Программа «Хоровое пение» (5 лет обучения)

Хоровое пение занимает важное место в системе музыкального воспитания и образования. Оно развивает художественный вкус детей, расширяет их общий эстетический кругозор, способствует повышению культурного уровня обучающихся.

 

Уроки хорового пения являются средством приобретения к общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт, через личные эмоциональные переживания. Они направлены на развитие индивидуальных способностей учащихся.

 

На уроках хорового пения учащиеся приобщаются к музыкальному искусству в процессе различных видов музыкальной деятельности: восприятия, исполнения, творчества.

Педагоги

Кужелева Татьяна Викторовна

Преподаватель высшей квалификационной категории

Образование: среднее специальное

Преподаваемые дисциплины: хор, вокал, хоровой ансамбль

Курсы повышения квалификации 2018 г.

Содержание программы

Данная программа включает следующие учебные предметы:

1. «Хор» (ансамбль) – 3 часа в неделю (форма обучения – групповая).

2. «Вокал» – 1 час в неделю (форма обучения – индивидуальная).

3. «Сольфеджио» – 1,5 часа в неделю (форма обучения – групповая).

4. «Слушание музыки» (1 класс) – 1 час в неделю (форма обучения – групповая).

5. «Музыкальная литература» (с 2 класса) – 1 час в неделю (форма обучения – групповая).

6. "Предмет по выбору" (музыкальный инструмент) – 1 час в неделю (форма обучения – индивидуальная).

 

Цели программы

Цель программы – способствовать успешной социализации обучающихся посредством развития и воспитания эмоциональной, интеллектуальной, певческой культуры в процессе занятий хоровым (ансамблевым) пением.

 

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

Воспитательные:

сформировать культуру коллективного творчества (дисциплинированность, личную ответственность за общий результат, сдержанность и чувство такта в общении со сверстниками);
воспитать способность к сотрудничеству и сотворчеству.


Развивающие:

развить эмоциональную восприимчивость к прекрасному;
расширить общий культурный кругозор и диапазон эстетических чувств;
развить музыкальную память, внимание, чувство ритма.


Личностные:

вывести ребенка на доступный ему уровень развития, соответствующий его индивидуальным способностям;
устранить страхи и психологические зажимы, тормозящие процесс творческой активности обучающихся;
создать атмосферу для психологического и духовного оздоровления личности ребенка через моделирование ситуации успеха;
создать условия для творческого самораскрытия, самореализации обучающихся.


Здоровьесберегающие:

способствовать укреплению дыхания обучающихся (имеется в виду увеличение фонационного выдоха, развитие мышц брюшного пресса и диафрагмы);
сформировать бережное отношение детей к своему голосу (особенно в мутационный период).


Логопедические:

способствовать развитию артикуляционного аппарата.


Образовательные:

обучить основным навыкам хорового пения (умение брать дыхание вместе, подстраиваться к другому голосу и т.д.);
сформировать у обучающихся умение самостоятельно использовать полученные знания;
научить создавать яркие музыкальные образы.


Мотивационные:

привить любовь к хоровому исполнительству;
поставить ребенка в позицию активного участника сотворчества;
помочь раскрыть обучающимся себя и своих возможностей через участие в ярких и зрелищных хоровых программах.


Досуговые (социально-адаптивные):

привить любовь к камерно-вокальному музицированию в часы культурного досуга.

Результат программы

Результатом освоения программы «Хоровое пение» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:

в области музыкального исполнительства:

а) хорового:

- знания характерных особенностей хорового пения, вокально-хоровых жанров и основных стилистических направлений хорового исполнительства;

- знания музыкальной терминологии;

- умения грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и в составах хорового и вокального коллективов;

- умения самостоятельно разучивать вокально-хоровые партии;

- умения создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения;

- навыков чтения с листа несложных вокально-хоровых произведений;

- первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений;

- навыков публичных выступлений;

б) инструментального:

- знания характерных особенностей музыкальных жанров и основных стилистических направлений;

- знания музыкальной терминологии;

- умения грамотно исполнять музыкальные произведения на фортепиано;

- умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;

- умения создавать художественный образ при исполнении на фортепиано музыкального произведения;

- умения самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения;

- умения по аккомпанированию при исполнении несложных вокальных музыкальных произведений;

- навыков чтения с листа несложных музыкальных произведений;

- навыков подбора по слуху музыкальных произведений;

- первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений;

- навыков публичных выступлений;

в области теории и истории музыки:

- знания музыкальной грамоты;

- знания основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и зарубежных композиторов, а также созданных ими музыкальных произведений;

- первичные знания в области строения классических музыкальных форм;

- умения использовать полученные теоретические знания при вокально-хоровом исполнительстве и исполнительстве музыкальных произведений на инструменте;

- умения осмысливать музыкальные произведения, события путем изложения в письменной форме, в форме ведения бесед, дискуссий;

- навыков восприятия элементов музыкального языка;

- сформированных вокально-интонационных навыков ладового чувства;

- навыков вокального исполнения музыкального текста, в том числе путем группового (ансамблевого) и индивидуального сольфеджирования, пения с листа;

- навыков анализа музыкального произведения;

- навыков записи музыкального текста по слуху;

- первичных навыков и умений по сочинению музыкального текста.

Особые условия проведения

При приеме на обучение по программе «Хоровое пение» ДШИ проводит отбор детей с целью выявления их творческих способностей.

Отбор детей проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие музыкальных способностей – слуха, ритма, памяти.

Дополнительно поступающий может исполнить самостоятельно подготовленные музыкальные произведения.

Материально-техническая база

Занятия проходят в учебной аудитории с соответствующим освещением, температурным режимом и вентиляцией.

Обязательно наличие рояля или фортепиано.

Учебные аудитории для занятий оснащены звукотехническим оборудованием, так как при проведении занятий желательно прослушивание записей образцов вокального исполнительства, а также собственных репетиций и выступлений с целью анализа и повышения качества исполнения.