Программа «Народные забавы»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Народные забавы» (далее – Программа) является этапом «вхождения» в народное искусство, первого практического знакомства с ним детей старшего дошкольного возраста. Программа имеет художественную направленность, определяет содержание и организацию образовательного процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Фольклор, как средство патриотического воспитания детей сегодня имеет государственное значение. Ведь патриотизм – это такое нравственное качество человека, которое выражается в любви и преданности к своей Родине, сознании ее величия и славы, богатого культурного наследия. И это поможет каждому стать гражданином своей Отчизны, дорожить нравственными и духовными ценностями своего народа.

Фольклор, как художественная форма отражения нравственно-эстетических идеалов народа, активно использовался и используется в народной педагогике. Народные песни, сказки, игры, пословицы составляют основу для нравственно-эстетического развития детей. Закладывая знания народно-художественных традиций, мы закладываем фундамент национального мышления, которое формирует основы культуры. Чем культурнее человек, тем осознаннее он относится к историческим памятникам.

Актуальность программы

Актуальность данной программы заключается в том, что именно с раннего возраста необходимо развивать у детей любовь к народным традициям, обычаям, обрядам. В игровой форме вырабатывать у них интерес к познанию фольклорного наследия, повышать общий уровень культуры. Это будет способствовать развитию у ребенка мышления, речи, эрудиции, эмоциональной сферы, приучит к целенаправленной работе.

Воспитательное значение игры, её всестороннее влияние на развитие ребёнка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку – знающим, неумелого – умельцем. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им порой слишком обычным, скучным, надоевшим.

Главный акцент в программе ставится на формирование навыков, которые пригодятся обучающимся в любых сферах общения, повысит их активность, инициативу, творческие способности, а также сумеет помочь в формировании гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира.

Через фольклор ребенок получает эстетическое, нравственное и патриотическое воспитание. Наблюдения последних лет показывают, что интерес общества к изучению и сохранению народных традиций постоянно растет. В этой связи изучение народного творчества для родителей и детей старшего дошкольного возраста Тогучинского района приобретает особую актуальность.

Отличительные особенности, новизна

Отличительная особенность программы состоят в том, что детям предлагаются наряду с русскими народными играми игры других народов, а также универсальные игры, хорошо известные детям всего мира.

Оригинальность программы заложена в самом цикле народного календаря, в повторности и периодичности событий. Этот принцип, лежащий в основе всей программы, даёт возможность детям изучать и проживать обряды, праздники, обычаи и соответствующий им устный и музыкальный материал.

Народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение. В соединении этих трёх компонентов образуется гармоничный синтез, достигающий большой силы эмоционального воздействия. Что позволяет комплексно подойти к проблеме социально – нравственного воспитания дошкольников решать коммуникативные и речевые проблемы.

Познавая, творчески осваивая опыт прошлых поколений, дети не только изучают его, но и реализуют полученные знания в повседневной жизни. Фольклорные произведения учат детей понимать добро и зло, противостоять плохому, активно защищать слабых. Проявлять заботу и великодушие к природе.

Новизна образовательной программы заключается в обеспечении самоопределения личности ребенка, создание условий развития мотивации к познанию и творчеству, а также в том, что в программу включены психогимнастические упражнения и упражнения пальчиковой гимнастики.

Упражнения пальчиковой гимнастики помогут более успешно развивать речь детей, мелкую моторику рук, память, внимание, мышление, обогатят словарный запас ребенка. Психогимнастика поможет детям преодолеть барьеры в общении, лучше понять себя и других, разовьет его коммуникативность и умения найти свое место в социуме. Все это, в свою очередь, положительно повлияет на развитие творческих способностей.

Адресат программы

Программа предназначена для детей 5 – 7 лет. Предполагается 68 занятий в год. Занятия проводятся с сентября по май, два раза в неделю.

Продолжительность занятия 20 – 30 минут.

Педагоги

Занятия проводит преподаватель Швецова Ольга Владимировна, выпускница Новосибирского музыкального колледжа  им.А.Ф.Мурова и Кемеровского государственного института культуры.

Содержание программы

Обучение по Программе осуществляется в соответствии в учебно-тематическим планом и представляет собой комплекс учебных предметов, тесно взаимосвязанных между собой.

Учебный предмет «Народные игры» включает в себя следующие разделы:

Вводное занятие. Русские народные игры. Какие бывают игры. Правила игр. Театрализованное информационное представление об играх и их происхождении. Как выбирают вожака, что такое жребий. Назначение считалки. Разучивание считалок: «Ехал мужик по дороге», «Шел баран по крутым горам», «Заяц белый, куда бегал?». Разучивание игры-песни «Утеня», игры «Кошка-мышка».

Докучные сказки. Разучивание докучных сказок: «Мы с тобою шли», «Про царя», «Про Яшку». Развлечение: «Не начать ли сказочку сначала».

Игры – хороводы. Разучивание игр-хороводов: «Каравай», «Солнце и месяц».

Игры – жмурки Разучивание игр: «Кот, кот Апанас», «Птицы», «Слепой козел», «Пастух и стадо».

Общеразвивающие игры (со скороговорками и долговорками) Разучивание скороговорок: «На дворе трава...», «От топота копыт», «Шли сорок мышей» «У быка губа тупа...», «Свинья тупорыла...». Игра-развлечение «Кто меня переговорит». Разучивание долгоговорки: «На горе, на пригорке...», разучивание «Шли семеро стариков...». Игра развлечение: «Кто меня перескоговорит».

Игры с загадками. Разучивание загадок: времена года, сад, огород. Разучивание загадок: домашние животные и птицы, лес, звери, птицы, насекомые. Игры с загадками. «В лесу», «Зайцы в огороде».

Подвижные игры. Разучивание игр: «Дедушка-рожок», «Серый волк», «Караси и щука»,

Игры по желанию детей

Итоговое занятие. Игра – путешествие «В народную мудрость».

 

Учебный предмет «Народное творчество» включает в себя следующие разделы:

Введение. Что такое народное творчество. Жанры устного народного творчества. Прослушивание народных мелодий, песен, показ фотоматериалов, слайдов.

Веселая гимнастика: упражнения пальчиковой гимнастики: «теремок», «пять пальчиков», «солнышко», «тучка», «пион», «дождик», «лодочка».

Психогимнастические упражнения на развитие внимания, слуха, памяти, активности, умение быстро реагировать на звуковые сигналы: «слушай звуки», «будь внимателен», «слушай хлопки», «повтори за мной»:

Психогимнастические упражнения на расслабление мышц: «сосулька», «солнышко», «радуга».

Психогимнастические упражнения на развитие умения выражать свои чувства: «разные настроения», «радуга», «дождь».

Жанры детского фольклора. Потешки, прибаутки, забавы. Основные отличия потешек, прибауток, забав; различать звуки по высоте (низкий, высокий); исполнение педагогом потешки, прибаутки, потешки; различать мелодии по характеру (грустная, веселая), ритмично хлопать в ладоши, топать ногами.

Прибаутки: «Из-за лесу, из-за гор», «Сорока-белобока», «Стучит, бренчит на улице», «Уж ты жур-журавель», «Хлоп-хлоп, тра-та-та», «Под горой стоит коза».

Потешки: «Тра-та-тушки, тра-та-та», «Хорошо живет коток», «Котик серенький хвосток», «Идет коза рогатая» «Солнышко-покажись», «Мишка косолапый».

Забавы: «Кисонька-мурысонька», «Как у Савишны – Совы», «Лиса-лисонька, куда ходила?», «Пошел котик во лесок» «Ах ты, дедушка Степан».

Итоговое мероприятие: народный праздник «Веселые потешки».

Колыбельные песенки. Познакомить детей с колыбелькой (зыбкой), с колыбельными песенками, с обитателем избы – котом. Рассказать о хозяйке и хозяине избы.

Разучить колыбельные песенки. Репертуар: «Ой баю, баю, баю», «Детка – деточка, не плачь», «Котя, котенька, коток».

Итоговое мероприятие: народный праздник «Веселые потешки».

Сказки. Иллюстрации к сказкам, чтение педагогом сказок, видео-просмотр сказок, пересказ сказок. Русские народные сказки: «Колобок», «Репка», «Курочка-ряба», «Заюшкина избушка», «Теремок».

Шумовые и духовые народные инструменты, деревянные ложки

Шумовые и духовые народные инструменты.

Шумовые народные инструменты. История создания шумовых народных инструментов: трещотка, бубен, коробочка, хлыст, рубель. Отличия шумовых и народных инструментов по внешнему виду и звучанию.

Духовые народные инструменты. История создания духовых народных инструментов: дудочка, свистулька, свирель. Разновидности свистулек. Отличия духовых народных инструментов по внешнему виду и звучанию.

Деревянные ложки. История создания деревянных ложек. «Ложкарная столица» в России. Виды ложек. Использование деревянных ложек как превосходный музыкальный инструмент.

Итоговое открытое занятие. «Игровой фольклор – как основа развития творческих способностей детей дошкольного возраста».

Цели программы

Цель программы «Народные забавы»: способствовать формированию личности ребёнка в процессе разучивания малых форм фольклора.

Задачи программы «Народные забавы»:

Обучающие:

· научить детей играть активно и самостоятельно;

· обучить детей забытым народным играм, считалкам, другим жанрам устного народного творчества;

· обучить русским народным играм и играм других народов;

· использовать малые формы фольклора для развития речи у детей.

Развивающие:

· вырабатывать умение в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения;

· приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение;

· развивать физические качества: силу, быстроту, выносливость, ловкость;

· развить мотивацию к познанию народных традиций;

· развивать коммуникативные качества детей посредством народных игр, забав.

Воспитывающие:

· прививать учащимся интерес и любовь к занятиям различным видам игровой деятельности;

· воспитать у детей трудолюбие, усидчивость, терпение, дисциплину;

· воспитывать культуру общения со сверстниками и формировать навыки сотрудничества в условиях учебной, игровой и соревновательной деятельности;

· способствовать воспитанию нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.

Метапредметные:

· сформировать музыкальную культуру детей как неотъемлемую часть их общей духовной культуры;

· создать условия для проявления детьми любви к родной земле, уважения к традициям своего народа и людям труда.

Личностные:

· уметь взаимодействовать, сотрудничать с другими обучающимися в группе на бесконфликтной основе;

· развить навыки творческой деятельности;

· осуществлять самостоятельный контроль за своей учебной деятельностью;

· сформировать личностные качества (ответственность, исполнительность и др.);

· способствовать стремлению добиваться успеха.

 

Результат программы

Результатом освоения программы «Народные забавы» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
Обучающие результаты:

· умение детьми играть активно и самостоятельно;

· знание народных игр, считалок, других жанров устного народного творчества;

· знание русских народных игр и игр других народов;

· развитие речи у детей.

Развивающие результаты:

· умение в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения;

· развитие способностей приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение;

· развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости;

· развитие мотивации к познанию народных традиций;

· развитие коммуникативных качеств детей посредством народных игр, забав.

Воспитательные результаты:

· интерес и любовь к занятиям различным видам игровой деятельности;

· воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения, дисциплины;

· воспитание культуры общения со сверстниками и формирование навыков сотрудничества в условиях учебной, игровой и соревновательной деятельности;

· воспитание нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.

Метапредметные результаты:

· формирование музыкальной культуры детей как неотъемлемой части их общей духовной культуры;

· проявление детьми любви к родной земле, уважения к традициям своего народа и людям труда.

Личностные результаты:

· умение взаимодействовать, сотрудничать с другими обучающимися в группе на бесконфликтной основе;

· развитие навыков творческой деятельности;

· осуществление самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью;

· развитие личностных качеств (ответственности, исполнительности и др.);

· стремление добиваться успеха.

Особые условия проведения

Особых условий нет.

Материально-техническая база

Для реализации Программы созданы следующие материально-технические условия, которые включают в себя:

Специальное помещение, технические средства, русские народные музыкальные и шумовые инструменты, устный и музыкальный фольклорный материал, атрибуты, музыкально – дидактические пособия, фонотека с народной музыкой.

Помещения для занятий соответствуют противопожарным и санитарным нормам.

Программа обеспечивается учебно-методической документацией по всем учебным предметам.