Программа «Народные инструменты»

  • (1)

Образовательная программа «Народные инструменты» направлена на творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие обучающегося, создание основы для приобретения им опыта исполнительской практики, самостоятельной работы по изучению и постижению музыкального искусства.

Образовательная программа «Народные инструменты» рассчитана на 8 лет обучения; возраст детей, поступающих в 1-ый класс, составляет от 6 лет 6 месяцев до 9 лет. Для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в средние специальные учебные заведения сферы культуры и искусства, срок освоения программы «Народные инструменты» может быть увеличен на один год

Педагоги

Агальцова Наталья Александровна - образование высшее, высшая квалификационная категория

Содержание программы

Образовательная программа «Народные инструменты» комплексная и подразумевает изучение таких предметов, как специальность , хоровой класс, сольфеджио, слушание музыки, ансамбль, музыкальная литература, фортепиано, коллективное музицирование,  элементарная теория музыки.

1 год обучения – часов в неделю: 6

Специальность  – 2 часа

Хоровой класс – 1 час

Сольфеджио – 1 час

Слушание музыки – 1 час

Коллективное музицирование – 1 час

 

Цели программы

Данная образовательная программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и направлена:

- на выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте;

- на создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;

- на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на одном из народных инструментов (гитаре, домре), позволяющих творчески исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности;

- на приобретение детьми умений и навыков сольного, ансамблевого и (или) оркестрового исполнительства;

- на приобретение детьми опыта творческой деятельности;

- на овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;

- на приобщение детей к коллективному музицированию, исполнительским традициям оркестров народных и (или) национальных инструментов;

- на подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.

Кроме того, образовательная программа «Народные инструменты» ориентирована на воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, способствующих:

· успешному освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации;

· умению планировать свою домашнюю работу;

· осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата;

· формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам;

· приобретению навыков творческой деятельности;

· уважению и принятию духовных и культурных ценностей разных народов;

· формированию у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;

· формированию умения у обучающихся самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности.

В целом, образовательная программа «Народные инструменты» обеспечивает целостное художественно-эстетическое развитие личности обучающегося и приобретение ею в процессе освоения образовательной программы комплекса музыкально-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков

Результат программы

Результатом освоения образовательной программы «Народные инструменты» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:

 

1. В области музыкального исполнительства:

– знания художественно-эстетических, технических особенностей, характерных для сольного, ансамблевого и (или) оркестрового исполнительства;

– знания музыкальной терминологии;

– умения грамотно исполнять музыкальные произведения соло, в ансамбле/оркестре на народном инструменте;

– умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей на народном инструменте;

– умения самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения на народном инструменте;

– умения создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения на народном инструменте;

– навыков игры на фортепиано несложных музыкальных произведений различных стилей и жанров;

– навыков импровизации на народном инструменте, чтения с листа несложных музыкальных произведений на народном инструменте и на фортепиано;

– навыков подбора по слуху;

– первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений;

– навыков публичных выступлений (сольных, ансамблевых, оркестровых).

 

 2. В области теории и истории музыки:

– знания музыкальной грамоты;

– знания основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и зарубежных композиторов, а также созданных ими музыкальных произведений;

– первичные знания в области строения классических музыкальных форм;

– умения использовать полученные теоретические знания при исполнительстве музыкальных произведений на народном инструменте, а также фортепиано;

– умения осмысливать музыкальные произведения и события путем изложения в письменной форме, в форме ведения бесед, дискуссий;

– навыков восприятия музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды;

– навыков восприятия элементов музыкального языка;

– навыков анализа музыкального произведения;

– навыков записи музыкального текста по слуху;

– навыков вокального исполнения музыкального текста;

– первичных навыков и умений по сочинению музыкального текста.

Результатом освоения образовательной программы «Народные инструменты» с дополнительным годом обучения является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:

 в области музыкального исполнительства:

- знания основного сольного репертуара для народного инструмента;

- знания ансамблевого и оркестрового репертуара для народных инструментов;

- знания различных исполнительских интерпретаций музыкальных произведений;

– умения исполнять музыкальные произведения соло, в ансамбле и (или) оркестре на достаточном художественном уровне в соответствии со стилевыми особенностями;

- навыков подбора по слуху;

в области теории и истории музыки:

– первичные знания в области основных эстетических и стилевых направлений в области музыкального, изобразительного, театрального и киноискусства;

– первичные знания и умения в области элементарной теории музыки (знания основных элементов музыкального языка, принципов строения музыкальной ткани, типов изложения музыкального материала, умения осуществлять построение интервалов и аккордов, группировку длительностей, транспозицию заданного музыкального материала);

– умения осуществлять элементарный анализ нотного текста с объяснением роли выразительных средств в контексте музыкального произведения;

– навыков сочинения и импровизации музыкального текста;

– навыков восприятия современной музыки

Особые условия проведения

Наличие дома музыкального инструмента

Материально-техническая база

Для реализации программы «Народные инструменты» минимально необходимый перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:

- камерный концертный зал с роялем или пианино, пультами и звукотехническим оборудованием;

- учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий;

- нотную библиотеку и учебно-методические пособия.

- учебные аудитории для занятий по учебным предметам «Хоровой класс» со специализированным оборудованием (подставками для хора, пианино или роялем).

Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебных предметов «Специальность» и «Фортепиано» оснащаются пианино или роялями.

Учебные аудитории для занятий по учебному предмету «Фортепиано» имеют площадь не менее 6 кв.м., для занятий по учебным предметам «Специальность» – не менее 9 кв.м., «Ансамбль» – не менее 12 кв.м.

Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебных предметов «Слушание музыки», «Сольфеджио», «Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)», «Элементарная теория музыки», оснащаются пианино или роялями, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями.

Школа имеет комплект народных или национальных инструментов для детей разного возраста.

В Школе создаются условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов