Программа «Веселые нотки»

  • (7)

Общеразвивающая программа «Веселые нотки» имеет художественную направленность.

 

Уровень сложности освоения программы

Общеразвивающая программа «Веселые нотки» имеет базовый уровень сложности – и предполагает освоения нескольких общеразвивающих модулей одновременно или один на выбор – индивидуальный вокал, хоровое пение и обучение игры на фортепиано.

 

Актуальность
Организация и работа с детьми по общеразвивающей программе «Веселые нотки» должна стать частью свободного времени обучающихся, которая поможет проявить и раскрыть способности в музыкальном творчестве, сформировать положительную самооценку, способствовать адаптации в современном обществе.

 

Новизна
Общеразвивающая программа «Веселые нотки» направлена на развитие личности ребёнка.

Новизна программы заключается в том, что обучающие получают музыкальное развитее согласно своему желанию и возможности, каждый обучающийся может освоить одно или несколько направление музыкальной деятельности – индивидуальный вокал, пение в хоре и игра на фортепиано.

Репертуар подбирается в индивидуальном варианте, большое внимание уделяется развитию у ребенка сознательного отношения к работе над музыкальным произведением.

На занятиях всегда приятная атмосфера, которая обеспечивает ребёнку психологический комфорт, уверенность в своих силах и возможностях.

 

Педагогическая целесообразность.
Занимаясь в музыкальной студии, ребенок расширяет свой кругозор, учится творчески подходить к исполняемым произведениям и к музыке в целом.

Важно создать среду, в которой ребёнок может проявить и раскрыть свои индивидуальные – музыкальные способности и проявить свою индивидуальность при исполнении произведения.

Педагоги

Ерофеева Валентина Васильевна – педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории.

стаж работы по профессии более 30 лет

музыкальная студия имеет статус -образцовый коллектив детей Новосибирской области музыкальная студия "Веселые нотки"

Курсы повышения квалификации:

  • По программе «Интеграция общего и дополнительного образования как условие перехода на ФГОС» (72 часа 2015 г.)По программе «Развитие художественной одаренности в условиях системы дополнительного образования» (72 часа 2017 г.). 
  • Сертификат участника всероссийской научно-практической конференции «Развитие Российского образования: стандартизация и индивидуализация» 2018 г.
  • В 2018 году присвоено звание руководитель Образцового детского коллектива Новосибирской области».
  • В 2018 году выдан сертификат участника педагогической площадки «Открытое дополнительное образование: Технологии и время».

Расписание

Расписание составляется индивидуально, по мере поступление заявок на обучение по программе "Веселые нотки" и предварительного прослушивания ребенка.

Содержание программы

Модуль "Индивидуальный вокал«

Содержание учебных тем программного модуля «Индивидуальный вокал» 1-го года обучения:

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

Основы музыкальной грамоты

Знакомство с нотами.

Упражнения для подготовки голоса

· Упражнения – Вокализы в пределах первой октавы.

· Упражнение пения на одной ноте и по терциям- Упражнения пения на нотах ми, соль. Пение по терциям – до, ми соль.

· Упражнения в прямом и обратном движении-Пение по терциям – до, ми соль и в обратном направлении. Далее работа по полутонам: до, до-диез, ре, ре-диез,ми ми-диез,и т. д

Подбор и работа над репертуаром.

· Работа с игровыми песнями

· Работа «под минус» без микрофона, работа в классе.

Содержание учебных тем программного модуля «Индивидуальный вокал» 2-го года обучения:

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности

Основы музыкальной грамоты.

Упражнения для подготовки голоса:

· Вокализы второго года, пение по терциям в прямом и обратном движении

· Повторяются упражнения первого года обучения, но с более широким диапазоном: до ноты до-диез второй октавы.

· Качество звучания – светлое звучание.

· Вырабатывается светлое звучание с помощью улыбки, на активных губах, со светлым произношением гласных.

· Понятие модуляции.

· Понимать термин «модуляция». Исполнение мелодии на полтона выше

· Разбор текста, разбор мелодии изучаемых произведений.

· Динамика, акцент, кульминация

· Динамика включает в себя пение форте, пиано.

· Дети получают умение расставлять акценты в вокальной линии. Кульминация – самая яркая часть произведения.

· Дети учатся учувствовать развитие произведения, найти и показать голосом, мимикой, жестом его кульминацию.

Подбор и работа над репертуаром второго года обучения.

· Популярные детские эстрадные произведения.

· Работа с произведениями В. Шаинского, А. Ермолова, Ю. Чичкова, А. Тиличеевой.

· Пение под минус, работа на сцене.

· Работа на сцене с микрофоном для более подготовленных детей. Дети с меньшей подготовкой работают в классе.

Содержание учебных тем программного модуля «Индивидуальный вокал» 3-го года обучения:

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности

Основы музыкальной грамоты.

Упражнения для подготовки голоса:

· Упражнения, вокализы

· Упражнение: работа по исправлению «зажатости» челюсти.

· Дыхание, умение держать окончания фраз, сглаживание верхних нот, чистота звучания. Следить за дыханием, чтобы его хватало до окончания исполнения вокальной фразы. При пении из среднего регистра в высокий голос должен звучать ровно, без форсирования.

· Артикуляция в пении.

Подбор и работа с репертуаром, работа на сцене.

· Подбор репертуара подбирается индивидуально для каждого ребенка.

· Работа на сцене с микрофоном под "минус«.

· Работа над концертным и конкурсным репертуаром.

· Исполнитель должен «чувствовать» сцену, обладать хорошей реакцией.

Модуль "Обучение игры на фортепиано«

Содержание учебных тем программного модуля «Обучение игры на фортепиано» 1-го года обучения:

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности

Основы музыкальной грамоты: Изучение нот, ключи, размер, знаки, регистры, фортепианные приемы, динамика, лад (мажор, минор), длительность нот, легато, стаккато, нон-легато, клавиатура, музыкальная терминология и т. д.

Упражнения по развитию музыкального слуха:

· подбор мелодий по слуху: Игра мелодий по слуху (в облегченном переложении) из мультфильмов, детские современные песни (данный процесс развивает интерес ребенка, умение самостоятельно работать).

· игра с пением (в облегченном переложении): Игра на инструменте с пением знакомых детских песен развивают слух, ритм, музыкальную память, способствуют более успешному усвоению теоретического и практического материала, способствуют эмоциональному пению под собственный аккомпанемент.

Подбор репертуара

· В течении года обучающийся должен пройти пьесы разнообразные по характеру, народные песни, легкие этюды, подбор мелодий по слуху, игра с аккомпанементом в облегчённом переложении.

· Все пьесы подбираются в соответствии с усвоением учебного материала и с учётом музыкальных данных.

Работа над репертуаром:

· Разбор нотного текста (ритмический рисунок, аппликатура, штрихи, ладовая окраска, темп, динамика, содержание произведения) Посадка за инструментом, постановка рук, освоение клавиатуры, звук извлечение.

· итоговый концерт: Беседа о внешнем виде, поведения во время выступления, подготовка к концерту.

Содержание учебных тем программного модуля «Обучение игры на фортепиано» 2-го года обучения:

Во второй год обучения увеличивается количество изучаемых пьес и соответственно ставятся более сложные задачи: технического развития (этюды), знакомство с разными формами музыкальных произведе­ний (соната, вариации, этюды, прелюдия и др.), увеличиваются требования к качеству звука, грамотности исполнения. В работе сохраняется игра с пением, добавляется подбор аккомпанемента на основе простейших трезвучий.

"Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности«

Основы музыкальной грамоты: Штрихи, динамика. Простые трезвучия (мажор, минор). Определение на слух ладовой окраски. Аппликатура.

Упражнения по развитию музыкального слуха:

· Игра с пением. В работу включаются популярные детские песни под собственный аккомпанемент в облегченном переложении

· Подбор аккомпанемента- на основе полученных теоретических знаний дети подбирают аккомпанемент к мелодиям из детских фильмов

Подбор и работа над репертуаром.

· Крупная форма- Работа над крупной формой предполагает включить в работу сонатины, вариации, разных по характеру, темпу, ладовой окраске. Следует брать в работу небольшие сонатины и вариации. Выделять главную мысль и вести её через всё произведение, добиваясь цельности звучания.

· Пьесы- работа над пьесами включает в себя грамотный разбор музыкального текста, умение применять в работе средства выразительности (динамика, штрихи и т.д.). Важно иметь разнохарактерные пьесы, где ребенок передает эмоциональное содержание пьесы посредством выразительной игры.

· Ансамбль- игра в ансамбле с педагогом и со сверстниками. В работу включаются русские народные песни, популярные песни для детей и т.д.

· Технический материал (этюды)- в работу включаются этюды для начинающих с несложным ритмическим рисунком, удобной аппликатурой.

· Отчётный концерт

Содержание учебных тем программного модуля «Обучение игры на фортепиано» 3-го года обучения:

На третьем году обучения закрепляется и пополняется теоретический и практический материал. Увеличиваются требованию к исполняемому произведению. Усложняется теоретический материал, в аккомпанемент вводятся септаккорды. Больше внимания уделяется самостоятельной работе.

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности

Основы музыкальной грамоты

· Слуховые диктанты (определение на слух простых интервалов м3, м2, ч4, ч5. Простые интервалы. Буквенные обозначения аккордов.

· Крупная форм-Сонатины, вариации более сложные по построению. Умение выделить главную тему. Яркая динамика, фортепианные приемы исполнения в раскрытии содержания произведения.

Упражнения по развитию музыкального слуха:

· Подбор аккомпанемента- на основе полученных знаний умение работать с буквенным обозначением. Владение аппликатурой.

· Игра с пением -в работу включаются популярные детские песни под собственный аккомпанемент.

Подбор и работа над репертуаром.

· Пьесы- Пьесы более сложные по музыкальному построению, крупные по объему Умение самостоятельно работать над нотным текстом, аппликатурой, динамикой, штрихами.

· Ансамбль- Игра в ансамбле с педагогом и со сверстниками. В работу включаются русские народные песни, популярные песни для детей и т.д. Современные песни.

· Отчётный концерт- Беседа о поведении у инструмента (убрать зажатость корпуса, рук)

Модуль "Хоровое пение"

Содержание программного модуля "Хоровое пение«1 год обучения

Вводное занятие. Беседа по технике безопасности.

Знакомство с новыми обучающимися, информация о режиме работы. Знакомство с техникой безопасности в хоровой студии.

Организационное хоровое занятие, прослушивание. Расстановка хористов, прослушивание музыкальных данных.

Певческая установка. Задача: рассказать и показать хористам, как правильно сидеть, стоять и т.д.

Певческое дыхание. Задача: показать, как правильно дышать (упражнение на одной ноте) дыхание по руке дирижёра.

Звукообразование. Задача: показать приемы для формирования правильного звукообразования. От правильной работы голосового аппарата зависит образование певческого звука, окраска, сила, высота.

Округлое звучание. Формирование гласных звуков путем приближения светлых гласных звуков к более прикрытым («а-о», " е-э" и т.д.)

Работа над дикцией. Чёткое произношение каждого слова. Работа над дикцией – упражнения.

Дирижерский жест. Работа по руке.

Сопоставление мажора и минора. Ощущение ладов в упражнениях.

Выстраивание хора на одном звуке (унисон). Звук не прерываясь продолжается несколько тактов.

Пение легато. Связное протяжное пение, произношение гласных «а», «о», «у» и т.д.

Динамика. Увеличение и ослабление звука (крещендо и диминуэндо), форте, пиано в упражнениях, мягкое снятие окончаний.

Строй и интонация. Работа над строем связана с работой над выразительностью. Звучание хора становится чистым, эмоциональным.

Произношение литературного текста.

Чёткое произношение помогает выработке чистого унисона. Произношение текста зависит от характера и темпа песни.

Закрепление пройденного. Обобщающее повторение.

Работа над репертуарными произведениями. Работа с репертуаром,

применяя полученные знания.

Итоговое занятие.

Социальный модуль.

Посещение открытых занятий других хоров. Концерт для родителей.

Цели программы

Цель –Создать условия для музыкального развития детей младшего и среднего школьного возраста посредством занятий индивидуальным вокалом, обучением игры на фортепиано и хоровым пением.

 

Задачи:

образовательные:

Модуль "Индивидуальный вокал":

· знакомство с основой певческой гигиены и самоконтроля голосового аппарата.

· формировать знания основ музыкальной грамоты, музыкальной терминологии;

· формировать умения слышать музыкальные (вокальные) фразы;

· формировать восприятие литературно -вокального развития мелодии в динамике (умение найти финал песни);

· формировать навыки культуры движения на сцене, работать с микрофоном;

· формировать знания техники безопасности с сценической аппаратурой (микрофон, магнитофон и т.д.)

 

Модуль "Обучение игры на фортепиано"

· знакомство с инструментом,

· формирование правильной постановки рук и корпуса,

· способствовать формированию знаний умений и навыков, необходимых для практического музицирования на фортепиано,

· дать основы музыкальной грамоты, познакомить с музыкальными терминами.

 

Модуль "Хоровое пение"

· формировать знания основ музыкальной грамоты, музыкальной терминологии;

· формировать навыки хорового пения по жесту хормейстера;

· обучать навыкам музыкального движения;

· познакомить с основами певческой гигиены, и самоконтроля голосового аппарата.

 

развивающие:

Модуль "Индивидуальный вокал":

· развивать певческий диапазон, певческую дикцию, грамотное голосоведение, правильное певческое дыхание, чувство ритма, музыкальный слух и т.д.;

· развитие коммуникативных качеств ребенка;

· развитие музыкальной памяти,

 

Модуль "Обучение игры на фортепиано"

· развитие чувства ритма, музыкальной памяти, слуха.

· преодоление скованности корпуса,

· преодоление зажатости рук,

· умение охватить произведение целиком (музыкальное мышление)

· развитие музыкальной фантазии, умение рассуждать, составить рассказ о музыкальном произведении.

 

Модуль "Хоровое пение":

· развивать вокально-певческие навыки, чистота интонирования, певческая дикция, артикуляция, грамотное голосоведение, певческое дыхание, чувство ритма, музыкальный слух, диапазон и т.д.;

· развивать эмоциональную сферу ребёнка;

· развивать устойчивый интерес к хоровому пению.

 

воспитательные:

· воспитывать интерес к певческой деятельности и музыки в целом;

· воспитывать художественно-эстетический вкус;

· воспитывать трудолюбие, через систему организации самостоятельных занятий.

Результат программы

Ожидаемый результат программного модуля "Индивидуальный вокал"

  • владеть вокальными упражнениями;
  • владеть разными формами вокального материала (светлое звучание, свободное дыхание);
  • исполнять вокализы базового уровня
  • петь под фонограмму «минус» с использованием микрофона;
  • уметь расставлять акценты;
  • владеть динамикой, найти кульминацию, чувствовать движение.

 

Ожидаемый результат программного модуля "Обучение игры на фортепиано"

По окончанию программы «Обучение игре на фортепиано», должны обладать следующими умениями и навыками.

  • обладание музыкальным слухом, памятью, ритмом; знать основы музыкальной грамоты в объёме пройденной программы
  • самостоятельно работают с аппликатурой. справляются с произведениями средней сложности.
  • понимать музыкальное произведение (музыкальный синтаксис)
  • умение аккомпанировать, применяя буквенные обозначения;
  • умение ориентироваться в нотном тексте;
  • владение музыкальной терминологией;
  • владения правилами педализации;чувствовать эмоциональную окраску произведения,
  • слышать ладовую окраску произведения чувствовать отклонения и модуляцию.

 

Ожидаемый результат программного модуля "Хоровое пение"

По окончанию программного модуля «Хоровое пение» обучающиеся групп хорового творчества должны знать и уметь:

музыкальную терминологию;

  • понимать дирижерский жест (внимание, дыхание, снятие и т.д);
  • расширить музыкальный кругозор знать песни известных российских композиторов – Ю. Чичкова, А. Пахмутовой, В.Мигули, В.Шаинского, А.Ермолова.
  • слышать и различать лады музыки;
  • понимать и чувствовать музыкальное произведение;
  • петь в унисон, слышать и чувствовать коллектив;
  • иметь музыкальный слух, четкую дикцию, память, ритм, голос и певческое дыхание, иметь диапазон до- 1октавы – ми- 2 октавы.
  • иметь навыки:
  • навык хорового и выразительного пения;
  • навык свободного осознанного пения;
  • навык сценической культуры исполнения произведения;
  • навык пения в ансамбле;
  • владение элементами пения легато, стаккато;
  • сглаживание перехода из среднего регистра в высокий;
  • умение петь в хоровом коллективе, умение слушать и слышать друг друга.

Особые условия проведения

Формой организации работы являются индивидуальные занятия для модуля «Индивидуальный вокал» и «Обучение игры на фортепиано» и групповые занятия для модуля "Хоровое пение".

Обучение проходит посредствам чередования нескольких модулей или на выбор одного модуля, в зависимости от возможностей и желания обучающегося.

Режим работы определяется для каждого ребенка индивидуально в зависимости от его музыкальных способностей.

Репертуар подбирается индивидуально.

Материально-техническая база

Музыкальный класс, соответствующий санитарным нормам, в котором находится зеркало, пианино «Петроф» отличного звучания, микшер, колонки, микрофон.

В распоряжении студии – профессиональная сцена, оборудованная современным световым и звуковым оборудованием, предоставлен рояль «Петроф» великолепного звучания, студия звукозаписи, оборудованное помещение для хранения сценического инвентаря и костюмов.

Видео

[ "" ]