Программа «Занимательная биология»

Актуальность программы заключается в формировании мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, саморазвитию, а также личностному и профессиональному самоопределению учащихся.

 

Программа внеурочной деятельности носит развивающий характер, целью которой является формирование поисково-исследовательских, коммуникативных умений школьников, интеллекта учащихся.

 

Значимость курса при введении ФГОС: является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу школьника, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта биологической деятельности и поведения.

 

Педагог создает на занятиях эмоционально-положительную творческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.

Педагоги

Ангельчева Татьяна Семеновна

Должность: Учитель биологии
Общий стаж: 26
Педагогический стаж: 24
Стаж работы в данной ОО: 9
Уровень образования: Высшее
Квалификация по диплому: Биология-химия, учитель биологии и химии.
Категория:
высшая категория с 20.04.2016 по 20.04.2021
Приказ № 6-АК от 10.05.2016
Издал: Департамент образования мэрии
Повышение квалификации: Работа с одаренными детьми на уроках биологии, 29.01.2018, Фоксфорд.

Содержание программы

Введение 2 ч.

Биология-наука о природе.

Занимательная биология 32 ч.

В мире флоры и фауны.

Красная книга.

Цветы.

Птицы.

Повторение.

ИТОГО 35 ч.

Цели программы

В системе предметов основной общеобразовательной школы курс «Занимательная биология» реализует следующие цели:

- создание условий для удовлетворения познавательной или образовательной потребности учащихся в биологической деятельности;

- способствовать развитию интеллектуальных, креативных способностей учащихся

- обеспечить организацию деятельности учащихся в рамках биологического направления направленную на позитивную социализацию и воспитание детей.

 

Задачи содержания предметной области "Биология":

Образовательные:

- Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; прово­дить наблюдения за культурными растениями.

- Расширять кругозор, повышать интерес к предмету, популяризация интеллектуального творчества.

 

Развивающие:

- Способствовать развитию потребности общения человека с природой.

- Развитие альтернативного мышления в восприятии прекрасного.

- Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных школь­нику, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, постановки биологических экспе­риментов, работы с различными источниками информации.

- создание условий для углубления и расширения знаний по биологии, развития мышления, формирования интеллектуальных умений и опыта творческой учебно-познавательной деятельности;

- Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе.

- Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за культурными растениями и животными.

- Развитие монологической устной речи.

- Развитие коммуникативных умений.

- Развитие нравственных и эстетических чувств.

- Развитие способностей к творческой деятельности.

 

Воспитательные:

- Воспитывать чувство любви и бережного отношения к природе.

– Развивать наблюдательность, любознательность, логическое мышление, творческую активность учащихся, умение четко и лаконично излагать и обосновывать свои мысли.

- Развивать навыки коллективной работы, воспитание понимания эстетический ценности природы, объединение и организация досуга учащихся.

 

Программа строится на основе следующих принципов:

- равенство всех участников;

- добровольное привлечение к процессу деятельности;

- чередование коллективной и индивидуальной работы;

- свободный выбор вида деятельности;

- нравственная ответственность каждого за свой выбор, процесс и результат деятельности;

- развитие духа соревнования, товарищества, взаимовыручки;

- учет возрастных и индивидуальных особенностей.

Результат программы

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

 

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета:

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

- способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природными объектами.

 

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформиро­ванности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:

- использование справочной и дополнительной литературы;

- владение цитированием и различными видами комментариев;

- использование различных видов наблюдения;

- качественное и количественное описание изучаемого объекта;

- проведение эксперимента;

- использование разных видов моделирования.

 

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся, который приобретается и закрепля­ется в процессе освоения программы внеурочной деятельности:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;

- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Особые условия проведения

Практическая направленность содержания программы заключается в том, что содержание курса обеспечивает приобретение знаний и умений, позволяющих в дальнейшем использовать их как в процессе обучения в разных дисциплинах, так и в повседневной жизни для решения конкретных задач.

Материально-техническая база

Учебно-методическое обеспечение:

Анашкина Е.Н.Веселая ботаника. Викторины, ребусы, кроссворды/ – Ярославль: «Академия развития» - 192с.;
Хрестоматия по биологии: Бактери.Грибы.Растения/ Авт.-сост. О.Н.Дронова. – Саратов: Лицей, 2002. – 144с.
Я иду на урок биологии: Зоология:Беспозвоночные:Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 1999.– 366с
Занимательная биология на уроках и внеклассных мероприятиях/ Авт- сост. Ю.В. Щербакова, И.С. Козлова. - М.: Глобус, 2008.-208 с
Загадки природы и человека / Т.Н. Бондаренкова, И.В. Ткаченко. Ярославль: Академия развития ВКТ Владимир, 2008. -256 с
Атлас животных. - М.: ООО « Изд. Астрель»: ООО « Изд. АСТ», 2002.-256с
Внеклассная работа по биологии. 3-8 классы. - Волгоград: Учитель, 2002. -159 с
Комнатные растения: мини энциклопедия/- М АСТ Астрель. 2006. -192 с
Жизнь животных / - М «Просвещение» 1987
10.  Я иду на урок биологии: Зоология: Рыбы и земноводные: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2000. – 224с

11.  Жизнь растени / М « Просвещение», 1982

 

Натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы)
Изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы) плакаты, презентации.
компьютер, мультимедийный проектор, DVD
 

Интернет – адреса сайтов

- Сайт Минобрнауки http://rsr-olymp.ru

- http://nsportal.ru/blog/shkola/obshcheshkolnaya-tematika/integratsiya-na-urokakh-khimii-biologii

- http://old.iro.yar.ru/pnpo_yar/biolog06.htm

- http://www.edu-eao.ru/images/stories/masterklass/him-biolog.pdf

- http://centrdop.ucoz.ru

- http://www.moi-universitet.ru/schoolkonkurs/KonkursAMO

- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru/articles/514689/

Для учащихся и родителей:

Википедия      http://ru.wikipedia.org/wiki/Мотивация

Сайт журнала «Исследовательская работа школьника». Публикуются основные материалы, избранные тексты, информация по подписке. www.issl.dnttm.ru

Сайт – обзор исследовательских и научно – практических юношеских конференций, семинаров, конкурсов. Организовано on–line размещение нормативных документов по конкурсам от всех желающих.

www.konkurs.dnttm.ru