Программа «Духовые и ударные инструменты»

Известно, что все люди рождаются с разными способностями и наклонностями. Воспитание артиста дело сложное и, безусловно, творческое. Врожденные таланты и темперамент часто трудно поддаются корректировке. А вот на стеснительность и раскованность можно повлиять, поощряя артистические проявления при обучении и воспитании юного таланта.

 

 

Творческая атмосфера в детской школе искусств предполагает активное участие детей в практической исполнительской деятельности. При этом каждый ребенок становится активным участником ансамбля духовых инструментов, независимо от уровня его способностей в данный момент, что способствует психологической раскованности, свободе, дружелюбной атмосфере.

 

 

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа «Духовые и ударные инструменты» направлена на: выявление одаренных детей в области музыкального исполнительства в раннем детском возрасте, приобретение и формирование у детей комплекса знаний, умений и навыков игры на духовом инструменте, позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии со стилевыми традициями и необходимым уровнем музыкальной грамотности;

 

 

Программа предполагает последовательность и постепенность музыкального развития учащихся с учетом их возрастных особенностей, при индивидуальном подходе к каждому из них, создание ситуации успеха, атмосферы радости и творчества. В процессе освоения программы, у детей развиваются интеллектуальные и творческие способности.

 

 

Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и направлена, прежде всего, на развитие интересов самого учащегося, а при желании можно научиться исполнять произведения под фонограмму (под минус).

 

 

Срок освоения дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Духовые и ударные инструменты» для детей, поступивших в ДШИ г. Куйбышева в первый класс в возрасте с 6,5 – 9 лет, составляет 8 лет. Срок освоения программы для детей, поступивших в возрасте с 10 лет до 12 лет, составляет 5 лет.

 

 

Конечно, не все выпускники детской школы искусств станут профессиональными артистами или посвятят свою жизнь искусству, но у каждого в сердце поселится мир прекрасного, мир искусства.

 

Педагоги

Соловьёв Артур Владимирович – преподаватель первой квалификационной категории. заведующий отделением духовых и ударных инструментов, руководитель и дирижер детского духового оркестра, инструмент саксофон. Образование: 2011г. Новосибирский государственный педагогический университет. Специализация: преподаватель ДМШ по классу духовых инструментов, концертмейстер.

 

  • 2018г. – Курсы повышения квалификации: вебинар на тему: "Привлечение и удержание детей в творческом коллективе«.
  • 2018г. – Курсы повышения квалификации «Оценка и анализ конкурсных выступлений юных исполнителей» «Красноярский краевой научно-учебный центр кадров культуры» в объеме 72 часа.
  • 2019г. – Курсы повышения квалификации: вебинар на тему: "Профессиональное выгорание«.
  • 2019г. – Курсы повышения квалификации в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Краснодарский государственный институт культуры» г. Краснодар в объеме 36 часов.

 

 

Отроков Дмитрий Борисович – преподаватель высшей квалификационной категории по классу кларнета. Образование: 2004г. Новосибирский государственный педагогический университет. Специализация: преподаватель ДМШ по классу кларнет, концертмейстер.

 

 

  • 2014 г. – Курсы повышения квалификации ФГБОУ СПО «Новосибирская специальная музыкальная школа (колледж)» по специальности «Инструментальное исполнительство (оркестровые духовые и ударные инструменты)» в объеме 72 часа.
  • 2017 г. – Открытая межрайонная методическая конференция «Творческая лаборатория для преподавателей детских музыкальных школ и детских школ искусств по вопросам современного музыкального образования и воспитания учащихся» г. Куйбышев.
  • 2018 г. – Курсы повышения квалификации «Оценка и анализ конкурсных выступлений юных исполнителей» «Красноярский краевой научно-учебный центр кадров культуры» в объеме 72 часа.

 

 

Зиборов Павел Владимирович – преподаватель по классу тромбона. Образование: 1977г – Киргизский Государственный институт искусств по специальности тромбон, солист оркестра, преподаватель. Преподавательский стаж свыше 40 лет.

 

  • 2014 г. – ФГБОУ СПО "НСМШ (колледж)","Инструментальное исполнительство (оркестровые духовые и ударные инструменты)" 72 часа.
  • 2017 г. – участие в Открытой межрайонной методической конференции «Творческая лаборатория для преподавателей детских музыкальных школ и детских школ искусств по вопросам современного музыкального образования и воспитания учащихся» г. Куйбышев.

Расписание

Расписание согласно индивидуального графика с преподавателями

Содержание программы

Программа «Духовые и ударные инструменты» предусматривает изучение следующих предметов:

 

Учебный предмет "Специальность" (кларнет, саксофон, труба, тромбон) направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на духовом инструменте, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно – нравственное развитие ученика. Обучение игре на духовом инструменте включает в себя музыкальную грамотность, чтение с листа, навыки ансамблевой игры и необходимые навыки самостоятельной работы.

 

 

Учебный предмет "Ансамбль" предполагает знакомство с предметом и освоение навыков игры в ансамбле. Изучение предмета «Ансамбль» тесно связано с предметом «Специальность». Игра в ансамбле развивает базовые навыки, полученные на занятиях в классе по специальности. За время освоения предмета должен сформироваться комплекс умений и навыков, необходимых для совместного музицирования.

 

 

Учебный предмет "Сольфеджио" представляет собой целостную систему музыкального развития, включающую формирование звуковысотного слуха, чувства лада, чувства метроритма, гармонического слуха, музыкального интонирования. Первостепенной задачей в музыкальном воспитании обучающихся является формирование слуховых, ритмических и интонационных навыков.

 

 

Учебный предмет "Слушание музыки" знакомит учащихся младших классов с лучшими образцами разножанровой музыки. В процессе занятий обучающиеся знакомятся с музыкальными терминами, формами, приобретают начальные навыки анализа музыкальных произведений, расширяют музыкальный кругозор.

 

 

Учебный предмет "Музыкальная литература"направлен на изучение мировой классической и современной музыки, оперной, балетной, симфонической и инструментальной, знакомство с произведениями различных музыкальных жанров. В процессе изучения предмета происходит формирование музыкального мышления обучающихся, навыков восприятия и анализа музыкальных произведений, приобретение начальных знаний о закономерностях музыкальной формы, о специфике музыкального языка, выразительных средств музыки, развитие кругозора учащихся.

 

 

Учебный предмет " Хоровой класс" служит одним из важнейших факторов развития слуха, музыкальности детей, помогает формированию интонационных навыков, необходимых для овладения хоровым исполнительским искусством. Пение – это комплексный процесс, затрагивающий физическую, эмоциональную, интеллектуальную сферы ребенка, в результате которой происходит развитие творческой индивидуальности. Помимо этого идет активная социализация обучающегося, так как хоровое пение – это вид коллективного творчества.

 

Учебный предмет "Фортепиано" направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика, расширение представления учащихся об исполнительском искусстве. Фортепиано является базовым инструментом для изучения теоретических предметов, поэтому для успешного обучения в детской школе искусств обучающимся на отделении духовых и ударных инструментов, необходим курс ознакомления с этим дополнительным инструментом.

 

 

Содержание. Предметы. Количество часов по классам в неделю.

 

 

8 летнее обучение

1 класс. Общее количество часов в неделю: 5 часов.

  • Специальность (кларнет, саксофон, труба, тромбон) - 2 часа.
  • Хоровой класс - 1 час.
  • Сольфеджио - 1 час.
  • Слушание музыки - 1 час.

 

 

2 класс. Общее количество часов в неделю: 5,5 часов.

  • Специальность (кларнет, саксофон, труба, тромбон) т- 2 часа.
  • Хоровой класс - 1 час.
  • Сольфеджио - 1,5 часа.
  • Слушание музыки - 1 час.

 

 

3 класс. Общее количество часов в неделю: 5,5 часов.

  • Специальность (кларнет, саксофон, труба, тромбон): 2 часа.
  • Хоровой класс - 1 час.
  • Сольфеджио - 1,5 часа.
  • Слушание музыки - 1 час.

 

 

4 класс. Общее количество часов в неделю: 8 часов.

  • Специальность (кларнет, саксофон, труба, тромбон): 2 часа.
  • Ансамбль - 1 час.
  • Фортепиано - 0.5 часа.
  • Сольфеджио - 1,5 час.
  • Музыкальная литература - 1 час.
  • Вариативная часть Оркестровый класс - 2 часа.

 

 

5 класс. Общее количество часов в неделю: 8 часов.

  • Специальность (кларнет, саксофон, труба, тромбон): 2 часа.
  • Ансамбль: 1 час.
  • Фортепиано: 0.5 часа.
  • Сольфеджио: 1,5 часа.
  • Музыкальная литература: 1 час.
  • Вариативная часть Оркестровый класс: 2 часа.

 

 

6 класс. Общее количество часов в неделю: 8 часов.

  • Специальность (кларнет, саксофон, труба, тромбон): 2 часа.
  • Ансамбль: 1 час.
  • Фортепиано: 0.5 часа.
  • Сольфеджио: 1,5 часа.
  • Музыкальная литература: 1 час.
  • Вариативная часть Оркестровый класс: 2 часа.

 

 

7 класс. Общее количество часов в неделю: 8,5 часов.

  • Специальность (кларнет, саксофон, труба, тромбон): 2,5 часа.
  • Ансамбль: 1 час.
  • Фортепиано: 0.5 часа.
  • Сольфеджио: 1,5 часа.
  • Музыкальная литература: 1 час.
  • Вариативная часть Оркестровый класс: 2 часа.

 

 

8 класс. Общее количество часов в неделю: 9.5 часов.

  • Специальность (кларнет, саксофон, труба, тромбон): 2,5 часа.
  • Ансамбль: 1 час.
  • Фортепиано: 1 час.
  • Сольфеджио: 1,5 часа.
  • Музыкальная литература: 1,5 часа.
  • Вариативная часть Оркестровый класс: 2 часа.

 

 

 

5 летнее обучение

 

 

1 класс. Общее количество часов в неделю: 5,5 часов.

  • Специальность (кларнет, саксофон, труба, тромбон): 2 часа.
  • Хоровой класс: 1 час.
  • Сольфеджио: 1,5 часа.
  • Музыкальная литература: 1 часа.

 

 

2 класс. Общее количество часов в неделю: 8 часов.

  • Специальность (кларнет, саксофон, труба, тромбон): 2 часа.
  • Ансамбль: 1 час.
  • Фортепиано: 0,5 часа.
  • Сольфеджио: 1,5 часа.
  • Музыкальная литература: 1 час.
  • Вариативная часть Оркестровый класс: 2 часа.

 

 

3 класс. Общее количество часов в неделю: 8 часов.

  • Специальность (кларнет, саксофон, труба, тромбон): 2 часа.
  • Ансамбль: 1 час.
  • Фортепиано: 0,5 часа.
  • Сольфеджио: 1,5 часа.
  • Музыкальная литература: 1 час.
  • Вариативная часть Оркестровый класс: 2 часа.

 

 

4 класс. Общее количество часов в неделю: 8,5 часов.

  • Специальность (кларнет, саксофон, труба, тромбон): 2,5 часа.
  • Ансамбль: 1 час.
  • Фортепиано: 0,5 часа.
  • Сольфеджио: 1,5 часа.
  • Музыкальная литература: 1 час.
  • Вариативная часть Оркестровый класс: 2 часа.

 

 

5 класс. Общее количество часов в неделю: 9,5 часов.

  • Специальность (кларнет, саксофон, труба, тромбон): 2,5 часа.
  • Ансамбль: 1 час.
  • Фортепиано: 1 час.
  • Сольфеджио: 1,5 часа.
  • Музыкальная литература: 1,5 часа.
  • Вариативная часть Оркестровый класс: 2 часа.

Цели программы

Развитие музыкально-творческих способностей обучающихся на основе приобретенных знаний, умений и навыков, позволяющих воспринимать, осваивать и исполнять на духовых инструментах произведения различных жанров и форм.

 

 

Задачи программы:

 

Образовательные:

  • формирование навыков игры на духовом инструменте (кларнет, саксофон, труба, тромбон);
  • приобретение знаний в области музыкальной грамоты;
  • приобретение знаний в области истории музыкальной культуры;
  • формирование основных понятий о музыкальных стилях и жанрах;
  • приобретение навыков творческой деятельности, в том числе коллективного музицирования.

 

Развивающие:

  • развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти, музыкальности и артистизма;
  • развитие музыкального мышления;
  • раскрытие и развитие творческого потенциала ребенка.

 

Воспитательные:

  • воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
  • формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;
  • формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;
  • воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности.

 

Профессионально – ориентационные:

  • формирование у наиболее одаренных выпускников осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения.

Результат программы

 В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • основные этапы жизненного и творческого пути отечественных и зарубежных композиторов, а также созданных ими музыкальных произведений;
  • репертуар, включающий произведения разных стилей и жанров (полифонические произведения, сонаты, концерты, пьесы, этюды, инструментальные миниатюры).

 

 

В результате реализации программы обучающиеся будут иметь:

  • знания по музыкальной грамоте;
  • первичные навыки в области теоретического анализа исполняемых произведений;
  • навыки публичных выступлений.
  • первичные знания в области строения классических музыкальных форм;
  • навыки восприятия элементов музыкального языка;
  • навыки вокального исполнения музыкального текста;
  • навыки анализа музыкального произведения;
  • навыки восприятия музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды;
  • навыки записи музыкального текста по слуху;
  • первичные навыки и умения по сочинению музыкального текста.

 

 

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • грамотно исполнять музыкальные произведения соло, в ансамбле и оркестре;
  • самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;
  • создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения;
  • самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения;
  • использовать полученные теоретические знания при исполнительстве музыкальных произведений на инструменте;
  • осмысливать музыкальные произведения, события путем изложения в письменной форме, в форме ведения бесед, дискуссий;

 

 

Метапредметные результаты:

  • наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;
  • сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности духового, ударного инструментов для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;
  • навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения;
  • навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов;
  • наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;
  • наличие элементарных навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста;
  • навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства, обусловленные художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.

 

 

У обучающегося будут развиты следующие личностные качества:

  • способность проявлять эмоциональное сопереживание в процессе восприятия музыкального произведения
  • основы эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
  • аналитические способности, умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве композиторов;
  • музыкальное мышление, навыки по восприятию музыкального произведения, умение выражать его понимание и свое к нему отношение, обнаруживать ассоциативные связи с другими видами искусств.
  • способность осуществлять элементарный анализ музыкального произведения с объяснением роли выразительных средств.

Особые условия проведения

При приеме на обучение по программе «Духовые и ударные инструменты» проводится отбор детей с целью выявления их творческих способностей. Отбор детей проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие музыкальных способностей – слуха, ритма, музыкальной памяти.

 

 

Наличие музыкального инструмента у ребенка.

 

 

Обучение по программе предусматривает обязательное посещение других учебных предметов: сольфеджио, музыкальная литература, фортепиано, коллективное музицирование (оркестр), хоровой класс.

 

 

Так же возможно обучение на таких инструментах как:

  • Музыкальный инструмент тенор-баритон.
  • Музыкальный инструмент туба.
  • Музыкальный инструмент валторна.
  • Музыкальное исполнительство ударные инструменты.

Материально-техническая база

Материально - техническая база.

Программа «Духовые и ударные инструменты» обеспечивается учебно-методической документацией и материалами по всем учебным предметам.

 

Реализация данной программы обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио- и видеозаписей, формируемым по полному перечню учебных предметов учебного плана. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут быть обеспечены доступом к сети Интернет. Библиотечный фонд укомплектовывается печатными или электронными изданиями, основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературой по всем учебным предметам.

 

 

Материально-технические условия образовательного учреждения обеспечивают возможность достижения обучающимися результатов, предусмотренных данной программой. Материально-техническая база образовательного учреждения соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

 

 

В детской музыкальной школе имеются:

  • концертный зал с концертным роялем, пультами и звукотехническим оборудованием;
  • библиотека;
  • учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий со специальным оборудованием (музыкальными инструментами, звуковой аппаратурой, столами, стульями, шкафами и др.). Учебные аудитории для индивидуальных занятий имеют площадь не менее 6 кв. м.

Стоимость

Обучение по данной программе бесплатное.

Видео

[ "" ]