Программа «Выжигание по дереву»

Выжигание – один из самых распространенных видов декоративно-прикладного искусства среди школьников.

 

Актуальность данной программы обусловлена тем, что приобщение учащихся к обучению народным ремеслом, – в частности, выжиганию по дереву – предполагает решение проблемы культурной преемственности, способствует формированию духовного мира учащихся, самостоятельности мышления эстетического, художественного и нравственного воспитания средствами народного искусства.

 

Программа «Выжигание по дереву» ориентирована на применение широкого комплекса по целевой установке – знания не только усваиваются учащимися, но и активно используются в их жизнедеятельности.

 

Отличительной особенностью данной программы является то, что она адаптирована к условиям воспитательно-образовательного процесса творческого объединения «Выжигание». В программу внесены разделы «Декоративно-прикладное искусство» и «Роль красок в искусстве выжигания» с целью знакомства с историей возникновения народного промысла, обогащения духовной жизни обучающихся, развития фантазии творческих способностей учащихся. Иногда выпиливание и выжигание дополняют еще и раскрашиванием.

Педагоги

Мальцев Владимир Петрович, педагог дополнительного образования, первая квалификационная категория. 

Педагогический стаж: 6 лет. 

Образование: средне-специальное. 

Профессиональная переподготовка:

"Педагогика дополнительного образования детей и взрослых". 300 часов - 2017 год.

Расписание

Занятия проводятся по адресу: ул. Матросова, 1

Понедельник: с 14.00 ч. до 14.45 ч.

                      с 15.00 ч. до 16.45 ч.

Среда: с 14.00 ч. до 14.45 ч.

           с 14.00 ч. до 16.45 ч.

Содержание программы

Обучение по данной программе рассчитано на 2 года, занятия организуются 2 раза в неделю.

Первый год обучения – 144 часа (2 занятия в неделю по 2 часа),

Второй год обучения – 216 часа (2 занятия в неделю по 3 часа).

 

1 год обучения:

 

Теоретическая подготовка – 30 часов: 

  1. Вводное занятие – 2 ч.
  2. Роль красок в искусстве выжигания −6 ч.
  3. Древесные материалы −2 ч.
  4. Электричество и электроприборы – 4 ч.
  5. Выжигание по дереву – 6 ч.
  6. Декоративно-прикладное искусство – 4 ч.
  7. Творческая деятельность – 4 ч.
  8. Итоговое занятие – 2 ч.

 

Практические занятия – 114 часов:

  1. Роль красок в искусстве выжигания −6 ч.
  2. Древесные материалы −8 ч.
  3. Электричество и электроприборы – 2 ч.
  4. Выжигание по дереву – 56 ч.
  5. Декоративно-прикладное искусство – 24 ч.
  6. Творческая деятельность – 16 ч.
  7. Итоговое занятие – 2 ч.

 

2 год обучения: 

Теоретическая подготовка – 24 часа: 

1. Вводное занятие. Правила по технике безопасности и противопожарной защиты – 2 ч.
2. Древесина как материал для художественных работ −3 ч.
3. Традиции народных промыслов −6 ч.
4. Выжигание животных-2 ч.
5. Выжигание птиц, насекомых – 2 ч.
6. Растительный мир – 3 ч.
7. Архитектура и пейзаж – 3 ч.
8. Итоговое занятие – 3 ч.

 

Практические занятия – 192 часа:

1. Вводное занятие. Правила по технике безопасности и противопожарной защиты – 1 ч.
2. Древесина как материал для художественных работ −3 ч.
3. Традиции народных промыслов −18 ч.

4. Выжигание рисунка на деревянных изделиях (расчески, ложки, лопатки) - 9 ч.
5. Выжигание животных- 40 ч.
6. Выжигание птиц, насекомых – 61 ч.
7. Растительный мир – 36 ч.
8. Архитектура и пейзаж – 21 ч.
9. Итоговое занятие – 3 ч.

Цели программы

Цель программы:

Развитие личности ребенка, способного к творческому самовыражению через приобщение к традициям декоративно-прикладного творчества и раскрытия его творческого потенциала посредством освоения техники выжигания по дереву.

 

Задачи:

Предметные

- научить учащихся приемам и технике выжигания по дереву;

- познакомить с видами декоративно – прикладного искусства;

- дать основы законов цветоведения;

– формировать мотивацию к самостоятельной творческой деятельности;

- формировать предпосылки основных видов универсальных учебных действий (УУД): личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных;

 

Метапредметные

- воспитывать бережное отношение к оборудованию и материалам, используемым в работе;

- формировать трудолюбие, внимание, доброжелательное отношение к окружающим, терпимость к чужому мнению, культуру поведения и общения в коллективе;

– формировать художественный вкус к народному декоративно-прикладному творчеству;

 

Личностные

– развивать творческую активность учащегося;

- развитие образного мышления, эстетического вкуса и чувства прекрасного;

- развивать умения понимать и ценить народные традиции, красоту и богатство родного края;

– раскрытие индивидуальных способностей.

Результат программы

Планируемые результаты обучения 

Личностные результаты: 

· умение осознавать свои возможности, умения, качества, переживания;

· умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами и моральными нормами;

· умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях;

· формирование познавательной и социальной мотивации;

· формирование адекватной самооценки;

· формирование умения прийти на помощь другу, герою сказки и т.п.;

· формирование способности учитывать чужую точку зрения;

· воспитывать нравственные ориентиры (любовь к близким, малой родине, уважение к старшим, бережное отношение ко всему живому и т.п.)

 

Метапредметные результаты: 

· умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

· умение сохранять заданную цель;

· умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;

· умение планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей;

· умение контролировать свою деятельность по результату;

· умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;

· умение работать по инструкции взрослого;

· умение удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания;

· готовность выбирать для себя род занятий из предложенных на выбор;

· умение удерживать внимание, слушая короткий текст, который читает взрослый, или рассматривая репродукцию;

· умение правильно держать орудия письма и инструменты (карандаш, ручка, рамка, лупа, игла, роликовый нож, подложка, пинцет, ножницы разного назначения, сантиметр и т.п.) – сформированность мелкой моторики рук.

 

Предметные результаты: 

. умение применять правила и пользоваться инструкциями;

. усвоение знаний о разнообразных материалах, используемых в деревообработке;

. освоение правил техники безопасности при работе с электрооборудованием и работе на сверлильном станке;

. овладение зрительным восприятием формы предмета;

. наносить разметку на поверхность изделия различными способами;

. определять породу и пороки древесины по её внешнему виду;

. самостоятельно разрабатывать композиции для выжигания, резьбы и выполнять их;

. умение производить знаково-символические действия, кодирование, декодирование предметов;

. умение ориентироваться в книге;

. умение работать по иллюстрации (рассмотрение иллюстрации с разными задачами: оценка смысла всей иллюстрации или её части, поиск нужных частей иллюстрации, нужных героев, предметов и т.п.);

. умение пользоваться электровыжигателем (пирографом), применение знаний способов и различных техник выжигания по дереву,

. умение использовать дополнительные приспособления, применение различных приемов оформления изделий.

 

Ожидаемые результаты: 

За первый год обучения по данной программе учащиеся должны: 

· Открыть для себя нравственные и эстетические ценности, которые порождены ритмом ежегодного круговорота в жизни природы и человека;

· Научиться понимать свою причастность к вечному циклическому движению природы и бережно относится к ней;

· Научиться понимать значимость и возможности коллектива и свою ответственность перед ним;

· Знать правила по технике безопасности;

· Научиться правильно подготавливать деревянные заготовки к работе;

· Получить навыки при работе с электровыжигателем;

· Овладеть техниками и приемами выжигания по дереву;

· Знать основы цветоведения, композиции, подбора и применения инструментов и приспособлений для художественно-творческих работ;

· самостоятельно выполнять несложные изделия;

· экономно расходовать материалы и электроэнергию;

· бережно обращаться с инструментами, оборудованием, приспособлениями. 

 

За второй год обучения по данной программе дети должны: 

· Открыть идеалы красоты и добра, заключенные в образе традиционного Дома и семьи, в круге событий человеческой жизни;

· Овладеть культурой общения со сверстниками и с взрослыми, культурой речи;

· Научиться понимать необходимость добросовестного отношения к общественно-полезному труд и к учебе;

· Подбирать приемы и техники для выполнения работ средней и высокой сложности;

· Находить и видеть необычные материалы для выжигания в окружающей среде;

· Научиться самостоятельно подбирать материал для работы, технику выполнения, составлять зарисовки эскизов, узоров;

· Проводить окончательную обработку изделия и оформлять в рамку;

· Самостоятельно применять и развивать профессиональные навыки в области искусства выжигание по дереву.

Материально-техническая база

Организационное обеспечение

· Кабинет, содержащий ученические столы с оборудованными местами – 7 шт.

. Стол педагога – 1;

· Шкаф-2;

· Компьютер

· Принтер.

 

Материально-техническое оснащение занятий: 

· Инструменты и приспособления:

электровыжигатели (пирографы), ножницы, линейки, карандаши простые, кисточки для красок, кисточки для лака, копировальная бумага, кнопки, шлифовальная шкурка (мелкая и средняя наждачная бумага).

· Материалы:

заготовки из фанеры, деревянные предметы домашней утвари (ложки, лопатки, расчески, скалки, разделочные доски и т.д.), краски акварельные, гуашь, альбомы для рисования, рамки, лак, растворитель.