Программа «Сельский школьник»

Программа дополнительного образования «Сельский школьник» имеет естественно научную направленность, является общеразвивающей и модифицированной программой и соответствует уровню основного общего образования. Программа предназначена для детей, проживающих в сельской местности в возрасте 13-16 лет.Программа учитывает специфику учреждения, его материально техническое обеспечение, специфику района (Убинский район по роду деятельности населения относится к сельскохозяйственному). Осуществляется во взаимодействии и с использованием ресурсов управления сельского хозяйства Убинского района, Убинского отдела филиала ФГБУ "Россельхозцентр".

Педагоги

Филиппова Марина Владимировна

Содержание программы

Содержание программы

Модуль I. Агрономические науки.

Введение.(1ч.) Знакомство. Вводный мониторинг игра «Элементарно, Ватсон!)

Тема 1. Агропрофессии и их роль в будущем (1 ч.) Теория(1ч.). Агрономия как важнейший раздел биологии. Основные агрономические науки. Профессия агроном. Её роль в будущем.

Тема 2.Растениеводство.(2 ч.) Теория (1ч.)Предмет, цели и задачи науки. Растениеводство Убинского района. Многообразие сельскохозяйственных растений. Практика(1ч.) Формирование стебля огурца в один стебель. Прореживание всходов овощных культур. Тема 3.Почвоведение.(2 ч.) Теория (1ч.)Предмет, цели и задачи науки. Формирование плодородия, особенности строения, состава и свойств. Типы и разновидности почв. Практика (1ч.) Определение степени кислотности почвы. Определение механического состава почвы.

Тема 4.Защита растений.(2 ч.) Теория (1 ч.) Предмет, задачи и методы защиты растений. Основные болезни и вредители сельскохозяйственных растений в Убинском районе. Практика (1ч.)Определить вредителя и акарифага.

Тема 5.Селекция.(2ч.) Теория (1ч.)Предмет, задачи и методы селекции. Вегетативное размножение. Практика (1ч.) Размножение и прививка растений. Тема 6. Агрохимия (2ч.) Теория (1 ч.) Предмет, задачи и методы агрохимии. Виды удобрений и способы их внесения. Практика (1ч.) Определение содержания нитратов в растении. Внекорневая подкормка огурца.

 Тема 7. Слёт «АгроСтарт» (4ч.) Теория (1 ч.) Основные цели, задачи и технология проведения конкурса. Инструктаж по технике безопасности. Практика (3 ч.) Отборочный этап слёта «АгроСтарт».

Модуль II. Исследования в агрономии.

Тема 1.Введение. Роль с.-х. науки в развитии АПК страны.(2 ч.) Теория (1ч.) Роль с.-х.науки в развитии АПК страны. Практика (1ч.) Экскурсия в Убинский отдел филиала ФГБУ «Россельхозцентр».

Тема 2.Приемы и методы исследования в агрономической науке. Теория (1 ч.)Приемы исследования и их особенности. Методы исследования и их характеристика. Лабораторный метод исследования (опыт). Вегетационный метод. Лизиметрический метод. Метод полевого опыта. Практика(1ч.) Определение лабораторной всхожести и энергии прорастания

Тема 3.Планирование исследования и основные элементы методики полевого опыта (2ч.)

Теория (1 ч.) Классификация полевых опытов. Требования к полевому опыту. Особенности условий проведения полевого опыта. Выбор и подготовка земельного участка под опыт. Практика (1 ч.)Закладка полевого опыта

Тема 4.Полевой дневник.(2ч.) Теория (1ч.) Что такое полевой дневник. Разделы. Как его заполнить. Практика (1 ч.) Заполнение полевого дневника на примере предложенного полевого опыта.

Модуль III. Полевая практика.

Тема 1.Практикум по почвоведению. Теория (2ч.) Условий почвообразования района прохождения практики (климат, растительность, рельеф, почвообразующие породы). Виды и разновидности почв. Описание профиля почвы. Практика.(4 ч.) Методика полевого исследования почв (выбор места для разреза и его закладки, описание морфологических признаков).Методика диагностики почв в полевых условиях. Методика отбора образцов и монолитов. Методика подготовки образцов к анализу.

Тема 2.Практикум по ботанике и физиологии растений(6 ч.) Теория (2 ч.)Определение растений методами морфологического анализа наземных и подземных органов, биоморфологическому анализу растений (по схеме), оформление гербария и различными методами сушки растений. Практика(4 ч.)Сорно-полевые и рудеральные растения района практики

Тема 3.Практикум по защите растений.(6 ч.) Теория (2 ч.)Изучение методик и методов сбора и учета организмов: знакомство с основными методами учета наземных членистоногих, инструментарием для проведения учетов, техникой проведения учетов (визуально-глазомерный, инструментальный) Методы фиксации насекомых, приборы Штейнера. Проведение пробных визуальных осмотров и кошений травянистой растительности. Практика (4ч.)Знакомство с доминирующими видами первичных и вторичных биоценозов (агроценоз) и взаимоотношениями организмов в них: знакомство с доминирующими видами насекомых в первичном биоценозе и агроценозе картофельного поля. Методы отбора почвенных проб. Знакомство с почвенной энтомофауной первичных и вторичных биоценов.

Тема 4. День науки. Практика (6 ч.) Работа в минигруппах над своим исследованием

 Тема 5.Мини-конференция. Защита исследовательских работ, на которой каждая группа учащихся докладывает о результатах своих изысканий и предоставляет заполненный дневник.

Тема 6. Итоговый мониторинг. Межмодульное сопровождение проходит  в телефонном режиме. И предполагает индивидуальное консультирование школьников по проведению самостоятельного исследования.

Цели программы

Формирование компетентности «Верифицирование» на материале освоения и самостоятельного подбора основных методов исследования в агрономии и ведении полевого дневника.

Результат программы

По образовательному результату:

- формировать умение определять и фиксировать спектр возможных способов проверки гипотезы;

- формировать умение подбирать наиболее подходящий метод или комплекс методов исследования;

- формировать умение организовывать необходимые условия, оборудование, материалы, информационное обеспечение, команду исполнителей для осуществления метода;

- формировать умение осуществлять проверку гипотезы выбранным методом;

- формировать умение фиксировать полученные результаты;

- формировать умение проводить необходимую обработку полученных результатов.

По предметному материалу:

- содействовать освоению у школьников основных методов исследования в агрономии и умению ведения полевого дневника;

- научить учащихся разбираться в основных агрономических науках, их предмете, задачах и целях.

Материально-техническая база

Информационно-методическое обеспечение

 

         Методическое обеспечение дополнительной общеразвивающей программы «Агрошкола» представлено следующими материалами: тезисы лекций и докладов, заявленных в образовательной программе; нормативно-правовая документация (федеральные, краевые и районные документы):  федеральные национальные проекты и программы: «Развитие агропромышленного комплекса»;  областные проекты и программы: приоритетный национальный проект «Развитие АПК на территории  Новосибирской области», «Закон Новосибирской области об образовании», региональный проект интеграции общего и дополнительного образования «Реальное образование»;  районные документы: справка о состоянии развития АПК района управления сельского хозяйства администрации Убинского района.

         Дидактический материал:

- Задания на сформированность компетентности «Верифицирование» (приложение 1)

- Дневник ведения полевого опыта (приложение 2)

-  Дневники полевых практик (приложение 3)

- Методические пособия:  Вышегородцева, И.С. «Учебная практика по защите растений»;

-  Котюков Б.Н. «Микроклиматические наблюдения на учебной практике по агрометеорологии»  Кураченко, Н.Л. «Полевая учебная практика по почвоведению»  Масленникова А.В., Бессонова И.П. «Организация детской научно исследовательской и проектной деятельности учащихся в образовательных учреждениях»

 Интернет-ресурсы:  www.agronews.ru (Еженедельная газета, освещающая всю информацию об агропромышленном комплексе России),www.agroru.com («Сельское хозяйство в России»).