Программа «Лесное дело»

Лесное дело – форма организации деятельности учащихся образовательных учреждений, направленная на формирование лесоэкологической культуры, понимания смысла лесоприродоохранной деятельности при решении реальных задач.

 

Освоение программы "Лесное дело« является важным звеном в подготовке подрастающего поколения к труду, воспитании бережного отношения к природе, формировании у учащихся навыков правильного природопользования, а также получении подрастающим поколением профессиональных знаний, опыта в области лесоводческой деятельности. Данный курс позволяет формировать экологическую культуру, помогает ощутить взаимосвязь природы и человека, способствует возникновению гармоничных отношений с окружающим миром и самим собой.

 

Актуальность введения программы «Лесное дело» бесспорна, лес является одним из основных типов растительного покрова Земли, оказывающее огромное влияние на окружающую человека среду. Вместе с тем велики темпы сокращения площади лесов мира ( за историю цивилизации сократилось до 40-50%). Ведущим фактором сокращения лесных площадей является антропогенная деятельность – промышленные рубки, незаконные рубки, пожары и рекреационная деятельность.

 

Работа по данной образовательной программе ведётся на основе индивидуальных и групповых технологий, предполагая организацию совместных действий, коммуникацию, общение. При этом используются передовые педагогические технологии и активные и интегрированные средства обучения ( интеллектуальные марафоны, и деловые игры, игры-путешествия, конференции, экологические выставки, олимпиады и др.). В содержании предусмотрены научно-исследовательская и практическая деятельность учащихся на местном материале, своего села и края и междисциплинарная, предполагающая логическое включение и объединение знаний различных наук: биологии, лесоведения, экологии, геоботаники, географии, химии, дендрологи, почвоведения, информатики.

 

Отличительная особенность программы является то, что деятельность учащихся практикоориентирована и осуществляется на лесном участке территории, закрепленной за школьным лесничеством МБОУ СОШ с.Тальменка в порядке, не противоречащем Лесному кодексу, под руководством специалистов образовательных учреждений и лесного хозяйства.

 

Лесное дело, будучи одной из самых эффективных форм трудового воспитания детей, эколого-просветительской деятельности, подготовки отраслевого кадрового потенциала, являются активной формой патриотического воспитания детей на лучших традициях лесного хозяйства. Дети получают дополнительные знания по основам лесохозяйственных дисциплин, биологии и другим естественным наукам. Воспитывают у молодежи убежденность в необходимости бережного отношения к родной природе, формируют представление о лесоводе, как о созидателе и защитнике лесных богатств нашей страны.

 

Программа "Лесное дело« предназначена для учащихся 5-6 классов, в возрасте 10-12 лет, рассчитана на один год обучения (72 часа). Курс включает как теоретические занятия в виде лекций и бесед по основам лесного хозяйства, так и выполнение практических заданий непосредственно на объектах базового лесничества, в классе и исследовательскую деятельность.

 

Предусмотрено широкое участие детей в подготовке и проведении массовых праздников: «День работников леса», «День птиц», «Месячник леса», участие в региональных и районных конкурсах школьных лесничеств, в трудовых операциях: «Муравей», «Кормушка», «Покормите птиц». «Лесная аптека». «Скворечник»,. «Посади дерево». «Озеленение» Профессия "Лесничий«и др. Конкурс «На лесной тропинке», посвященный дню работников леса. Конкурс открыток ко дню работников леса. Всероссийская экологическая акция "Елочка, живи!".

 

Программа кружка включает знакомство с профессиями лесного профиля, пропаганды важности и значимости такой деятельности.

 

В программе предусмотрены примерные варианты практических работ, экскурсии, которые могут быть использоваться выборочно или заменяться другими в соответствии с потребностями учащихся и лесничества.

 

Материал актуален для учащихся, многие из которых планируют в перспективе связать свою будущую жизнь с лесом, выбрать профессию лесного профиля.

 

Стартовый уровень характеризуется экскурсионно-познавательной деятельностью. Рассчитан на детей в возрасте 10-12 лет продолжительность обучения 1 год. Режим занятий – недельная нагрузка – 2 часа, занятия на местности до 4 часов, 72 часа.

Педагоги

Ткаченко Татьяна Ивановна-Учитель начальных классов,1 квалификационной категории

Образование – Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новосибирский государственный педагогический университет», по специальности «Педагогика и методика образования», Учитель начальных классов, 2004.

Награды-

Почетная грамота Главы Искитимского района, 2010

Благодарность Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области 2013г.

Стаж работы- 23 года

Краткая характеристика-

Татьяна Ивановна – инициативный, творчески работающий педагог. Для своих воспитанников она самый главный человек.Несмотря на разнонаправленность предметов, которые она преподает, занятия насыщены разнообразием содержания и деятельности, методически грамотно выстроены, они не бывают скучными для ребят.

Чтобы регулировать и оценивать свою деятельность, повышать ее эффективность, Татьяна Ивановна применяет различные методы самоанализа, самоконтроля, самооценки и самокоррекции, стремясь достичь высокого уровня профессионализма и выработать не просто индивидуальный, а индивидуально-оптимальный стиль своей деятельности. Активно внедряет в учебный процесс электронные учебно – методические пособия, ИКТ, повышает уровень сформированности учебно-информационных умений и навыков, повышает уровень сформированности учебно-логических умений и навыков.

Своими наработками делится с коллегами: Районная XIX научно-практическая конференция работников образования Искитимского района, «Обновление содержания образования: задачи, механизмы, новые решения» 2019; Районная XVIII научно-практическая конференция работников образования Искитимского района «Обновление содержания образования: задачи, механизмы, новые решения» 2018; Принимает участие в реализации проекта дистанционного образования по использованию дистанционного курса РСДО НСО в обучении учащихся «Математическая шкатулка»; В июне 2019 года вместе с детьми представляла команду школьного лесничества на региональном слёте «Становление школьных лесничеств» в городе Красноярске; В сентябре 2019года принимала участие в съезде школьных лесничеств в городе Брянске.

Расписание

Режим занятий – 2 часа в неделю

вторник, четверг с 15.00.

 

Содержание программы

Раздел I. Введение. - 4 часа

Лес и его значение. Профессионалы лесного хозяйства. Выпуск стенгазеты к

4 октября – Всемирному дню защиты животных. Что мы можем сделать?

Практические занятия. Значение зеленых растений – пресс-конференция.

Раздел II. Лесное законодательство. - 4 часа

Лесные заповедные зоны. Общая характеристика особо охраняемых территорий. Заповедники Московской области. Заказники. Природные парки. Памятники природы.

Красная книга.

Основные правила поведения на природе.

Экологическая викторина.

Раздел III. Структура лесов. - 14 часов

Характеристика лесов. История возникновения леса. Основные закономерности функционирования таежных экосистем. Морфологические, биологические и экологические особенности основных древесных пород. Отличие деревьев от других видов растений. Важнейшие хвойные лесообразующие породы. Важнейшие лиственные лесообразующие породы.

Раздел IV. Лес как среда обитания животных. - 15 часов

Климатические, кормовые, защитные гнездо – пригодные условия леса для животных. Морфологические, экологические и поведенческие особенности лесных зверей и птиц. Животные ресурсы таежных экосистем, их использование человеком. Экологические группы млекопитающих и растений в лесных зонах.

Раздел V. Лес и здоровье человека- 10 часов

Растительные лекарственные ресурсы. Правила сбора лекарственных растений. Сосна – жемчужина наших лесов. Биолого-экологическая характеристика сосны обыкновенной. Динамика восстановления хвойных лесов. Сосна – целитель.

Раздел VI. Исчезновение лесов – глобальная экологическая проблема. - 18 часов

Лес и нефть. Лесные пожары. Рекреационное использование леса.

Лесные болезни и борьба с ними.

Раздел VII Общественно-значимая. - 7 часов

Общественно-значимая

Основы опытно-исследовательской деятельности

Цели программы

Цель – формирование лесоэкологической культуры, изучение и реализация основ лесоприродоохранной деятельности, развитие экологического и экономически обоснованного мышления.

 

Задачи:

· Воспитание

Чувства любви к лесу родного края, ответственности за его сохранение; ценностных ориентаций экологического характера, воли и настойчивости в достижении целей; стремления участвовать в практических делах по охране, защите и воспроизводству лесов «своей малой родины»; личных качеств (гуманизма, коллективизма, трудолюбия)

· Развитие

Осознанного отношения к действиям по сохранению окружающей природной среды, по охране, защите, воспроизводству и использованию лесов; способности к эстетическому восприятию природной среды, к целевому, причинному и вероятностному анализу лесоводственных ситуаций и уверенности в возможности их решения; потребности в саморазвитии и самообразовании

· Освоение

Знаний о видовом разнообразии, единстве живой и неживой природы, закономерности природных явлений, о лесе как сложной системе; практических умений по выполнению элементарных лесохозяйственных работ

· Формирование

Потребности познания и исследования популяций лесных растений, животных, грибов и их взаимоотношений между собой и с окружающей средой, влияния человеческой деятельности на лесные биогеоценозы

Результат программы

Обучающиеся должны знать:

- основы лесоведения и лесоводства, основы лесной таксации и способы лесовосстановления;

- роль лесных богатств в жизни населения региона;

- цели и задачи,

- направления деятельности, проблемы и задачи местных предприятий лесного профиля, виды природосберегающих и лесовоссстанавливающих технологий,

- способы природоохранной деятельности учащихся;

- правила поведения в лесу, правила сбора лекарственных растений, грибов, ягод.

 

Обучающиеся должны уметь:

- проводить наблюдения, исследования в природе;

- использовать имеющиеся знания для изучения лесных богатств, обоснования рационального их использования,

- распознавать основные породы древесной растительности своей местности;

- устанавливать связи между региональными особенностями природы и занятием населения, хозяйственной деятельностью и экологическим состоянием природы;

- использовать различные способы природоохранной деятельности для сохранения экологического равновесия региона.

 

Обучающиеся должны владеть:

- навыкам публичного представления своей работы;

- ведения наблюдений за явлениями природы;

- определения изученных растений, животных и птиц (по внешнему виду и по голосам

- посадке сеянцев лесных деревьев и ухода за ними;

- изготовления кормушек и зимней подкормки птиц.

 

Результат обучения:

- продуктивный перенос обучающимися приобретённых знаний и опыта исследовательской (начального этапа) и природоохранной деятельности в последующие виды деятельности.

Группы результатов

Личностными результатами изучения программы " Лесное дело" является

формирование следующих умений:

- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы;

- формирование уважительного отношения к природе;

- овладение навыками адаптации в мире природы;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в природе;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в деле охраны природы;

- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

- умение обсуждать и анализировать собственную деятельность и работу одноклассников с позиций задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

 

Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД)

Регулятивные УУД:

- овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности.

Познавательные УУД

- формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя Интернет, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всех учащихся.

- развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

-освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера.

Коммуникативные УУД

- умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

- слушать и понимать речь других;

- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

- анализировать и творчески применять полученные знания в самостоятельных занятиях;

- находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности.

 

Предметные УУД

- понимание особой роли леса в природе и жизни человека;

- формирование уважительного отношения к природе России, лесам родного края;

- осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной среде;

- расширение кругозора учащихся в области лесоведения и экологии;

- получение знаний о видовом составе растений и животных своего края;

- умение давать экологическую оценку состояния лесного хозяйства;

- пропаганда знаний о значении леса, его роли в природе и хозяйственной жизни людей;

- помощь в мероприятиях, направленных на сбережение и приумножение лесных богатств;

- изучение профессий, связанных с работой в лесном хозяйстве;

- освоение доступных способов изучения природы (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

- развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Материально-техническая база

  • Для проведения занятий теоретического плана используется школьная аудитория № 6.
  • компьютер
  • смарт доска
  • проектор
  • ученические столы
  • ученические стулья
  • компас
  • полнотомер
  • высотомер
  • мерная вилка
  • принтер цветной
  • принтер чёрно белый
  • карандаши ручки
  • ватман
  • офисная бумага
  • карточки растения
  • карточки птицы (зимующие, перелетные)
  • карточки грибы (съедобные, ядовитые)
  • аудиозаписи голоса птиц России
  • энциклопедии
  • красная книга Новосибирской области
  • коллекция семян и растений
  • карты НСО, России, Искитимского района