Программа «Основы музыкального исполнительства» Хор

1. Описание программы

Хоровое исполнительство – один из наиболее сложных и значимых видов музыкальной деятельности.

 

 

Хоровое пение развивает художественный вкус детей, расширяет и обогащает их музыкальный кругозор, способствует повышению культурного уровня, развивает слух, музыкальность детей, помогает формированию интонационных навыков.

 

 

Данная программа комплексная и включает изучение нескольких учебных предметов: хоровое пение, сольное пение, занимательное сольфеджио, музыка и окружающий мир.

 

 

Программа направлена на приобретение детьми знаний, умений и навыков в области хорового пения, на эстетическое воспитание и художественное образование, духовно-нравственное развитие ученика.

Педагоги

Жанакбаева Альфия Жумагалиевна – преподаватель первой квалификационной категории.

Курсы повышения квалификации:

  • Краевое государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Красноярский краевой научно-учебный центр кадров культуры», 2018г., 72 часа;
  • РАМ имени Гнесиных, 2020г., 36 часов, "Комплексный подход в воспитании профессиональных вокалистов".

 

 

Устюжанина Ирина Петровна – преподаватель первой квалификационной категории.

Курсы повышения квалификации:

  • ГБОУ СПО НСО НМК им. А.Ф.Мурова, 2011г., «Вокально-хоровые дисциплины», 72 часа;
  • ГАПОУ НСО «НОККиИ», 2016г., «Проблема хорового и вокального исполнительства», 72 часа.

 

 

Соколов Михаил Николаевич - концертмейстер.

 

 

Малахова Любовь Филаретовна - концертмейстер.

Содержание программы

1. Учебный план предусматривает следующие разделы:

1 год обучения:

Хоровое пение- 1,5 часа в неделю

Сольное пение - 1 час в неделю

Занимательное сольфеджио -1 час в неделю

Музыка и окружающий мир -1 час в неделю

Общее количество часов в неделю - 4,5 часа.

 

 

2 год обучения:

Хоровое пение - 1,5 часа в неделю

Сольное пение - 1 час в неделю

Занимательное сольфеджио -1 час в неделю

Музыка и окружающий мир -1 час в неделю

Общее количество часов в неделю - 4,5 часа.

 

 

3 год обучения:

Хоровое пение - 1,5 часа в неделю

Сольное пение - 1 час в неделю

Занимательное сольфеджио -1 час в неделю

Музыка и окружающий мир -1 час в неделю

Общее количество часов в неделю - 4,5 часа.

 

 

4 год обучения:

Хоровое пение - 1,5 часа в неделю

Сольное пение - 1 час в неделю

Занимательное сольфеджио - 1 час в неделю

Музыка и окружающий мир -1 час в неделю

Общее количество часов в неделю - 4,5 часа.

 

Общее количество учебных часов: 153.

 

 

Содержание учебного предмета «Хоровое пение» ориентировано на овладение знаниями и представлениями о хоровом исполнительстве, формирование практических умений и навыков хорового пения, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.

 

 

Учебный предмет «Сольное пение» раскрывает вокально – технические приёмы пения, особенности сольного исполнительства, способствует формированию вокальных способностей каждого учащегося, творческого самовыражения, артистизма, индивидуального, самобытного стиля исполнения.

 

 

Предмет «Музыка и окружающий мир» направлен на создание предпосылок для творческого, музыкального и личностного развития обучающихся, формирование эстетических взглядов на основе развития эмоциональной отзывчивости и овладения навыками восприятия музыкальных произведений, приобретение детьми опыта творческого взаимодействия в коллективе. Программа данного предмета обеспечивает наличие первоначальных знаний о музыке, как виде искусства, ее основных составляющих, в том числе о музыкальных инструментах, исполнительских коллективах (хоровых, оркестровых), основных жанрах;

 

 

На занятиях предмета «Занимательное сольфеджио» развивают такие музыкальные данные как слух, память, ритм, помогают выявлению творческих задатков учеников, знакомят с теоретическими основами музыкального искусства.

 

Цели программы

Создание условий для творческой самореализации младших школьников посредством хорового исполнительства.

 

 

Образовательные задачи:

  • формирование певческих навыков (устойчивое певческое дыхание, пение на опоре, ровность звучания на всем диапазоне голоса, высокая вокальная позиция, точное интонирование, владение кантиленой, правильное артикулирование, четкая и ясная дикция);
  • овладение техническими приемами и навыками пения как средствами эмоциональной выразительности для раскрытия художественного содержания музыкального произведения;
  • формирование навыков ансамблевого пения;
  • ознакомление учащихся с теоретическими основами вокального и хорового искусства (стиль, жанр, музыкальная форма, музыкальный синтаксис, др.);
  • формирование навыков работы с нотным текстом и чтения с листа.

 

 

Развивающие задачи:

  • развитие основных свойств певческого голоса (звуковысотного и динамического диапазона, тембра, качества дикции);
  • выявление и развитие творческих способностей ребенка (образности и ассоциативности мышления, выразительности и артистизма в исполнении, др.);
  • развитие музыкальных способностей ребенка (интонационного, аналитического, мелодического, гармонического, ритмического слуха, музыкальной памяти);
  • развитие музыкального восприятия и мышления (умения переживать и чувствовать музыку, умения постигать художественный смысл хорового произведения);
  • развитие коммуникативных умений и социальной активности в процессе урочной и внеурочной деятельности (групповые занятия, участие в концертах и конкурсах, школьных праздниках).

 

 

Воспитательные задачи:

  • формирование эстетических и познавательных потребностей (интерес к поэтическому слову, народной музыке, музыкальному искусству в целом);
  • формирование ценностно-смысловых устоев в мировоззрении учащихся путем приобщения к высоким образцам хоровой музыки, использования репертуара конкретной тематической направленности (темы патриотизма, долга, дружбы, любви к близким, др.);
  • формирование интереса к занятиям по хору и к творческо-продуктивной деятельности в целом.

 

 

Личностные задачи:

  • приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений;
  • воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения, целеустремленности.

Результат программы

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • достаточное количество вокально-хоровых произведений различных стилей, направлений и эпох;
  • музыкальную грамоту (теорию музыки) в пределах курса музыкальной школы;
  • основные принципы коллективного музицирования;
  • основные хоровые и музыкальные термины.

 

 

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • читать (петь) с листа хоровые партии;
  • в достаточной степени владеть вокально-хоровыми навыками одноголосного и многоголосного пения;
  • владеть исполнительскими навыками коллективного музицирования, то есть петь в ансамбле, координируя свое исполнение с пением других (с точки зрения гармонического интонирования, динамики, тембра, метроритма и т.д.);
  • выразительно, осмысленно, художественно, эмоционально исполнять хоровые произведения по уровню сложности, предусмотренному программой;
  • уметь анализировать музыкальное произведение (вникнуть в содержание, что и как хотел выразить композитор в своем произведении, какие музыкально-выразительные средства использовал);
  • владеть навыками работы над созданием художественного образа хорового произведения (осмысление образов, поиск их характеров, выявление конфликта).

 

 

У обучающихся будут развиты следующие личностные качества:

  • ответственность за общее дело, умение работать в коллективе;
  • навыки сценических выступлений;
  • понимание классической музыки;
  • трудолюбие, усидчивость, целеустремленность.

Особые условия проведения

Обучение по данной программе возможно только для учащихся музыкальных классов ГБУДО НСО «Куйбышевская ДШИ», открытых на базе СОШ № 5.

 

 

Обучение бесплатное.

Материально-техническая база

Учебная аудитория для занятий со специальным оборудованием (фортепиано и звукотехническое оборудование). Учебные аудитории имеют звукоизоляцию.

 

 

Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Библиотечный фонд укомплектован печатными, электронными изданиями, учебно-методической и нотной литературой.