Программа «Рукодельницы»

Вязание является не только одним из видов рукоделия, но и одним из старейших видов прикладного искусства. Приобщение обучающихся к полезному виду рукоделия можно считать значимой частицей трудового обучения и воспитания детей. Вязание является не только приятным успокаивающем занятием, но и приносит огромное количество положительных эмоций, что является мощным толчком к воплощению новых идей, подчёркивает творческую индивидуальность, играет немалую экономическую роль в жизни человека.

 

Актуальность программы заключается в том, что практические работы по рукоделию способствует развитию мелкой моторики рук у детей, развивают мускулатуру пальцев рук, координацию движений, глазомер, аккуратность, закрепляют навыки работы с ножницами, иглами, спицами, крючками. Программа является комплексной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, даёт возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.

 

Новизна программы заключается в том, что на занятиях дети знакомятся с историей художественного вязания, с видами орнаментов, цветовой гаммой. Вязание как вид декоративно-прикладного искусства способствует воспитанию усидчивости, хорошего вкуса, развитию мелкой моторики. Благотворно влияет на нервную систему. Дети получают удовольствие от выполняемой работы, т. к. сразу видят результат.

 

Вязание спицами и крючком дает большие возможности в воспитательной работе с детьми различного возраста: приобщают к труду, знакомят с изделиями разных народных мастеров. Вывязывание красивых изделий своими руками вызывает интерес к работе и желание сделать еще лучше.

Педагоги

Позднякова Татьяна Максимовна, педагог дополнительного образования, первая квалификационная категория. 

Педагогический стаж: 38 лет.

Образование: среднее специальное.


Повышение квалификации:

  • «Творчески одаренные дети в образовательном пространстве семьи, школы и учреждений дополнительного образования», 72 часа, 14.03.2011 – 22.03.2011.
  • «Организация деятельности педагога дополнительного образования в современных условиях», 144 часа, 2017 год.

Расписание

 СубботаЗанятия проводятся по адресу: ул. Матросова, 1

Вторник:

с 14.00 ч до 14.45 ч.

с 15.00 ч до 15.45 ч.

с 16.00 ч до 16.45 ч.

Пятница:

с 14.00 ч до 14.45 ч.

с 15.00 ч до 15.45 ч.

с 16.00 ч до 16.45 ч.

 

Занятия проводятся по адресу: ул. Пролетарская, 81

Четверг:

с 14.00 ч до 14.45 ч.

с 15.00 ч до 15.45 ч.

Суббота:

с 14.00 ч до 14.45 ч.

с 15.00 ч до 15.45 ч.

Содержание программы

Программа рассчитана на 2 года обучения, 144 часа в год из расчёта 4,5 часа в неделю и продолжительности учебного года - 36 недель.

Первый год обучения:

I. Теоретическая часть – 24 часа:

  1. Вводное занятие. Инструктаж по техники безопасности – 2 часа.
  2. Тема: Простейшие причины и виды вязания крючком и спицами – 5 часов.
  3. Тема: Функциональные изделия. Чехол для телефона. Прихватки – 2 часа.
  4. Вязание простых игрушек и сувениров – 2 часа.
  5. Вышивка атласными лентами. Цветы композиции – 2 часа.
  6. Мир «Панно» – 2 часа.
  7. Вывязывание натюрморта; фрукты – 2 часа.
  8. Вывязывания объемных игрушек и сувениров – 2 часа.
  9. Пальчиковые игрушки по сказкам – 1 час.
  10. Экскурсия – 4 часа.

II. Практическая часть – 120 часов:

  1. Тема: Простейшие причины и виды вязания крючком и спицами – 9 часов.
  2. Тема: Функциональные изделия. Чехол для телефона. Прихватки – 10 часов.
  3. Вязание простых игрушек и сувениров – 10 часов.
  4. Вышивка атласными лентами. Цветы композиции – 18 часов.
  5. Мир «Панно» – 6 часов.
  6. Вывязывание натюрморта; фрукты – 8 часов.
  7. Вывязывания объемных игрушек и сувениров – 32 часа.
  8. Пальчиковые игрушки по сказкам – 15 часов.
  9. Индивидуальное обучение – 6 часов.
  10. Подготовка к выставке и её проведения – 4 часа.
  11. Итоговое занятие – 2 часа.

 

Второй год обучения:

Раздел 1- обучение по вязанию:

I. Теоретическая часть – 22 часа:

  1. Вводное занятие – 2 часа.
  2. Накиды и ажуры спицами и крючком – 2 часа.
  3. Ажурное вязание спицами – 2 часа.
  4. Нарядные прихватки – 2 часа.
  5. Вывязывание аппликаций крючком – 2 часа.
  6. Вязание спицами с перемещением петель – 2 часа.
  7. Полуобъемное вязание крючком – 2 часа.
  8. Кружевные салфетки – 2 часа.
  9. Вывязывание объемных игрушек по сказкам – 2 часа.
  10. Индивидуальное обучение – 2 часа.
  11. Итоговое занятие – 2 часа.

II. Практическая часть – 50 часов:

  1. Накиды и ажуры спицами и крючком – 6 часов.
  2. Ажурное вязание спицами – 6 часов.
  3. Нарядные прихватки – 4 часа.
  4. Вывязывание аппликаций крючком – 2 часа.
  5. Вязание спицами с перемещением петель – 2 часа.
  6. Полуобъемное вязание крючком – 2 часа.
  7. Кружевные салфетки – 6 часов.
  8. Вывязывание объемных игрушек по сказкам – 16 часов.
  9. Индивидуальное обучение – 4 часа.
  10. Подготовка к выставке – 2 часа.

 

Раздел 2 обучение по вышивке атласными лентами:

I. Теоретическая часть – 14 часов:

  1. Вводное занятие – 2 часа.
  2. Инструменты и материалы – 2 часа.
  3. Техника вышивания листика различной формы – 2 часа.
  4. «Цветок» – 2 часа.
  5. Вышивание и оформление картин (различные узоры) – 2 часа.
  6. Экскурсия – 2 часа.

II. Практическая часть – 58 часов:

  1. Техника вышивания листика различной формы – 2 часа.
  2. «Цветок» – 2 часа.
  3. Композиции цветов – 20 часов.
  4. Вышивание и оформление картин (различные узоры) – 30 часов.
  5. Подготовка к выставке и ее проведение – 2 часа.
  6. Итоговое занятие – 2 часа.

Цели программы

  • Цель программы: развитие творческих способностей обучающихся и формирование у них художественной культуры и творческой активности через освоение техники вязания крючком и спицами.

 

Задачи: 

Личностные:

  • воспитывать у обучающихся самостоятельность при изготовлении изделий, эстетическую культуру и трудолюбие, создавая атмосферу доброжелательного сотрудничества;
  • уметь оценивать работу своих друзей;
  • уметь доводить до конца начатое дело.

 

Метапредметные:

  • развивать у обучающихся практические умения и навыки традиционных ремесел, через вязание спицами и крючком;
  • развивать навыки работы у обучающихся с различными материалами;
  • развивать мелкую моторику рук;
  • формировать навыки работы с различными материалами.

 

Образовательные:

  • познакомить детей с различными видами прикладного творчества;
  • развивать у воспитанников практические умения и навыки традиционных ремёсел, через вязание спицами и крючком;
  • овладевать умением анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное;
  • использовать средства информационных технологий для поиска дополнительного материала.

Результат программы

Личностные результаты: 

  • умение самостоятельно ставить новые задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
  • умение планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием её реализации;
  • умение организовать сотрудничество и совместную деятельность с педагогом, сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и работать в группе.

 

Метапредметные результаты:

  • умение осознавать свои возможности, умения, качества, переживания;
  • умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами и моральными нормами;
  • умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях;
  • формирование познавательной и социальной мотивации;
  • формирование адекватной самооценки;
  • формирование способности учитывать чужую точку зрения.

 

Предметные результаты:

В первый год обучения осуществляется:

  • освоение основных приемов работы с различными волокнистыми материалами;
  • развитие мелкой моторики рук;
  • развитие зрительно-пространственного мышления;
  • развитие умения выражать свои мысли, чувства и фантазию.

 

Второй год обучения:

  • усовершенствованию знаний умений и навыков при работе с различными волокнистыми материалами;
  • изучению приемов моделирования;
  • умению самовыражения через творчество.

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение:

Наличие столов, стульев, выставочных стеллажей, проектора. 

Оборудование:

  • помещение для занятий;
  • столы;
  • стулья;
  • шкаф для хранения материалов;
  • демонстрационные стеллажи.

Инструменты:

  • цветные карандаши;
  • шариковые ручки;
  • ручные иглы;
  • спицы;
  • крючки;
  • ножницы;
  • стиральные резинки;
  • материал (разнообразная пряжа, цветная бумага, картон, бусины, ткань, клей ПВА, синтепон, вата, скотч).