Программа «Хоровое пение» предпрофессиональная.

Хоровое пение – самый доступный вид коллективного музицирования для детей. Оно развивает художественный вкус, расширяет и обогащает музыкальный кругозор учащихся, способствует повышению культурного уровня.

 

 

Специфика хорового пения немало способствует тому, чтобы стеснительные, робкие, неуверенные в себе учащиеся, затрудняясь спеть что-либо индивидуально, с удовольствием присоединяли свой голос к голосам товарищей.

 

 

В последние годы наблюдается рост популярности хорового пения именно в академической манере. Хоровое исполнительство становится мощным средством популяризации классического хорового наследия как русских, так и зарубежных композиторов.

 

 

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа «Хоровое пение» обеспечивает освоение базового уровня музыкального искусства в области вокально-хоровой подготовки. Она учитывает возрастные и индивидуальные особенности ребенка.

Педагоги

Жанакбаева Альфия Жумагалиевна – заведующая отделением «Хоровое пение», преподаватель 1 квалификационной категории. Стаж 20 лет. Образование высшее. 1999г. – Новосибирский областной колледж культуры и искусств по специальности «Хоровое дирижирование», квалификация «Руководитель (преподаватель) академического хора, преподаватель сольфеджио»; 2004г.- ГОУВПО «Новосибирский государственный педагогический университет» Куйбышевский филиал по специальности «Педагогика и психология», квалификация "Педагог-психолог".

 

Курсы повышения квалификации:

  • ГБОУ СПО НСО НМК им.А.Ф.Мурова, 2011г., «Вокально-хоровые дисциплины», 72 часа;
  • ГАОУ СПО НСО НМК им.А.Ф.Мурова, 2012г., «Музыкально-теоретические дисциплины», 72 часа;
  •  ГАПОУ НСО НМК им. А.Ф. Мурова, 2018г.- 2019г. профессиональная переподготовка по специальности «Теория музыки», квалификация "Преподаватель музыкальной литературы";
  •  Краевое государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Красноярский краевой научно-учебный центр кадров культуры», 2018г., «Оценка и анализ конкурсных выступлений юных исполнителей», 72 часа;
  •  ФГБОУ СПО «НСМШ (колледж)», 2019г., "Теория музыки";
  •  РАМ имени Гнесиных, 2020г., "Комплексный подход в воспитании профессиональных вокалистов".

  

 

Отрокова Жанна Геннадьевна – преподаватель высшей квалификационной категории. Стаж 31 год. Образование высшее. 1989г. – Барабинское музыкальное училище, специализация «Хоровое дирижирование», квалификация «Дирижёр хора, учитель музыки, преподаватель сольфеджио»; 2005г. – ГОУВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», специальность «Музыкальное образование», квалификация "Учитель музыки«.

 

 

Курсы повышения квалификации:

  • ГАОУ СПО НСО НМК им.А.Ф.Мурова, 2014г., «Вокально-хоровые дисциплины», 72часа; 
  • Краевое государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Красноярский краевой научно-учебный центр кадров культуры», 2018г. «Оценка и анализ конкурсных выступлений юных исполнителей», 72 часа.

 

 

Юшкевич Ольга Бруновна – преподаватель первой квалификационной категории. Стаж 25 лет. Образование высшее. 1994г. – Барабинское музыкальное училище. Специальность «Хоровое дирижирование», квалификация «Дирижёр хора, учитель музыки». 2004г. – «Новосибирский государственный педагогический университет», специальность «Педагогика и методика начального образования», квалификация "Учитель начальных классов".

 

 

Курсы повышения квалификации:

  • ГАОУ СПО НСО «НОККиИ», 2012г., «Совершенствование профессионального мастерства преподавателя хоровых дисциплин», 72 часа;
  • Краевое государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Красноярский краевой научно-учебный центр кадров культуры», 17-31.01.2018г. «Оценка и анализ конкурсных выступлений юных исполнителей», 72 часа;
  • Санкт-Петербургский государственный институт культуры, 2019г., «Актуальные методики работы с хором», 36 часов.

 

 

Устюжанина Ирина Петровна – преподаватель первой квалификационной категории. Стаж работы 39 лет. Образование высшее. 1979 г.- Новосибирское педагогическое училище № 2, музыкально-педагогическое отделение, специальность «Музыкальное воспитание», квалификация «Учитель пения, музыкальный воспитатель». 1984г. – Владимирский педагогический институт им.Лебедева-Полянского, специальность: «Музыкальное образование», квалификация: "Учитель музыки и пения".

 

 

Курсы повышения квалификации:

  • ГБОУ СПО НСО НМК им. А.Ф.Мурова, 2011г., «Вокально-хоровые дисциплины», 72 часа;
  • ГАПОУ НСО «НОККиИ», 2016г., «Проблема хорового и вокального исполнительства», 72 часа.

Содержание программы

Программа «Хоровое пение» включает в себя часы индивидуальных занятий по предметам – постановка голоса, фортепиано, основы дирижирования и предполагает тесную взаимосвязь с музыкально–теоретическими дисциплинами: сольфеджио, слушание музыки, музыкальная литература.

 

 

Срок освоения данной программы для детей, поступивших в первый класс в возрасте от 6.5 до 9 лет, составляет 8 лет.

 

 

Содержание учебных предметов:

"Хор": хоровой класс служит одним из важнейших факторов развития слуха, музыкальности детей, помогает формированию интонационных навыков, необходимых для овладения хоровым исполнительским искусством. Пение – это комплексный процесс, затрагивающий физическую, эмоциональную, интеллектуальную сферы ребенка, в результате которой происходит развитие творческой индивидуальности. Помимо этого, идет активная социализация обучающегося, так как хоровое пение – это вид коллективного творчества.

 

 

"Сольфеджио" способствует расширению общего музыкального кругозора, развивает музыкальный слух, музыкальную память, мышление, творческие навыки. Полученные на уроках сольфеджио теоретические знания помогают обучающимся в вокальном хоровом исполнительстве и исполнительстве музыкальных произведений на инструменте, а также в изучении других предметов в области музыкального искусства.

 

 

Предмет "Слушание музыки" направлен на создание предпосылок для творческого, музыкального и личностного развития обучающихся, формирование эстетических взглядов на основе развития эмоциональной отзывчивости и овладения навыками восприятия музыкальных произведений, приобретение детьми опыта творческого взаимодействия в коллективе.

 

 

"Музыкальная литература« формирует музыкальное мышление обучающихся, навыки восприятия и анализа музыкальных произведений, приобретение знаний о закономерностях музыкальной формы, о специфике музыкального языка, выразительных средствах музыки. Учебный предмет «Музыкальная литература» продолжает образовательно-развивающий процесс, начатый в курсе учебного предмета "Слушание музыки".

 

 

Предмет "Фортепиано« развивает творческие способности и индивидуальности учащегося, помогает овладеть знаниями и представлениями о фортепианном исполнительстве, формирует практические умения и навыки игры на фортепиано.

· Предмет «Постановка голоса» даёт дополнительные возможности для занятий с детьми, обладающими способностями к сольному певческому исполнительству, развивает певческий аппарат ребёнка, раскрывает его индивидуальные особенности, расширяет репертуарные возможности.

 

 

"Основы дирижирования" в старших классах помогают ярче раскрыть творческую индивидуальность учащегося, расширить его музыкальный кругозор и познакомить с профессией "Дирижер хорового коллектива".

 

 

1-й год обучения – 6 часов в неделю.

  • Хор – 3 часа.
  • Фортепиано−1 час.
  • Сольфеджио – 1 час.
  • Слушание музыки – 1 час.

 

2-й год обучения – 6,5 часов в неделю.

  • Хор – 3 часа.
  • Фортепиано −1 час.
  • Сольфеджио – 1,5 часа.
  • Слушание музыки – 1 час.

 

 

3-й год обучения – 6,5 часов в неделю.

  • Хор – 3 часа.
  • Фортепиано −1 час.
  • Сольфеджио – 1,5 часа.
  • Музыкальная литература – 1 час.

 

 

4-й год обучения – 7,5 часов в неделю.

  • Хор – 3 часа.
  • Фортепиано −1 час.
  • Сольфеджио – 1,5 часа.
  • Музыкальная литература – 2 часа.

 

 

5-й год обучения – 8.5 часов в неделю.

  • Хор – 4 час.
  • Фортепиано −1 час.
  • Сольфеджио – 1,5 часа.
  • Музыкальная литература – 2 часа.

 

 

6-й год обучения – 8,5 часов в неделю.

  • Хор – 4 часа.
  • Фортепиано −1 час.
  • Сольфеджио – 1,5 часа.
  • Музыкальная литература – 1 час.

 

 

Вариативная часть. 

Постановка голоса – 1 час.

 

 

7-й год обучения – 10 часов в неделю.

  • Хор – 4 часа.
  • Фортепиано − 2 часа.
  • Сольфеджио – 1,5 часа.
  • Музыкальная литература – 1 час.
  • Основы дирижирования – 0.5 часа.

 

 

Вариативная часть.

Постановка голоса – 1 час

 

 

8-й год обучения – 9,5 часов в неделю.

  • Хор – 4 часа.
  • Фортепиано − 2 часа.
  • Сольфеджио – 1,5 часа.
  • Музыкальная литература – 1,5 часа.
  • Основы дирижирования – 0.5 часа.

Цели программы

Интенсивное вовлечение детей в коллективную художественно-творческую деятельность, развитие у них устойчивого интереса к классической музыке, совместным занятиям хоровым пением, активное формирование музыкально-художественного вкуса.

 

 

Задачи:

 

 Образовательные:

  • вокально-хоровых исполнительских навыков и умений; развитие общей музыкальности, эмоциональной выразительности, голоса, слуха и памяти;
  • включение детей в концертную исполнительскую деятельность.

 

Развивающие:

  • повышение культурного уровня детей, формирование интереса к художественно-творческой музыкальной деятельности;
  • развитие коммуникативных навыков и способностей обучающихся.

 

 Воспитательные:

  • сформировать культуру коллективного творчества (дисциплинированность, личную ответственность за общий результат, сдержанность и чувство такта в общении со сверстниками);
  • воспитать способность к сотрудничеству и сотворчеству.

 

 Личностные:

  • формирование активной личностной позиции, осознание социальной значимости ансамблево-хоровых выступлений;
  • разносторонняя личностно-психологическая подготовка детей к участию в профессиональных фестивалях и конкурсах.

Результат программы

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • достаточное количество вокально-хоровых произведений различных стилей, направлений и эпох;
  • музыкальную грамоту в пределах курса музыкальной школы;
  • основные принципы коллективного музицирования
  • основные хоровые и музыкальные термины.

 

 

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • бегло читать (петь) с листа хоровые партии;
  • в достаточной степени владеть вокально-хоровыми навыками одноголосного и многоголосного пения;
  • владеть исполнительскими навыками коллективного музицирования;
  • выразительно, осмысленно, художественно, эмоционально исполнять хоровые произведения по уровню сложности, предусмотренному программой;
  • уметь анализировать музыкальные произведения.

 

 

У обучающихся будут развиты  личностные качества:

  • ответственность за общее дело, умение работать в коллективе;
  • навыки сценических выступлений;
  • развитую эмоциональную восприимчивость к прекрасному;
  • достаточный общий культурный кругозор и диапазон эстетических чувств;
  • развитую музыкальную память, внимание, чувство ритма.
  • желание проявить себя в творчестве.

Особые условия проведения

При приеме детей на обучение по программе «Хоровое пение» проводится отбор с целью выявления их музыкальных творческих способностей в форме творческих заданий, позволяющих определить у учащихся музыкальный слух, ритм, музыкальную память.

 

 

Данная программа предусматривает обязательное посещение других учебных предметов: сольфеджио, музыкальная литература, фортепиано, слушание музыки, постановка голоса, основы дирижирования.

Материально-техническая база

 Материально-техническая база:

  1. Учебное помещение: класс для занятий хоровым пением с подставками для хора; аудитории с звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами).
  2. Материально-техническое обеспечение: фортепиано, музыкальный центр, вокальные микрофоны.
  3. Информационное обеспечение: библиотека аудио- и видеозаписей; нотная и учебная литература.
  4. Педагогические технологии используемые в программе: игровые технологии, дыхательные, артикуляционные комплексы, мимические упражнения. Музыкальные игры, движение под музыку, слушание и анализ музыкальных произведений.
  5. Дидактические материалы используемые в программе: учебно-методические комплексы; видео и аудиоматериалы по всем разделам программы.