Программа «Основы автомоделирования и конструирования»

  • (1)

 

Актуальность программы заключается в том, что умения и навыки, полученные на занятиях, готовят школьников к конструкторско-технологической деятельности, дают ориентацию в выборе профессии.Изучение программы актуально в связи с современными тенденциями в новых социально экономических условиях, так как развитие технического творчества рассматривается как одно из условий ускорения социально-экономического развития страны. Актуальность обусловлена также практической значимостью программы. Дети могут применять полученные навыки и практический опыт при дальнейшем изучении естественных наук: физики, математики, а также трудового обучения в общеобразовательной школе.

Программа даёт развитие не только мелкой и средней моторики рук, но и развитие технического и творческого мышления. Неоценима роль моделирования в умственном развитии детей. Изготавливая то или иное техническое изделие, учащиеся знакомятся не только с его устройством, основными частями, но и значением. Получают сведения общеобразовательного характера, учатся планировать и исполнять намеченный план, находить наиболее рациональное конструктивное решение, создавать свои оригинальные поделки.

Педагоги

Попова Елена Александровна, учитель технологии, первая категория

Содержание программы

1. Введение. Беседа «Значение техники в жизни человека». (1 час).

Правила поведения и краткая беседа по ПДД. Планирование работы на год, демонстрация моделей.

2. Основы безопасности труда. Графическая подготовка и конструирование. (2 часа).

Знакомство с инструментами, материалами, ТБ. Организация рабочего места. Практическая работа. Изготовление поделок на свободную тему из одного листа бумаги.

3. Автомоделирование. Общие понятия о машинах, механизмах, видах транспорта. (1 час).

Основные части автомобиля и его модели (двигатель, движитель, передающий механизм, механизм управления и контроля, рама). Знакомство с терминологией, применяемой в автомобилестроении.

Практическая работа. Работа над чертежами легковых автомобилей.

4. Наземный транспорт. Легковые автомобили. (4 часа).

Технология изготовления макетов и моделей автомобилей. Работа над чертежами.

Особенности изготовления колес. Элементы технической эстетики.

Практическая работа. Изготовление моделей легковых автомобилей.

Задания: изготовление модели легкового автомобиля «Мерседес», «Тойота», Машина ВАЗ 2112, машина LADA PRIORA.

5. Грузовые автомобили. (6 часов).

Электронная презентация "Знакомьтесь: грузовой автомобиль!"

Изготовление простейших моделей грузовика, изготовление чертежа, сбор модели, оформление модели.

Практическая работа. Изготовление простейших моделей грузовика.

Задания: Изготовление моделей грузового автомобиля «МАЗ», грузового автомобиля «БЕЛАЗ», автофургон DAF. Игры и соревнования с автомоделями.

6. Автобусы. (4 часа).

Презентация "Общественный транспорт".

Практическая работа. Изготовление моделей автобусов.

Задания: изготовление модели автобуса SPEKTR −1, LIAZ – 677M.

Изготовление модели двухэтажного автобуса, оформление.

7. Сельскохозяйственная техника. (6 часов).

Беседа " Сельскохозяйственная техника на полях нашей республики".

Тракторы. Технология изготовления колес большого и малого диаметров и "гусениц".

Практическая работа. Изготовление моделей тракторов.

Задания: изготовление модели «ДТ – 75», оформление модели.

Изготовление модели трактора ДТ – 75, работа над чертежами. Изготовление чертежа простейшей модели трактора «Беларусь», оформление.

8.Специальные автомобили. (4 часа).

Электронная презентация "Современные достижения и задачи дальнейшего развития автомобильного транспорта".

Практическая работа. Изготовление моделей спецмашин.

Задания: изготовление моделей «Скорая помощь», «Пожарная машина», полицейская машина Ваз 21099

9. Военная техника. (6 часов).

Беседа «Вооружённые Силы России» – история нашей Родины и ее Вооруженных сил.

Практическая работа. Изготовление моделей военной техники.

Задания: изготовление модели "Танк Т-34".

10. Заключительное занятие. (1 час).

Подведение итогов года. Организация выставки работ учащихся за год. Награждение.

Цели программы

Цель: создание условий развития личности, способной к техническому творчеству.

Задачи:

- расширить сведения об инструментах и материалах технического творчества, о машинах, двигателях, орудиях, о технических сооружениях;

- расширять политехнический кругозор обучающихся;

- формировать образное техническое мышление и умение выразить свой замысел на плоскости;

- работать по техническим описаниям, шаблонам;

- развивать творческое, конструкторское мышление;

- расширить знания о видах техники;

- развивать интерес к технике;

- развивать наблюдательность, самостоятельность в работе;

- воспитывать культуру труда, трудолюбие, самостоятельность;

- воспитывать чувство взаимопомощи, товарищества, ответственности, целеустремленности.

 

 

Результат программы

Ожидаемые результаты обучения

Должны знать:

- основные свойства материалов для моделирования;

- простейшие правила организации рабочего места;

- принципы и технологию постройки плоских и объёмных моделей из бумаги и картона, способы применения шаблонов; способы соединения деталей из бумаги и картона;

- названия основных деталей и частей техники;

- необходимые правила техники безопасности в процессе всех этапов конструирования.

Должны уметь:

- самостоятельно построить модель из бумаги и картона по шаблону;

- определять основные части изготовляемых моделей и правильно произносить их названия;

- работать простейшими ручным инструментом;

- окрашивать модель кистью;

- разбираться в чертежах, составлять эскизы будущих моделей;

– самостоятельно изготовить модель от начала до конца;

- выполнять разметку несложных объектов на бумаге и картоне при помощи линейки и шаблонов;

- работать простейшими ручным инструментом;

- окрашивать детали модели и модель кистью.

 

 

 

Особые условия проведения

Объединения могут быть как одновозрастные, так и разновозрастные.

В объединении существует внутренний распорядок. На занятиях присутствует форма свободного общения детей, что способствует более быстрому обучению и очень нравится детям. Занятия проходят с использованием игровых ситуаций, что заинтересовывает обучающихся, создает мотивационную ситуацию и позволяет педагогу ненавязчиво дать детям необходимые знания в течение занятия не в виде сообщения, а путем активной познавательной игры. Занятие состоит из нескольких частей, предполагающих обязательное разнообразие различных видов деятельности.

Материально-техническая база

Для организации занятий требуется учебный кабинет и определенное оснащение образовательного процесса.

Оборудование: столы, стулья, шкафы для размещения готовых изделий, красок, инструментов.

Инструменты: ножницы, резак, шило, иглы, карандаш, линейка, циркуль, угольник, цветные карандаши, фломастеры, маркеры, банки для воды, кисти разных размеров и прочие инструменты.

Материалы: цветная, текстурная, копировальная и самоклеющаяся бумага, картон, калька, фольга, ватман, цветные нити, тесьма, вата, клей ПВА, клей «Момент», скотч, проволока, гуашь, акварельные и водоэмульсионная краски, лак, зубочистки, деревянные рейки, спичечные коробки, бросовый материал (пластиковые бутылки).

Техническое оснащение: ноутбук, принтер, интерактивная доска, документ-камера, сканер.