Программа «Увлекательный мир робототехники»

Жизнь современных детей протекает в быстро меняющемся мире, который предъявляет серьезные требования к ним. Данная программа является межпредметным модулем, где дети комплексно используют свои знания. Межпредметные занятия опираются на естественный интерес к разработке и постройке различных механизмов.

 

Разнообразие конструкторов ЛЕГО позволяет заниматься с учащимися разного возраста и по разным направлениям:

1. конструирование;

2. программирование;

3. моделирование физических процессов и явлений.

 

Занятия по легоконструированию главным образом направлены на развитие изобразительных, словесных, конструкторских способностей. Все эти направления тесно связаны, и один вид творчества: не исключает развитие другого, а вносит разнообразие в творческую деятельность. Каждый учащийся в работе по выполнению предложенного задания, высказывает свое отношение к выполненной работе, рассказывает о ходе выполнения задания, о назначении выполненного проекта.

 

Изучая простые механизмы, ребята учатся работать руками (развитие мелких и точных движений), развивают элементарное конструкторское мышление, фантазию, изучают принципы работы многих механизмов

Педагоги

Каштаев Дмитрий Александрович, педагог дополнительного образования.

Образование: среднее профессиональное.

В 2015 году окончил Болотнинский педагогический колледж по специальности - Педагогика дополнительного образования.

Квалификация по диплому - «Педагог дополнительного образования в области  технического творчества с дополнительной подготовкой Технология (технический труд)»

Содержание программы

  1. Вводное занятие – 2ч.
  2. «Образовательная робототехника». Что такое ЛЕГО-робот? – 2ч.
  3. Знакомство с ЛЕГО продолжается
  4. Путешествие по ЛЕГО-стране. Изучение механизмов – 4ч.
  5. Шкифы и ремни – 4ч.
  6. Червячная зубчатая передача – 4ч.
  7. Кулачковый механизм – 4ч.
  8. Датчики расстояния – 2ч.
  9. Датчики наклона – 2ч.
  10. Конструирование и программирование заданных моделей – 8ч.
  11. Способы крепления деталей. Механический манипулятор (хваталка) – 4ч.
  12. Первый робот и первая программа – 4ч.
  13. Моторы и датчики – 8ч.
  14. «Я программирую» Алгоритм – 8ч.
  15. Повторение пройденного материала – 2ч.
  16. Свободное конструирование – умение самостоятельно моделировать – 6ч.
  17. Блок «Цирк» – 4ч.
  18. Блок «Привить к экрану» – 4ч.
  19. Блок «Вычесть из экрана» – 4ч.
  20. Блок «Начать при получении письма» – 4ч.
  21. Разработка модели «Танцующие птицы» – 4ч.
  22. Свободная сборка – 4ч.
  23. Разработка модели «Кран» – 6ч.
  24. Викторина «Я знаю ЛЕГО!» – 2ч.
  25. Подготовка учащихся к соревнованию по робототехнике – 10ч.
  26. Работа в интернете – 2ч.
  27. Творческая работа Порхающая птица» – 4ч.
  28. Творческая работа «Футбол» – 4ч.
  29. Творческий проект – 8ч.
  30. Подготовка моделей к выставки – 4ч.
  31. Разработка модели «Колесо обозрения» – 4ч.
  32. Разработка модели «Парк аттракционов» – 4ч.
  33. Моделирование сюжета из ЛЕГО – 8ч.
  34. Проект «ЛЕГО – сказки» – 8ч.
  35. Подготовка модели робота к соревнованиям – 8ч.
  36. Подготовка учащихся к соревнованиям – 8ч.
  37. Маркировка: разработка модели машины с двумя моторами – 6ч.
  38. Конкурс конструкторских идей внутри объединения – 2ч.
  39. Изготовление конструкции «Грузовик для переработки мусора» – 2ч.
  40. Изготовление конструкции «Мусоровоз» – 2ч.
  41. Изготовление конструкции «Гусеница» – 4ч.
  42. Изготовление конструкции «Устройство оповещения» – 4ч.
  43. Занятие – соревнование – 2ч.
  44. Изготовление конструкции «Мост» – 4ч.
  45. Занятие – игра «Мы любим ЛЕГО!» – 2ч.
  46. Свободное конструирование – придумывание собственной конструкции – 6ч.
  47. Досуговые мероприятия – 8ч.
  48. Итоговое занятие – 2ч.

Цели программы

Цель данной программы:

Создание условий для развития научно-технического и творческого потенциала личности ребёнка средствами конструирования и проектирования.

 

Задачи

Образовательные:

  • познакомить с основными простейшими принципами  конструирования и программирования;
  • изучить виды конструкций и соединений деталей;
  • сформировать умение преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических: текст, рисунок, схема; информационно-коммуникативных) и изготавливать несложные конструкции и простые программируемые механизмы;
  • повысить интерес к учебным предметам посредством конструктора ЛЕГО.

Воспитательные:

  • способствовать овладению коммуникативной компетенции на основе организации совместной продуктивной деятельности (умения работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности, развитие навыков межличностного общения и коллективного творчества);
  • прививать уважение к труду и людям труда.

Развивающие:

  • содействовать развитию креативных способностей и логического мышления детей;
  • способствовать развитию регулятивной структуры деятельности, включающую целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
  • сформировать образное, техническое мышление и умение выразить свой замысел;
  • учить отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений

Результат программы

Главным результатом реализации данной программы является создание каждым учащимся своего оригинального продукта, а главным критерием оценки является не столько его одарённость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, потому что овладеть всеми секретами искусства может каждый, по-настоящему желающий этого ребенок.

 

Личностными результатами обучения по программе «Увлекательный мир робототехники» является формирование следующих умений:

· оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить, как хорошие или плохие;

· называть и объяснять свои чувства и ощущения, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

· самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы, уважать труд.

 

Метапредметными результатами освоения программы «Увлекательный мир робототехники» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Познавательные УУД:

· определять, различать и называть детали конструктора,

· конструировать по условиям, заданным взрослым, по образцу, по чертежу, по заданной схеме и самостоятельно строить схему;

· ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

· перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать и группировать предметы и их образы.

Регулятивные УУД:

· уметь работать по предложенным инструкциям;

· уметь излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;

· определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью педагога.

Коммуникативные УУД:

· уметь работать в паре и в коллективе; уметь рассказывать о постройке;

· уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.

 

Предметными результатами освоения программы «Увлекательный мир робототехники» является формирование следующих знаний и умений:

Знать:

· простейшие основы механики;

· виды конструкций однодетальные и многодетальные, неподвижное соединение деталей;

· технологическую последовательность изготовления несложных конструкций

Уметь:

· с помощью педагога анализировать, планировать предстоящую практическую работу;

· осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;

· самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей;

· реализовывать творческий замысел

Особые условия проведения

Набор в группы осуществляется без предварительного тестирования

Материально-техническая база

Для эффективности реализации программы «Увлекательный мир робототехники»» имеется дидактическое обеспечение:

1. ЛЕГО-конструкторы.

2. Программное обеспечение ЛЕГО-лаборатория (ControlLab).

3. Персональный компьютер с программным обеспечением LEGO® MINDSTORMS® Education EV3.

4. Проекты:

  • Проект «Tribot»;
  • Проект «Shooterbot»;
  • Проект «ColorSorter»;
  • Проект «Robogator».

 

Занятия проходят в отдельном кабинете.