Программа «Я сам»

Механизм реализации программы опирается на соблюдение следующих принципов педагогической системы М. Монтессори:

1. Принцип возрастной периодизации.

Главной возрастной задачей ребенка до 3-х лет является осознание себя отдельной личностью. Ребенок должен полноценно пройти фазу физического, психического и интеллектуального развития, чтобы из зависимого от взрослого человека (мамы, воспитателя), беспомощного существа осознать себя личностью. Для решения этой возрастной задачи у ребенка есть огромные внутренние силы и предусмотренные природой механизмы развития. Это период особой восприимчивости детей к тем или иным способам, видам деятельности, к способам эмоционального реагирования, к восприятию того или иного объекта и субъекта окружения, поведения вообще, вплоть до того, что каждая черта характера наиболее интенсивно развивается на основе внутреннего импульса. Они служат для того, чтобы ребенок имел возможность развить способности и приобрести необходимые ему знания, умения, навыки и способы поведения. Сенситивные периоды длятся определенное время и проходят безвозвратно, независимо от того, удалось ли ребенку полностью воспользоваться ими.

Среди основных сенситивных периодов детства Мария Монтессори выделяет:

- сенситивный период развития движений (от рождения до 6 лет)

- сенситивный период развития речи (от рождения до 6 лет);

- сенситивный период сенсорного развития (от рождения до 5,5 лет);

В этот период ребенок особенно восприимчив к цвету, форме, размерам предметов, окружающим звукам. Сначала информацию об окружающем мире он получает через тактильные ощущения, запахи, звуки. Затем более главными источниками информации становятся зрение и слух. «Чувственное восприятие составляет главную и едва ли не единственную основу умственной жизни» – говорила М. Монтессори.

- сенситивный период развития руки и интереса к мелким предметам (от 1,5 до 6 лет);

Человека отличает от других живых существ использование руки как ведущего инструмента умственного развития. Рука – тонкий сложный орган, позволяющий разуму вступить с окружающим миром. Движения рук и развивающая речь ребенка тесно связаны между собой и являются "интеллектуальными«.

- сенситивный период восприятия порядка (от рождения до 6 лет);

- сенситивный период социального поведения (от 2,5 до 6 лет).

2. Принцип актуального и ближайшего развития.

Специально подготовленная среда в группах М.Монтессори содержит множество дидактических материалов, упражнения с которыми имеют по две цели: прямую и косвенную. Прямая цель опирается на актуальную возможность ребенка, т.е. способность к самостоятельному действию. Косвенная же цель (неосознанная ребенком) работает на зону его ближайшего развития (термин Л.В. Выготского). В 20-х годах Л. С. Выготский объяснил процесс формирования спонтанных понятий у человека.

Он видел движение ребенка от зоны его актуального развития к зоне ближайшего развития как путь от наглядной ситуации к абстрагированию. Он писал, что зона ближайшего развития характеризует разницу между тем, что ребенок способен самостоятельно и тем, на что он способен с помощью учителя.

3. Принцип свободной работы детей в специально подготовленной среде.

Научные наблюдения за состоянием и поведением детей помогли М. Монтессори открыть «феномен поляризации внимания», из которого она делает вывод о свободном саморазвитии детей и способах организации их работы в специально-подготовленной среде. Создав развивающую среду, и перейдя роль наблюдателя или помощника детей, педагог передает всю активность детям. М.Монтессори понимает свободу ребенка не как вседозволенность и отсутствие границ, а как свободу целенаправленной деятельности и познания.

Педагоги

Кардакова Наталья Александровна;

Абрамовская Наталья Николаевна;

Балахонова Марина Алексеевна;

Предейкина Яна Валерьевна;

Гиренко Татьяна Ивановна;

Снегирева Тамара Геннадьевна.

Содержание программы

Сенсорное развитие ребенка является базой формирования представлений об окружающем мире, познавательных процессов, умственного развития, развития навыков самообучения, подготовки к дальнейшим формам учения. Косвенная цель: подготовка ребенка к переходу на новый абстрактный уровень мышления, развитию речи и математических представлений.

Образовательные задачи:

- формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);

- формирование чувственной базы интеллектуального развития;

- формирование системы представлений о качествах окружающих предметов, их разнообразии;

- развитие умения сравнивать, анализировать.

Сенсомоторное развитие ребенка тесно взаимосвязано со всеми другими образовательными областями и реализуется посредством самостоятельной и совместной деятельности детей с использованием специального Монтессори-материала и создания атмосферы исследовательского и творческого поиска, интереса к явлениям окружающей жизни, радости познания, решения поисковых задач.

Монтессори-материалы разработаны с учетом следующих принципов:

Изоляция свойства;

Изоляция ощущений;

Изоляция сложности.

Основные группы материалов для органов чувств:

-материалы для развития зрительного восприятия;

-материалы для развития осязания;

-материалы для развития слуха;

-материалы для развития чувства тяжести;

-материалы для развития чувства тепла;

-материалы для развития обоняния;

-материалы для развития вкусовых ощущений;

-материалы для развития стерео гностического чувства и представлений о форме предметов.

Сенсорный уголок может быть дополнен развивающими сенсорными материалами, такими как матрешки, пирамидки, мозаики, конструкторы и т.д.

Цели программы

Основная цель реализации программы – развитие познавательной активности, овладение детьми конкретными практическими действиями, сенсорными эталонами в процессе самостоятельной и совместной исследовательской деятельности с использованием Монтессори-материала.

Для реализации поставленной цели, необходимо выполнение следующих задач:

· создание условий для разнообразной манипулятивной деятельности детей с предметами;

· формирование умения правильно управлять органами чувств, речью и движениями;

· развитие координации движений, концентрации внимания, навыков самоконтроля;

· способствование овладению навыков практической жизни;

· развитие сенсорно-перцептивной сферы;

· развитие мелкой моторики рук;

· расширение представлений об окружающем;

· создание условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка через поддержку и развитие детской инициативы и самостоятельности;

· обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение родительской компетентности в вопросах развития детей раннего возраста.

Результат программы

В соответствии с целевыми ориентирами, обозначенными в п. 4.6 ФГОС ДО, относительно образовательной направленности Программы к трем годам ребенок:

1) интересуется окружающими предметами и активно действует с ними, эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата;

2) использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначения предметов быта и умеет пользоваться ими;

3) владеет простейшими навыками самообслуживания, стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

4) стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движении и действиях.

Особые условия проведения

Возрастные ограничения от 1,5 до 3 лет. Возможна реализация программы с детьми, имеющими статус ОВЗ (нарушения речи, задержка психического развития).

Материально-техническая база

Оснащение образовательной среды группы:

Материалы для упражнений в сенсомоторном развитии:

· блоки с цилиндрами-вкладышами (по 5 штук по 10 штук) разные по высоте, толщине.

· розовая башня (10 кубов равномерно уменьшающихся).

· коричневая лестница (набор из 10 призм).

· ящички с табличками разных цветов и их оттенков (4 шт.).

· ящички с цветными цилиндрами без кнопочек (в каждом по 10 шт.).

· шероховатые доски (3 шт.).

· таблички-пластинки из металла, керамики, камня,` войлока, дерева (8шт).

· геометрический комод (с выдвижными плоскими ящиками. в которые вкладываются геометрические фигуры).

· набор геометрических тел (шар, конус, призма и т.д.)

· шкафчик с карточками на которых изображены проекции геометрических тел)

· шумовые цилиндры (парные).

· вкладывающиеся коробочки.

· матрешка 3-х местная.

· набор вкладок с предметами разной формы.

· рамки-вкладыши с предметами разными по величине (по 5 пред.).

· наборы пирамидок.

· набор разновысоких цветных цилиндров на подставке.

· простая мозаика.

· "волшебный мешочек".

· набор парных предметов, отличающихся по величине.

· "тактильные мешочки"

· бусы деревянные крупные для нанизывания на шнурок

· сенсорные книжки (1-2 шт.)

Материалы для упражнений с сыпучими материалами:

· набор кувшинов;

· набор разных ложек.

· ящик для рисования на песке (на манке).

· набор мисок для пересыпания` перекладывания: сито для просеивания круп,

Материалы для упражнений с водой:

- Набор сосудов разных форм для переливания воды.

- Два тазика и половник для переливания воды.

- Миска с плавающими шариками, сито.

- Набор предметов для игры "Тонет – не тонет".

- Два кувшинчика для переливания. Игрушка "Водяная мельница«.

- Лейка.

- Резиновая груша для переливания воды.

- Губка на подносе для переноса воды.

 

Изготовленные наглядные средства обучения:

Дидактические пособия:

«Подбери по форме», «Трубочки – змейки», «Стиральные машинки», «Забавные ежики», "Новогодняя Елочка".

Настенные модули:

"Зимний лес Лунтика" (модуль с кнопками, пуговицами, липучками) «Цветочная полянка» (модуль с липучками), «Веселый клоун» (модуль с крышками), «Кукла Катя» (модуль с нитками).

Игры со шнурками:

"Поймай мяч«, «Накрути ленточку на палочку», "Веселые шнурки«.

Игры с прищепками:

«Нарядим солнышко», «Разноцветные ежики», "Капельки.

Пособия с использованием крышек от пластиковых бутылок:

"Веселые машинки«, «Рыбки», «Клоун», «Времена года», «Собери фигуру», "Волшебный квадрат«.

Модули:

Бизиборд (модуль с замками), «Веселые кораблики» (модуль с кнопками), «Радужное дерево» (модуль со шнурками), «Пингвин» (модуль с кнопками, пуговицами), «Зимняя сказка» (модуль с кнопками, пуговицами, липучками).

Игры с крупой:

"Покорми птичку«, «Выложи дорожку», «Варим суп», «Ищем клад», сухой бассейн, тактильные мешочки (крупа).

Тактильные таблички (бумага разной фактуры).

Игры с нитками:

"Веселые клубочки", "Дорожка для Маши«.

 

Учебно-методическое обеспечение:

1. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Детский сад по системе Монтессори» (под ред. Е.А.Хилтунен) – М., «Национальное образование», 2015.

2. Детский сад по системе Монтессори: образовательная среда для детей раннего и дошкольного возраста: методическое пособие (под ред. Е.А.Хилтунен) – М., «Национальное образование», 2015.

3. Хилтунен Е.А. Детский сад по системе Монтессори. От 0 до 3 лет: методические рекомендации для педагогов. М., «Национальное образование», 2015.

4. Андрущенко Н.В. Монтессори-педагогика и Монтессори-терапия. Спб., Речь, 2010.

5. Пермякова Л.В., Смирнова Н.Н. Основные упражнения практической жизни. Снежинск, 2004.