Программа «В стране вообразилии»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «В стране Вообразилии» направлена на развитие мотивации школьников к познанию и творчеству, социальное, культурное и профессиональное самоопределение, творческую самореализацию.

 

Используются приёмы и методы ТРИЗ (теории решения изобретательских задач), ТРТЛ (теории развития творческой личности), РТВ (развитие творческого воображения).

 

В современном обществе особенно остро ощущается потребность в людях инициативных, творческих, готовых найти новые подходы к решению насущных социально-экономических, культурных задач, способных жить в новом демократическом обществе и быть полезными этому обществу.

 

Творческие личности во все времена определяли прогресс цивилизации, создавая материальные и духовные ценности, отличающиеся новизной, нестандартностью, помогая людям увидеть необычное в, казалось бы, обычных явлениях. И именно сегодня перед образовательным процессом ставится задача воспитания творческой личности, начиная с начальной школы.

 

Проблема способностей, в т.ч. творческих, всегда вызывала большой интерес у педагогов, психологов, философов и других деятелей различных областей науки. Большое влияние на развитие творческих способностей ученые уделяют процессу воображения.

 

Говорят: «Без воображения нет соображения». А. Эйнштейн считал умение воображать выше многознания, так как говорил, что без воображения нельзя сделать открытия. К. Э. Циолковский полагал, что холодному математическому расчету всегда предшествует воображение.

 

Именно воображение, фантазия являются показателем того, насколько младший школьник способен к творческой активности. Именно фантазия поможет ему в дальнейшем развивать творческие способности.

 

Воображение – самое естественное состояние нашего мозга. Значение воображения в младшем школьном возрасте является высшей и необходимой способностью человека. Вместе с тем, именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если этот период воображения специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Воображение как функция сознания не возникает естественным образом, по мере созревания человека. Многие исследователи считают воображение не столько психической функцией, естественно присущей человеку, сколько культурной способностью, развивающейся при определенных условиях образования.

 

Вместе с уменьшением способности человека фантазировать обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, науке.

Педагоги

Фурсова Ирина Юрьевна, высшее педагогическое образование, 1 квалификационная категория.

Содержание программы

- Введение – 2 часа;

- Развитие вербальных способностей – 12 часов;

- Развитие воображения и фантазии – 16 часов;

- Методы запоминания информации, тренировки наблюдательности – 10 часов;

- Развитие логического мышления – 16 часов;

- Развитие проблемного мышления – 10 часов;

- Интеллектуальные игры и задания - 4 часа;

- Итоговое занятие - 2 часа.

Цели программы

Цель – создание условий для развития творческого мышления и воображения учащихся, расширения их кругозора.

 

Задачи:

Обучающие:

· изучение основ ТРИЗ и приобретение практических навыков решения задач с помощью инструментария ТРИЗ;

· научить приемам эффективного запоминания и переработки информации;

· обучить приемам творческого воображения в соответствии с ТРИЗ;

· обучить способам преодоления психологической инерции.

 

Развивающие:

· развитие познавательной активности, способности к самообразованию, расширение кругозора;

· развитие воображения;

· развитие образного и логического мышления;

· развитие речи;

· развитие памяти и внимания.

 

Воспитательные:

· воспитание культуры поведения, бесконфликтного общения;

· воспитание трудолюбия, ответственности, самоорганизованности, толерантности;

· воспитание чувства уверенности в собственных силах, настойчивости.

Результат программы

Ожидаемые результаты освоения программы

 

Предметными результатами освоения программы «В стране Вообразилии» является формирование следующих умений и навыков:

  • целеполагания, планирования, анализа, рефлексии;
  • осуществления поиска, хранения, отбора, передачи и преобразования информации,
  • конструктивного взаимодействия с окружающими;
  • овладения эффективными способами устной и письменной коммуникации;
  • решение задач с помощью инструментария ТРИЗ.

К концу обучения учащиеся должны знать основы ТРИЗ, научиться приемам эффективного запоминания и переработки информации; приемам творческого воображения в соответствии с ТРИЗ; способам преодоления психологической инерции.

 

Личностными результатами освоения программы «В стране Вообразилии» является:

  • развитие познавательной активности, способности к самообразованию, расширение кругозора;
  • развитие воображения;
  • развитие образного и логического мышления;
  • развитие речи;
  • развитие памяти и внимания;
  • воспитание культуры поведения, бесконфликтного общения;
  • воспитание трудолюбия, ответственности, самоорганизованности, толерантности;
  • воспитание чувства уверенности в собственных силах, настойчивости.

 

Метапредметные результаты:

Регулятивные Универсальные учебные действия:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
  • учиться работать по предложенному педагогом плану.

Познавательные Универсальные учебные действия:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы группы и педагога.

Коммуникативные Универсальные учебные действия:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения и /или текста);
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);
  • признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою;
  • слушать и слышать собеседника, кратко излагать сказанное им в процессе обсуждения темы, проблемы.

Особые условия проведения

В объединение учащиеся принимаются по желанию без каких-либо ограничений.

Материально-техническая база

- Учебный кабинет, оснащённый компьютером и мультимедийным проектором.

- Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы.