Программа «Резьба по дереву»

Издавна сложившиеся способы художественной резьбы по дереву в наши дни развивают художники и мастера предприятий народных художественных промыслов. Настоящая программа рассматривается как дополнительная образовательная программа, предназначенная для работы с учащимися на кружке "Искусство резьбы по дереву".

 

Раньше домашнее ремесло являлось частью хозяйства, практически во всех семьях мужчины умели мастерить, и сыновья перенимали этот опыт от старших. Традиции народных мастеров передавались из поколения в поколение. Дети, наблюдая за работой старших, познавали тайны мастерства. Так было практически во всех семьях, где отцы с детства приобщали своих детей к своему делу. С уходом из нашего быта ремесла, нарушились духовные связи поколений. Современных детей и подростков трудно чем-то удивить. Часто научные открытия и изобретения заслоняют от них достижения ума и труда человеческого, проверенные веками. В связи с этим очень важно прививать художественно-эстетический вкус учащимся через освоение ими различных видов декоративно- прикладного искусства, в том числе резьбы по дереву.

Педагоги

Александров Борис Вячеславович

Должность: Учитель технологии.
Общий стаж: 25
Педагогический стаж: 14
Стаж работы в данной ОО: 8
Квалификация по диплому: Преподавание труда и черчения в 4-8 кл общеобразовательных школ, учитель труда и черчения.
Категория:
первая категория с 02.03.2018 по 02.03.2023
Приказ № 3-АК от 22.03.2018
Издал: Департамент образования мэрии.
Повышение квалификации: Системно-деятельностный подход в условиях ФГОС, 01.11.2017, Всероссийский образовательный портал "Завуч".

Содержание программы

Введение

Народное декоративное искусство. Резьба по дереву в России. Особенности народного искусства. Техника безопасности при работе с режущими инструментами.
Раздел 1.

Знакомство с художественно-техническими приемами геометрической резьбы
Древесина и ее свойства. Измерительные инструменты резчика по дереву. Инструменты для резьбы. Подготовка к работе. Техника безопасности. Подготовка рабочего места резчика по дереву в зависимости от характера выполняемых резных работ.
Художественно-технические приемы геометрической резьбы по дереву. Художественные изделия из дерева, украшенные геометрической резьбой. Образцы народного искусства, современные изделия художественного промысла. Приемы резьбы параллельных линий вдоль и поперек волокон.

Начальные приемы геометрической контурной и скобочной резьбы.
Приемы резьбы «шашечек», "сетки".
Создание вариантов композиций освоенных приемов резьбы на дощечках. Техника безопасности при работе с режущими инструментами.
Трехгранно-выемчатая резьба. Техническая и художественная стороны трехгранно-выемчатой резьбы. Приемы резьбы равнобедренных треугольников.
Создание на дощечках из липы или осины вариантов узоров, образуемых благодаря техническим приемам трехгранно-выемчатой резьбы.
Резной геометрический орнамент. Создание несложных изделий в технике трехгранно-выемчатой резьбы.
Копирование типовых несложных композиций. Понятие о композиции (ритм, симметрия, выявление центра, равновесие и т.д.) в резьбе на прялках, на наличниках окон домов, в украшении бытовой утвари.
Создание эскизов геометрических узоров для оформления разделочной доски, крышки коробочки, пенала. Перевод узоров геометрического орнамента на поверхность изделий из дерева.
Выполнение резьбы несложного изделия.
Основные виды отделки художественных изделий с резьбой. Отделка готового изделия.
Резьба несложного изделия в технике контурной или скобчатой резьбы (форма готовая). Резьба гардин в технике скобчатой, контурной резьбы.
Современные изделия народных художественных промыслов, украшенные контурной и скобчатой резьбой.

Основные орнаменты контурной и скобчатой резьбы. Копирование образцов народной резьбы по дереву. Сбор материала для собственной композиции.

Проектирование работы.

Инструменты для скобчатой и контурной резьбы.

Выполнение созданных композиций в материале и отделка изделий.

Раздел 2. Изучение и освоение плоскорельефной резьбы по дереву.

Исторический обзор развития промыслов плоскорельефной резьбы по дереву.

Художественные центры плоскорельефной резьбы по дереву.

Художественные особенности резьбы.

Художественно-технические приемы плоскорельефной резьбы. Инструменты для создания оскорельефной резьбы.

Выполнение на дощечках узора «розетки» в технике заоваленного контура.

Резьба с подушечным фоном. Выполнение несложных узоров с подушечным фоном.

Создание вариантов плоскорельефной резьбы на типовой форме. Копирование образцов плоскорельефной резьбы на бумаге.

Проектирование изделия. Разработка эскизов композиции плоскорельефной резьбы для изделий различного ассортимента: декоративное панно, блюда, коробочки, шкатулки и т.д.

Выполнение в материале разработанных композиций на полуфабрикате. Отделка изделий.

Раздел 3. Изучение художественно-технических приемов местного промысла резьбы по дереву.

Ассортимент изделий местного промысла резьбы по дереву.

Ассортимент выпускаемых предприятием изделий, их художественные и технические особенности

Создание вариантов резьбы на готовой типовой форме. Копирование образцов местного промысла резьбы по дереву. Разработка эскизов резьбы для конкретной формы.

Выполнение работы в материале и отделка изделия.

Раздел 4. Мозаичные работы.

Мозаичные работы. Материал для выполнения мозаики. Техника безопасности при выполнении работ.

Основные приемы выполнения мозаики.

Орнаменты. Выполнение геометрического орнамента.

Отделка изделий с мозаичными наборами.

Техника отделки резных изделий. Реставрационные работы.

Цели программы

Цель программы: ознакомление учащихся с наследием художественной обработки дерева, формирование умений по выполнению умственных и практических действий, необходимых для самостоятельной творческой работы.

 

Задачи программы:

Обучающие:

• обучить практическим навыкам резьбы по дереву, техническим приемам геометрической резьбы, умению создавать собственные композиции в традициях художественного промысла;

• обучить владению инструментом для резьбы по дереву;

• сформировать представление о народных художественных промыслах, расположенных на территории России;

• научить правилам безопасности при обработке художественных изделий.

 

Развивающие:

• развить навыки самостоятельного составления несложных композиций резьбы по дереву на основе традиций народного искусства;

• развить художественный вкус, общую культуру личности;

• развить умение давать оценку своей работе.

 

Воспитывающие:

• приобщить детей к истокам русской народной культуры;

• воспитать высокую коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению;

• привить любовь к традиционному художественному ремеслу.

Результат программы

Личностные УУД:

1. социализация личности;

2. формирование понятия о национальной культуре и представления о вкладе своего народа в мировую художественную культуру;

3. развитие интереса и уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4. мотивация к учебной и творческой деятельности, формирование личностного смысла учения;

5. развитие самостоятельной и личной ответственности за принятое решение: умению создавать собственные творческие композиции

6. развитие творческого потенциала ученика в условиях активизации и фантазии;

7. развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоциональной отзывчивости на восприятие окружающего мира природы и художественному ремеслу;

8. формировать навыки – точные, безошибочно выполняемые действия, доведенные в силу многократного повторения до автоматизма;

9. формировать умения – сочетание знаний и навыков, которые обеспечивают успешное выполнение

деятельности;

10. формировать представление о народных художественных промыслах, расположенных на территории России;

11. формировать навыки безопасной работы при художественной обработке древесины;

12. развитие навыков сотрудничества и сотворчества к традиционному художественному ремеслу;

13. бережное отношение к духовным ценностям;

 

Метапредметные УУД:

1. освоение способов решения проблем поискового характера, развитие продуктивного проектного

мышления, творческого потенциала личности, способности оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи;

2. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы решения;

3. развитие визуально-образного мышления, сознательного подхода к восприятию эстетического в деятельности и искусстве и собственной творческой деятельности;

4. развитие способности понимать и использовать в своей творческой работе художественные, поэтические и музыкальные образы в соответствии с целями и задачами урока; осознанно строить речевое высказывание и уметь передать другому свое представление об увиденном, услышанном, прочувствованном в разных видах искусства;

5. формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного

вида художественной деятельности на другой; овладевать логическими действиями установления аналогий и причинно-следственных связей в построении рассуждений;

6. воспитание умения и готовности вести диалог по поводу искусства, излагать свое мнение;

7. овладение способами ведения коллективной творческой работы; умения договариваться, распределять функции, осуществлять взаимный контроль; конструктивно разрешать конфликты.

 

Предметные УУД:

1. Сформировать представление о различных видах резьбы по дереву

2. Сформированность основ резьбы по дереву с опорой на особенности и своеобразие культуры и традиций родного края;

3. Познакомить учащихся с наследием художественной обработки дерева, привить любовь к данному традиционному художественному ремеслу, обучить практическим навыкам резьбы по дереву, умению создавать собственные творческие композиции.

4. развитость коммуникативного и художественно-образного мышления в условиях полихудожественного воспитания;

5. умение воспринимать изобразительное искусство и другие виды искусства и выражать свое отношение к художественному произведению;

6. нравственные, эстетические, этические, общечеловеческие, культурологические, духовные аспекты воспитания.

Особые условия проведения

1. Знание об исторически сложившихся в нашей стране способах художественной резьбы по дереву. 

2. Владение практическими навыками резьбы по дереву, техническими приемами геометрической резьбы, умение создавать собственные композиции в традициях художественного промысла; 

3. Организация выставки детского творчества в школе.

4. Участие в районных и республиканских конкурсах детского творчества.

Материально-техническая база

Материально -технические условия, необходимые для реализации программы:

– верстаки (10);

– токарно-винторезный станок (1);

– токарный станок по дереву СТД-120 (2);

– вертикально-сверлильный станок (1);

– фуговально-пильный станок (1);

– нож-резец (10);

– нож-косячок (10);

– пила с мелкими зубьями (5);

– тиски (10);

– напильники (15);

– набор стамесок (10);

– набор отверток (3);

– рубанок (8);

– ручная дрель (1);

– электрический лобзик;

– клей ПВА "Момент";

– наждачная бумага мелкозернистая;

– лак для покрытия изделия;

– доски (береза, липа, осина), бруски и т.д.;

– эскизы изделий;

– таблицы по технике безопасности.