Программа «Речевичок»

Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования. Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей. В Программе раскрыта последовательность формирования речи как средства общения и познания окружающего мира, использование разных форм словесной речи (устной, письменной) в зависимости от этапа обучения.

Педагоги

Попенко Мария Юрьевна - учитель-логопед высшей квалификационной работы, стаж работы более 10 лет.

Клименко Ольга Александровна - учитель-логопед высшей квалификационной категории, стаж работы более 5 лет.

Содержание программы

 

Основными этапами работы по развитию речи детей являются:

• формирование полноценных произносительных навыков;

• развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза.

По мере продвижения ребенка в указанных направлениях на доступном речевом материале осуществляется:

• развитие у детей внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;

• обогащение словаря детей преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;

• воспитание у детей умений правильно составлять простое распространенное предложение, а затем и сложное предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;

• развитие связной речи в процессе работы над рассказом, пересказом, с постановкой определенной коррекционной задачи по автоматизации в речи уточненных в произношении фонем;

• формирование элементарных навыков письма и чтения специальными методами на основе исправленного звукопроизношения и полноценного фонематического восприятия. Важно отметить, что формирование элементарных навыков письма и чтения является одним из эффективных способов формирования устной речи для детей с ФФН. Одновременно воспитатель проводит занятия, на которых расширяется и уточняется лексика дошкольников, развивается разговорная, описательная и повествовательная речь.

Все указанные направления в работе по развитию речи взаимосвязаны.

Цели программы

Цель: Развитие коммуникационной функции речи.

Задачи:

1.Развитие артикуляционного и голосового аппарата:

– формирование речевого дыхания;

– постановка и закрепление звуков речи (усвоение способов образования звуков, особенности их произнесения);

– дифференциация звуков на слух и в произношении;

– формирование звукослоговой структуры слов различной сложности.

2. Формирование навыков звукового анализа и синтеза.

3. Уточнение, обогащение и активизация лексического запаса в процессе нормализации звуковой стороны речи.

4. Развитие грамматического строя речи.

5. Развитие связной речи (диалогической и монологической формы ).

Результат программы

В результате освоения Программы дети овладевают коммуникативной функции языка в соответствии с возрастными нормативами: самостоятельной связной грамматически правильной речью; фонетической системой русского языка; элементами грамоты.

В итоге логопедической работы дети могут научиться:

• правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;

• четко дифференцировать все изученные звуки;

• различать понятия «звук», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;

• называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

• находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;

• производить элементарный звуковой анализ и синтез;

• овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов;

• отвечать на вопросы по содержанию текста, ставить вопросы к текстам и пересказывать их.

• овладеть умением связно и последовательно пересказывать текст, пользуясь фонетически и грамматически правильной выразительной речью.

Особые условия проведения

Воспитанники в возрасте от 4 до 7 лет, имеющие нарушения речи, не имеющие статуса ОВЗ.

Материально-техническая база

- Кабинет учителя-логопеда

- Стол логопедический с зеркалом

– Ноутбук

- Магнитная доска

- Индивидуальные зеркала

- Логопедические зонды

- Тренажеры для развития выдоха

- Парты, стулья

- Наглядный материал

- Дидактический материал

- Учебно-методический комплект на основе парциальной программы Б. Филичевой, Т.В. Чиркиной "Коррекция нарушения речи"