Программа «Рябинушка»

Одним из важных свойств музыкального искусства является то, что оно обращено к чувствам человека, его мыслям и сознанию.

 

Освоение культурного наследия народов и их прошлого формирует интерес к искусству и фольклору, которые влияют на эмоциональное и нравственное развитие личности.

 

Сохранение и возрождение народных традиций, национальной самобытности русского народа –актуальная проблема воспитания духовно – нравственной личности. Сегодня нельзя воспитать человека – гражданина и патриота без опоры на народное искусство. Во все времена человечество реализовывало задачу передачи опыта предков новым поколениям через приобщение к национальной культуре.

 

На сегодняшний день стоит остро проблема невоспитанности молодого поколения. В связи с этим возникла необходимость в создании программы, которая позволила бы возрождать и сохранять культуру.

 

Программа фольклорного кружка «Рябинушка» позволяет изучить народное творчество и воспитать в детях духовно – нравственную личность.

Педагоги

Арефьева Марина Александровна, педагог дополнительного образования.

Содержание программы

1 год обучения

1.Введение (2 часа)
2.Народное искусство. Музыкальные инструменты.(30 часов)
3.Вокально – хоровая работа (42 часа)
4.Народная хореография (30 часов)
5.Народный календарь (10 часов)
6.Народные игры и забавы (25 часов)
7.Выступления на мероприятиях (5 часов)

 

2 год обучения

1.Вводное занятие (2 часа)
2.Народное искусство. Жанры народных песен (30 часов)
3.Музыкальные инструменты (32 часов)
4.Вокально- хоровое пение (54 часов)
5.Народная хореография (42 часов)
6.Народный календарь (18 часов)
7.Народные игры и забавы. (30 часов)
8.Выступления на мероприятиях (8 часов)

 

3 год обучения

1.Народное искусство. Изготовление куклы – оберега (8 часов)
2.Музыкальный фольклор (52 часов)
3.Музыкальные инструменты (16 часов)
4.Вокально- хоровое пение (48 часов)
5.Народная хореография (38 часов)
6.Народный календарь (18 часов)
7.Народные игры. Забавы. (20 часов)
8.Особенности национального русского костюма (16 часов)

 

4 год обучения

1.Введение. Наша Родина – Россия (4 часа)
2.Народное исскуство. Календарные песни. (48 часов)
3.Музыкальные инструменты (24 часов)
4.Вокально – хоровое пение (54 часов)
5.Народная хореография (58 часов)
6.Народный календарь (38 часов)
7.Народные игры (44 часов)
8.Выступление на мероприятиях (18 часов)

Цели программы

Целью программы: формирование духовно – нравственных качеств личности школьников средствами музыкального фольклора приобщение детей к культурным ценностям, знакомство с традиционными народными праздниками, развитие творческих способностей детей, нравственное становление личности.

 

Задачи программы:

Обучающие:

1. Познакомить детей с различными формами народной культуры на доступном фольклорно – этнографическом материале.

2. Изучение и освоение народной песни ее основных творческих и исполнительских закономерностей.

Развивающие:

1. Развитие вокального слуха и певческого голоса.

2. Приобретение навыков вокально- хорового исполнения в народной манере.

3. Развитие творческих, сценических, хореографических способностей, навыков импровизации.

Воспитательные:

1. Воспитания интереса и уважения к искусству разных народов.

2. Формирование и развитие коммуникативных навыков.

В программе кружка обеспечивается один из ведущих принципов современного образования – принцип интеграции.

Результат программы

К концу первого года обучения дети должны:

Знать:

· Понятие фольклор

· Календарные праздники

· Знать жанры народного искусства

Уметь:

· Исполнять песни одноголосные

· Двигаться под музыку

· Исполнять простейшие танцевальные движения

 

К концу второго года обучения дети должны:

Знать:

· Знать расположение нот на нотном стане

· Знать жанры народных песен

Уметь:

· Исполнять песни одноголосные

· Импровизировать под музыку

· Исполнять танцевальные движения хоровода

 

К концу третьего года обучения дети должны:

Знать:

· Знать календарные и семейные обряды

· Календарные праздники

· Знать жанры народного искусства

Уметь:

· Уметь управлять дыханием

· Двигаться под музыку

· Исполнять простейшие танцевальные движения

 

К концу четвертого года обучения дети должны:

Знать:

· Понятие фольклор

· Календарные праздники

· Знать жанры народного искусства

Уметь:

· Овладевать навыками ансамблевого исполнения.

· Исполнять песни одноголосные, двухголосные

· Играть на музыкальных инструментах

· Уметь применять свои знания в жизни

· Участвовать в театрализованных спектаклях

Особые условия проведения

Особых условий для реализации программы не требуется

Материально-техническая база

Поскольку программа рассчитана на широкий диапазон сообщаемых детям знаний, предполагается и обширная материально – техническая база:

· Различные материалы: ткани для пошива кукол и костюмов, нитки, бисер, соль, мука для изготовления из соленого теста и другое.

· Аппаратура: магнитофон, фотоаппарат, диски, микрофоны.

· Костюмы, декорации.

· Музыкальный репертуар подбирается с учетом возрастных особенностей участников.