструирование и изготовление простой одноступенчатой модели со спуском на ленте или парашюте. Запуски и регулировка.

Раздел 7. Заключительное занятие (4 часа).

Теория: подведение итогов работы за год, тестирование.

Практика: подготовка к выставке и соревнованиям.

Цели программы

Цель программы: создание оптимальных условий для раскрытия и развития творческих и технических способностей детей, удовлетворения их интересов, склонностей посредством изготовления авиамоделей и летательных аппаратов.

 

Задачи:

Обучающие:

  • Ознакомить учащихся с историей развития и достижения авиационной техники.
  • Учить технологии изготовления авиамоделей и моделей летательных аппаратов.
  • Формировать систему конструкторских знаний, умений и навыков из области авиа моделирования.
  • Вырабатывать технологические умения и навыки работы с простейшими инструментами по обработке различных материалов.
  • Знакомить с миром профессий, связанных с авиа моделированием.

 

Развивающие:

  • Развивать творческие способности, интерес к авиационной технике.
  • Развивать умение творчески подходить к созданию авиамоделей и летательных аппаратов.
  • Развивать внимательность, наблюдательность и творческое воображение.
  • Развивать интерес и любознательность учащихся к миру профессий, связанных с авиа моделированием.

 

Воспитательные:

  • Воспитание настойчивости в преодолении трудностей, достижении поставленных задач;
  • Воспитание аккуратности, дисциплинированности, ответственности за порученное дело;
  • Создавать условия для самоутверждения через участие в соревнованиях.
  • Воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим: доброжелательность, чувство товарищества и т.д.

Результат программы

 Предметные.

Учащиеся должны знать:

  • Названия инструментов и материалов и их применение.
  • Технику безопасности труда.
  • Способы соединения деталей летательных аппаратов.
  • Названия и назначения деталей авиамоделей и летательных аппаратов.

Учащиеся должны уметь:

  • Выполнять разметку по шаблону и самостоятельно.
  • Производить сборку при помощи клея.
  • Создавать модели по словесному описанию и по образцу.
  • Построить и отрегулировать простейшую авиамодель.
  • Бережно относиться к инструментам и оборудованию.
  • Экономное использование материала.

 

Учащиеся должны владеть:

  • работа с чертежами;
  • сборка моделей;
  • регулировки и запуска моделей;
  • умением анализировать различные ситуации.

 

Метапредметные компетенции.

Регулятивные:

  • Организовывать рабочее место.
  • Осуществлять самоконтроль.
  • Определять последовательность изготовления изделия.

Познавательные:

  • Понимать и уметь читать схемы, рисунки.
  • Знать техническую терминологию.
  • Уметь выполнять простейшие технические модели.

Коммуникативные:

  • Соблюдать нормы речевого этикета.
  • Вступать в диалог.
  • Сотрудничать с товарищами при выполнении задания.
  • Участвовать в коллективном обсуждении последовательности изготовления изделий.

Личностные компетенции:

  • развитие любознательности и формирование интереса к изучению техники и технических наук;
  • развитие индивидуальных творческих способностей;
  • формирование мотивации дальнейшего познания и изучения техники;
  • начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром технических профессий.

 

Особые условия проведения

Учащиеся набираются в группу без учета личных особенностей, по желанию.

Материально-техническая база

Занятия проходят в оборудованных кабинетах для трудового обучения на базе школ:

  • МКОУ Ярковской СОШ,
  • МКОУ Утянской СОШ,
  • МКОУ Суздальской СОШ.

 

Используемые инструменты:

  • рубанки большиеи малые;
  • ножовка по дереву;
  • молотки разные и киянки;
  • лобзики с пилками;
  • стамески плоские от 6 до 20 мм;
  • ножи канцелярские, плоскогубцы, круглогубцы, кусачки;
  • отвертки (разные), напильники (разные), надфили (разные)
  • ножницы для бумаги, ножницы по металлу
  • сверла по металлу диаметром от 1 до 10 мм, сверла перьевые по дереву диаметром от 16 до 35 мм
  • ножовки по металлу;
  • линейки металлические (150 и 500 мм), линейки металлические (1 м), линейки ученические (250 мм);
  • набор лекал (комплект),угольники металлические (слесарные), штангенциркули;
  • тиски настольные, тиски ручные;
  • метчики и плашки (М2,5;МЗ; М3,5; М4) (комплект)

 

Электроинструменты: электролобзик, шлифовальная машинка, паяльник электрический, термо-пистолет, мультиметр, электродрель электрическая, электрический рубанок.