Программа «Фортепиано»

Образовательная программа «Фортепиано» направлена на творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие обучающегося, создание основы для приобретения им опыта исполнительской практики, самостоятельной работы по изучению и постижению музыкального искусства.

Образовательная программа «Фортепиано» рассчитана на 8 лет обучения; возраст детей, поступающих в 1-ый класс, составляет от 6 лет 6 месяцев до 9 лет. Для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в средние специальные учебные заведения сферы культуры и искусства, срок освоения программы «Фортепиано» может быть увеличен на один год

Педагоги

Никитенко Римма Алексеевна, высшая квалификационная категория, образование высшее

Иванова Татьяна Николаевна, первая квалификационная категория, образование средне-специальное

Калимулин Никита Сергеевич, образование высшее

Содержание программы

Образовательная программа «Фортепиано» комплексная и подразумевает изучение таких предметов, как специальность и чтение с листа, хоровой класс, сольфеджио, слушание музыки, ансамбль, музыкальная литература, коллективное музицирование, концертмейстерский класс, элементарная теория музыки.

1 год обучения – часов в неделю: 5,5

Специальность и чтение с листа – 2,5 часа

Хоровой класс – 1 час

Сольфеджио – 1 час

Слушание музыки – 1 час

Коллективное музицирование – 1 час 

 

Цели программы

Данная образовательная программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и направлена:

· на создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;

· на выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте;

· на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано, позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями;

· на воспитание у детей культуры сольного и ансамблевого музицирования;

· на приобретение детьми опыта творческой деятельности;

· на овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;

· на формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;

· на воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;

· на подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.

 Также образовательная программа «Фортепиано» ориентирована на воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, способствующих:

· успешному освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации;

· умению планировать свою домашнюю работу;

· осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата;

· формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам;

· приобретению навыков творческой деятельности;

· уважению и принятию духовных и культурных ценностей разных народов;

· формированию у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;

· формированию умения у обучающихся самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности.

В целом, образовательная программа «Фортепиано» обеспечивает целостное художественно-эстетическое развитие личности обучающегося и приобретение ею в процессе освоения образовательной программы комплекса музыкально-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков

Результат программы

Результатом освоения образовательной программы «Фортепиано» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:

 

1. В области музыкального исполнительства:

- знания характерных особенностей музыкальных жанров и основных стилистических направлений;

- знания музыкальной терминологии;

- умения грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и при игре в ансамбле;

- умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;

- умения создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения;

- умения самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения;

- умения по аккомпанированию при исполнении несложных вокальных или инструментальных музыкальных произведений;

- навыков чтения с листа несложных музыкальных произведений;

- навыков подбора по слуху, импровизации и сочинения в простых формах;

- первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений;

- навыков публичных выступлений.

 

 2. В области теории и истории музыки:

– знания музыкальной грамоты;

- знания основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и зарубежных композиторов, а также созданных ими музыкальных произведений;

- первичные знания в области строения классических музыкальных форм;

- умения использовать полученные теоретические знания при исполнительстве музыкальных произведений на инструменте;

- умения осмысливать музыкальные произведения, события путем изложения в письменной форме, в форме ведения бесед, дискуссий;

- навыков восприятия элементов музыкального языка;

- сформированных вокально-интонационных навыков ладового чувства;

- навыков вокального исполнения музыкального текста, в том числе путем группового (ансамблевого) и индивидуального сольфеджирования, пения с листа;

- навыков анализа музыкального произведения;

- навыков восприятия музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды;

- навыков записи музыкального текста по слуху;

- первичных навыков и умений по сочинению музыкального текста

Особые условия проведения

Наличие дома музыкального инструмента

Материально-техническая база

Для реализации образовательной программы «Фортепиано» минимально необходимый перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:

· камерный концертный зал с концертным роялем, звукотехническим оборудованием;

· библиотеку;

· учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий.

Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета «Специальность и чтение с листа», оснащены двумя фортепиано; имеют площадь не менее 6 кв.м.

Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебных предметов «Слушание музыки», «Сольфеджио», «Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)», «Элементарная теория музыки», оснащены фортепиано, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами), оформлены наглядными пособиями. Также учебные аудитории для мелкогрупповых и групповых занятий оснащены компьютерами; подключен интернет.

Библиотечный фонд школы укомплектован печатными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по всем учебным предметам, а также изданиями музыкальных произведений, специальными хрестоматийными изданиями, партитурами, клавирами оперных, хоровых и оркестровых произведений в объёме, соответствующем требованиям программы «Фортепиано». Основной учебной литературой по учебным предметам предметной области «Теория и история музыки» обеспечивается каждый обучающийся.

Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, включает официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1–2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

Материально-техническая база учреждения соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда; соблюдаются своевременные сроки текущего и капитального ремонта учебных помещений и музыкальных инструментов