Программа «Музыкальный фольклор»

Программа служит задачам возрождения фольклорного искусства, народного творчества как одной из важных составляющих национальной культуры, воспитания патриотических настроений, что является её актуальностью.

 

 

Ценность программы состоит в целостности и комплексности изучения национальных традиций Новосибирской области как песенных так и устных, возможности реализации её элементов в современном социуме.

 

 

Особенностью программы является её синкритичность, т. е соединения различных компонентов искусств: пения, танца, декламации, театрализации, игры на шумовых и русских народных инструментах ( балалайка, гармонь). Погружаясь в синкритичное этнохудожественное пространство, ребёнок формируется как гармонично развитая личность, которая способна успешно конкурировать, интерпретировать, созидать, совершенствовать и представлять свою индивидуальность. 

Педагоги

Распутина Елена Николаевна - преподаватель специальных дисциплин, заведующая отделением "Музыкальный фольклор и народное пение".

 

Образование: Новосибирский Областной колледж культуры и искусств ("НОККиИ"), квалификация: педагог – организатор, руководитель народного хорового коллектива, специальность: "Социально – культурная деятельность и народное художественное творчество".

 

 ФГБОУ ВО "Новосибирский Государственный педагогический университет", специальность «Музыкальный фольклор и этнография», квалификация: педагог в области музыкального фольклора и этнографии.

 

 Стаж педагогической работы (по специальности) 22 года, в данной должности 20 лет; в данном учреждении 16 лет.

 

 

Украинцева Анна Александровна - преподаватель специальных дисциплин.

 

Образование: ГАПОУ СПО НСО "Новосибирский областной колледж культуры", квалификация: Руководитель любительского творческого коллектива, преподаватель; специальность: Народное художественное творчество (по виду Этнохудожественное творчество).

 

ФГБОУ ВО "Кемеровский Государственный институт культуры", специальность: "Народная художественная культура" по профилю: Руководство этнокультурным центром.

 

Стаж педагогической работы (по специальности) 5 лет, в данной должности 5 лет; в данном учреждении 5 лет.

Содержание программы

Данный курс включает в себя предметы обязательной части программы: фольклорный ансамбль, сольфеджио, музыкальный инструмент (гармонь, балалайка), народное музыкальное творчество, музыкальная литература (зарубежная и отечественная). Вариативная часть программы включает следующие предметы: сольное пение, народная хореография, основы фортепиано. Основной целью вариативной части программы является более углубленное комплексное и целостное взаимодействие предметов обязательной части программы с её вариативной частью.

 

 

Содержание обязательной части программы :

 

Учебный предмет "Фольклорный ансамбль"  знакомит детей с особенностями фольклорного пения: звукоизвлечением, манерой исполнения песен в ансамбле, многоголосьем, техникой звуковедения. Помимо этого данный предмет раскрывает многожанровость народных песен, показывает особенности исполнения песенных образцов разных регионов, а в, частности, различных областях Сибирского региона. На уроках фольклорного ансамбля учащиеся знакомятся с понятием «синкритичность» фольклорного театрального действа.

 

 

Учебный предмет "Сольное пение" раскрывает вокально – технические приёмы пения, особенности сольного исполнительства, способствует формированию вокальных способностей каждого учащегося, творческого самовыражения, артистизма, индивидуального, самобытного стиля исполнения.

 

 

Учебный предмет " Сольфеджио" представляет собой целостную систему музыкального развития, включающую формирование звуковысотного слуха, чувства лада, чувства метроритма, гармонического слуха, музыкального интонирования. Первостепенной задачей в музыкальном воспитании обучающихся является формирование слуховых, ритмических и интонационных навыков.

 

 

Учебный предмет "Народное музыкальное творчество" знакомит учащихся с национальной культурой: с календарными и семейными традициями, праздниками, обрядами, устным народным творчеством, некоторыми прикладными видами искусства: вышивка, лепка игрушек, изготовление кукол.

 

 

Учебный предмет " Музыкальная литература" направлен на изучение мировой классической и современной музыки, оперной, балетной, симфонической и инструментальной, знакомство с произведениями различных музыкальных жанров. В процессе изучения предмета происходит формирование музыкального мышления обучающихся, навыков восприятия и анализа музыкальных произведений, развитие кругозора учащихся

 

 

Учебный предмет "Музыкальный инструмент" (гармонь, балалайка) раскрывает особенностями игры на русских народных инструментах. Основной задачей данной дисциплины является формирование навыков игры на музыкальном инструменте (гармонь, балалайка), а также возможности эмоционально и выразительно представлять произведения с использованием навыков импровизации.

 

 

Учебный предмет "Народная хореография" знакомит учащихся с основными хореографическими элементами и приёмами народной хореографии, видами народных танцев и плясок таких как хоровод, русская пляска, бытовой танец и т.п.

 

 

Учебная нагрузка по предметам:

 

1 – 4 классы:

  • Фольклорный ансамбль – 4 часа в неделю.
  • Музыкальный инструмент ( гармонь, балалайка) – 1 час в неделю.
  • Сольфеджио – 1 час в неделю.
  • Народное музыкальное творчество – 1 час в неделю.

 

 

5- 8 классы:

  • Фольклорный ансамбль – 5 часов в неделю.
  • Музыкальный инструмент ( гармонь, балалайка) – 1 час в неделю (5,6 класс), 2 часа в неделю (7, 8 класс).
  • Сольфеджио – 1 час в неделю.
  • Музыкальная литература (зарубежная, отечественная) – 1 час в неделю.

 

 

 Содержание вариативной части программы:

  • Народная хореография – 1 час в неделю (3 – 8 класс)
  • Сольное пение – 1 час в неделю (6 – 8 класс)
  • Основы фортепиано – 0,5 часа в неделю ( 2 класс)
  • Общая недельная нагрузка – 7 часов.

Цели программы

Приобщение детей к национальной культуре через традиционные виды народного творчества: пение, танец, декламация, народное прикладное творчество, игра на шумовых и народных инструментах.

 

 

Задачи:

 

Образовательные:

  • Изучить основные русские обряды, праздники, народные танцы, жанры народных песен.
  • Познакомить с песенными и танцевальными образцами Сибирского региона.
  • Формировать певческие и технические навыки ансамблевого и сольного исполнительства, а также хореографические навыки бытового, плясового, хороводного танца.
  • Обучать игре на шумовых и народных инструментах.
  • Изучить основные теоретические аспекты предмета "Сольфеджио", "Музыкальная литература".
  • Познакомить с основными приёмами создания целостного образа фольклорного действа.

 

 

Развивающие:

  • Развивать индивидуальные творческие способности.
  • Развивать интерес к традиционному народному творчеству.
  • Развивать коммуникативную сферу личности.

 

 

Воспитательные:

  • Формировать интерес и любовь к традиционной русской культуре.
  • Воспитывать чувство патриотизма, принадлежности к русскому народу, его истории и культуре.
  • Воспитание эстетического музыкального вкуса.

 

 

Личностные:

  • Формировать эмоциональное, духовное и психо – физическое развитие учащихся. 
  • Формировать мотивационно – ценностную сферу личности учащихся (ценность семьи, Родины, Отечества).Формировать нравственные качества личности, такие как отзывчивость, целеустремлённость, чувство коллективизма, сопереживании и взаимопомощи.

Результат программы

В результате реализации программы обучающиеся будут знать и уметь:

 

 

Знать:

  • фольклорную певческую манеру пения, жанровые особенности песен;
  • особенности пения в ансамбле;
  • синкритизм фольклорного действа (фольклорного театра);
  • вокально – технические приемы сольного пения;
  • особенности сольного исполнительства;
  • национальную культуру во всем её многообразии (календарные, семейные праздники и обряды, промыслы, виды прикладного творчества и т.п.);
  • особенности игры на музыкальных инструментах (гармонь, балалайка);
  • основы теории музыки (звукоряды, лады, ступени, интервалы и т.п.), слуховой анализ, приёмы расшифровки, аранжировки;
  • основные хореографические приёмы народной хореографии;
  • мировую классическую( зарубежную, отечественную) и современную музыку с многообразием её жанров.

 

 

Уметь:

  • петь в ансамбле свою партию (альт, сопрано);
  • владеть вокальной техникой исполнения;
  • художественно представлять произведение;
  • проводить сравнительный анализ родной культуры с культурой других стран;
  • применять свои знания на практике: изготовление, игрушек, лепка, вышивка;
  • играть на музыкальном инструменте;
  • сольфеджировать, писать музыкальные диктанты, производить слуховой анализ и т.п.;
  • танцевать народные танцы: кадриль, различные виды хороводов, бытовой танец;
  • проводить сравнительный анализ произведения;
  • ориентироваться в многообразии произведений зарубежной и отечественной классики (композиторы, жанры произведений и т.п.).

Особые условия проведения

Обучение бесплатное.

 

 

При приеме детей на обучение по программе "Музыкальный фольклор" проводится отбор с целью выявления их музыкальных и творческих способностей в форме заданий, позволяющих определить у учащихся музыкальный слух, ритм, музыкальную память.

 

 

Данная программа предусматривает обязательное посещение других учебных предметов: сольфеджио, музыкальная литература, музыкальный инструмент, народная хореография.

Материально-техническая база

  •  Учебное помещение для проведения музыкальных, танцевальных, театрализованных занятий.
  • Кабинет занятий по теоретическим предметам.
  • Музыкальные инструменты (шумовые, гармонь, балалайка)
  • Фольклорные костюмы.
  • Библиотечный фонд: медиа, аудио, видеотека, нотные материалы, учебники и т.п.

Видео

[ "" ]