Программа «КРАСОЧНАЯ ПАЛИТРА»

Программа предоставляет возможность ребенку с помощью линий, красок, композиций, динамики изображения удовлетворять свою потребность рассказать, выразить отношение к "увиденному".

В процессе реализации программы учитываются следующие положения:

· обучение опирается на интерес детей к содержанию учебного материала и форме деятельности;

· на занятии создается атмосфера, обеспечивающая каждому ребенку чувство комфортности и успешности;

· создаются условия для самореализации воспитанников с разным уровнем развития (дифференцированный подход);

· внедряются элементы проблемного обучения;

· используются игровые технологии;

· обеспечивается двигательная активность детей;

· используются разнообразные формы организации обучения, обеспечивающие смену видов деятельности;

· ребята постигают нравственные ценности от занятия к занятию, исходя из конкретной педагогической ситуации, темы, возрастных особенностей

Педагоги

Дружинина Светлана Вячеславовна, педагог дополнительного образования.

Образование: высшее НГПУ.

Специальность: изобразительное искусство и черчение.

Квалификация: учитель изобразительного искусства и черчения

Награды педагога.

- благодарственное письмо VI Открытый областной конкурс детского творчества «Моя будущая профессия», Центр внешкольной работы «Галактика»;

- сертификат участника в информационно-методическом семинаре «Школа молодых педагогов, реализующих программы художественной направленности» по теме: «Педагог дополнительного образования: ступени профессионального роста» ГАУ ДО НСО «ОЦРТД и Ю» 18.10.2019г.;

- сертификат участника во Всероссийской научно-практической конференции «Создавай будущее: теория и практика развития проектного мышления» НОЦ НГАУДИ 30.10.2019г.;

- участник конкурса профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям» 16-17.03.2020г.

Содержание программы

Содержание учебного плана

Раздел 1 Введение –2 ч.

Теория: Знакомство с программой,педагогом,с одногруппниками.Правила поведения и техника безопасности.Материалы и инструменты.

Раздел 2 Рисунок – 44 ч.

Тема 2.1 Графические упражнения: прямые,вертикальные,горизонтальные линии.

Теория: Знакомство с инструментами и материалами. Прямые, вертикальные, горизонтальные линии.

Практика: Графические упражнения.

Тема 2.2 Рисование простых предметов прямоугольной формы.

Теория: Знакомство с геометрическими фигурами прямоугольной формы.

Практика: Построение из прямоугольных форм предмета и его зарисовка.

Тема 2.3 Рисование простых предметов круглой и овальной форм.

Теория: Знакомство с геометрическими фигурами круглой и овальной форм.

Практика: Построение из фигур круглой и овальной форм предмета и его зарисовка.

Тема 2.4 Рисование простых по форме листьев, веток, цветов.

Теория: Учимся рисовать с натуры.

Практика: Рисование с натуры. Графика. Упражнения на выполнение линий разного характера: прямые, изогнутые, прерывистые, исчезающие. Пленэр. Эскиз.

Тема 2.5 Выполнение набросков птиц.

Теория: Умение работать в определенной цветовой гамме: ограниченной, заданной или выбранной.

Практика: наблюдать обьекты, передавать их типичные черты.

Тема 2.6 Выполнение набросков животных.

Теория: Набросочный характер рисунков с разных положений. Цветная графика.

Средства: линия, пятно, штрих, силуэт, ритм, контраст.

Практика: Передача характера животного (хитрое, грустное, жалкое, злое).

Тема 2.7 Выполнение набросков рыб.

Теория: Набросочный характер рисунка.

Практика: Наблюдать обьекты, передавать их типичные черты.

Тема 2.8 Рисование народных игрушек.

Теория: Учащиеся овладевают умениями сравнивать,наблюдать предметы,передавать их типичные черты

Практика: Рисование с натуры.

Тема 2.9 Осенний натюрморт.

Теория: Жанр – натюрморт; композиция натюрморта; этапы работы над натюрмортом графическими средствами; художники-авторы натюрмортов; свето-тоновая моделировка. Иллюстративный материал. Свет и тень – падающая, собственная. Графика.

Практика: Набросочный характер рисунков с разных положений. Рисование с натуры.

Тема 2.10 Мы идем в лес.

Теория: Беседа о природе и окружающем мире,грибах,растениях,деревьях,животных

Практика: Упражнения на выполнение линий разного характера: прямые,изогнутые,прерывистые,исчезающие.

Тема 2.11 Фантастические деревья.

Теория: Декоративная проработка кроны листьями, узора на ветках, стволе.

Практика:Проявление творчества и фантазии в создании работ.

Тема 2.12. Иллюстрации русских народных сказок

Раздел 3 Живопись −16 ч.

Тема 3.1 Ознакомление с техникой работы красками.

Теория: Живопись – вид изобразительного искусства. Художественно-выразительные средства живописи – цвет; мазок; линия и пятно. Понятие «тон». Цветовой и тоновой контраст. Понятия «холодные и теплые цвета». Свойства живописных материалов, приёмы работы с ними (акварель, гуашь).

Практика: Приёмы смешивания цветов.Одноцветная акварель –«гризайль».

Тема 3.2 Живописное изображение листьев,деревьев,овощей,фруктов,игрушек.

Теория: Упражнения на выполнение линий разного характера: прямые, изогнутые, прерывистые, исчезающие.

Практика: Изобразительные свойства акварели. Ритм пятен и линий. Свободный выбор живописных средств. Рисование с натуры и по представлению

Тема 3.3. В зоопарке.

Теория: Наблюдать обьекты, передавать их типичные черты

Тема 3.4 Мои любимые игрушки

Теория: Основы композиции, использование всей площади листа, вертикальное или горизонтальное расположение листа по замыслу.

Тема 3.5 Какого цвета зима.

Теория: Знакомство с техникой " набрызга«.

Практика: Овладение приемами акварельной техники «набрызга».

Тема 3.6 Какого цвета весна.

Теория: Овладение приемами акварельной техники "по-сырому".

Практика: Творческая работа

Раздел 4 Декоративное рисование −6 ч.

Тема 4.1 Знакомство с декоративным рисунком. Узор в полоске. Узор в круге.

Теория: Знакомятся с правилами симметричного расположения элементов в узоре на квадрате, круге.

Практика: Освоение способа рисования элементов узоров – дуга, волнистая линия

Тема 4.2 Самостоятельное составление узора.

Теория: Применение в качестве элементов узора детали растений –листья, венчики и лепестки цветов, ягоды.

Практика: Самостоятельно находить композицию узора, создавая различные комбинации элементов и цветосочетаний

Раздел 5 Промежуточная аттестация

Теория: Опросы, викторины.Практика: выставки

Цели программы

Цель программы: развивать художественно-творческие способности детей младшего школьного возраста средствами изобразительного искусства.

Задачи

Предметные задачи:

- освоение теоретических понятий курса;

- формирование практических навыков работы в различных изобразительных техниках;

- развитие умения строить композицию.

Личностные задачи:

- формирование творческих способностей, эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям).

Метапредметные задачи:

Познавательные:

- формирование навыка учебной и познавательной деятельности;

- формирования умения показывать собственный опыт выполнения работ;

- формирование умения применять приобретенные навыки в повседневной жизни.

Коммуникативные:

- развитие навыка общения в коллективе;

- формирование способности к сотрудничеству в совместной деятельности;

- формирование умения воспринимать себя как часть творческого коллектива;

Регулятивные:

- формирование навыка постановки и решения творческих задач;

- формирование навыка анализа выполненных изделий;

- формирование умения планировать свою деятельность и оценивать свои возможности

Результат программы

В результате реализации программы учащиеся будут знать:

· основные теоретические понятия программы;

· основные техники работы с различными графическими и живописными инструментами и материалами (карандаши, кисти, акварель, гуашь);

· основные, составные, дополнительные, тёплые и холодные цвета;

· общие сведения о контрастах;

· простые правила композиции.

Будут уметь:

· работать карандашом без напряжения, проводит линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;

· рисовать прямые и кривые линии, дорисовать фигуру из пятна;

· рисовать карандашом простые предметы; может передать в рисунке пропорции и объем предметов, соблюдая законы рисования;

· владеть навыками правильной организации своего рабочего пространства;

· соблюдать последовательность работы над композицией по заданной теме;

· составлять эскизы, компоновать эскиз на листе;

· смешивать цвета и получать оттенки;

· рисовать с натуры, по памяти, по представлению;

· работать с различными графическими и живописными инструментами и материалами (карандаши, кисти, акварель, гуашь).

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся:

- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

- уважительное отношение к культуре и искусству нашей страны, других народов и мира в целом;

– понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

- развитие эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде;

– умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

– умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одногруппников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

 

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

Регулятивные УУД:

- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественнотворческих задач;

-адекватно воспринимать предложения и оценку педагога, товарищей, родителей и других людей.

- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Познавательные УУД:

- овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

строить сообщения в устной и письменной форме;

-ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях

- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала;

Коммуникативные УУД:

- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

-высказывание собственного мнения и позицию;

- демонстрировать итоги работы

Особые условия проведения

нет

 

Материально-техническая база

 Учебный кабинет находится на базе МКОУ ДО «Дом детского творчества» с оборудованной санитарной комнатой, демонстрационной доской, стеллажами для хранения литературы, наглядных пособий, художественных инструментов и материалов, партами, стульями.

- комплект инструментов и материалов для рисования и художественного труда:

 Материальное оснащение программы:

Инструменты и материалы для работы на одного ребёнка.

1. Простые карандаши– 1 штука;

2. Кисточки разные по номерам – по 1 кисточки;

3. Альбом или альбомные листы формата, А −4, А-3 – по 1 набору;

4. Краски – акварель, гуашь – по 1 набору;

5. Восковые мелки – 1 набор;

6. Ёмкость под воду – 1 штука;

7. Цветная бумага – 1 набор;

8. Клей ПВА – 1 штука;

9. Ножницы – 1 штука;

10. Палитра – 1 штука

Стоимость

По сертификату ПФДО