Программа «Эстрадный вокал»

Эстрадное пение развивает художественный вкус детей, расширяет и обогащает их музыкальный кругозор, способствует повышению культурного уровня и интеллекта.

 

Программа «Эстрадный вокал» рассчитана на средний уровень контингента обучающихся как с вокальной подготовкой, так и без певческой практики. Занятия по предмету носят практический характер и проходят в форме индивидуальных уроков. Помимо учебных часов запланированы репетиционные часы для подготовки к концертам и конкурсам.

Педагоги

ФИО: Арнбрехт Марина Геннадьевна

Должность: преподаватель по классу эстрадного вокала

Образование: Новосибирский областной колледж культуры и искусств/ Новосибирский государственный педагогический университет

Квалификация: преподаватель по кл. фортепиано, концертмейстер/специалист по рекламе

Специальность: инструментальное исполнительство/ "Реклама"

Профессиональная компетентность:

Дополнительное образование по направлению «Вокальное искусство (эстрадное пение)» Преподаватель ДМШ, ДШИ. Руководитель эстрадного вокального коллектива. Дата выдачи 08 мая 2019 г. ЧОУДПО "Академия повышения квалификации и профессиональной подготовки г. Волгоград

Творческие достижения обучающихся: Обучающиеся неоднократно становились лауреатами I степени международных конкурсов: "Мы вместе", "Невский триумф", "Родники России", "Слияние культур". А так же всероссийских конкурсов.

Содержание программы

1 класс

1. Речь – основа естественного звучания певческого голоса – 6 часов

2. Строение и механизм работы голосового аппарата – 4 часа

3. Гигиена певческого голоса – 2 часа

4. Певческая установка (стоя, сидя) – 4 часа

5. Дыхание. Упражнения на дыхание – 8 часов

6. Способы звуковедения – 4 часа

7. Звукообразование. Атака звука – 4 часа

8. Интонация – 10 часов

9. Дикция и артикуляция – 8 часов

10. Средства исполнительской выразительности – 4 часа

11. Диапазон певческого голоса – 4 часа

12. Подбор репертуара – 4 часа

13. Навыки поведения на эстраде – 2 часа

14. Концертная деятельность – 4 часа

ИТОГО – 68 часов

 

2 класс

1. Речь – основа естественного звучания певческого голоса – 2 часа

2. Строение и механизм работы голосового аппарата – 2 часа

3. Дыхание. Упражнения на дыхание – 6 часов

4. Способы звуковедения – 4 часа

5. Звукообразование. Атака звука – 4 часа

6. Интонация – 10 часов

7. Дикция и артикуляция – 4 часа

8. Средства исполнительской выразительности – 4 часа

9. Диапазон певческого голоса – 6 часов

10. Хореография – 4 часа

11. Подбор репертуара – 4 часа

12. Технические средства – 4 часа

13. Студия звукозаписи – 4 часа

14. Навыки поведения на эстраде – 4 часа

15. Концертная деятельность – 6 часов

ИТОГО – 68 часов

 

3 класс

1. Речь – основа естественного звучания певческого голоса – 2 часа

2. Строение и механизм работы голосового аппарата – 2 часа

3. Дыхание. Упражнения на дыхание – 6 часов

4. Способы звуковедения – 4 часа

5. Звукообразование. Атака звука – 4 часа

6. Интонация – 10 часов

7. Дикция и артикуляция – 4 часа

8. Средства исполнительской выразительности – 4 часа

9. Диапазон певческого голоса – 6 часов

10. Хореография – 4 часа

11. Подбор репертуара – 4 часа

12. Технические средства – 4 часа

13. Студия звукозаписи – 4 часа

14. Навыки поведения на эстраде – 4 часа

15. Концертная деятельность – 6 часов

ИТОГО – 68 часов

 

4 класс

1. Речь – основа естественного звучания певческого голоса – 2 часа

2. Дыхание. Упражнения на дыхание – 6 часов

3. Способы звуковедения – 4 часа

4. Звукообразование. Атака звука – 4 часа

5. Интонация – 10 часов

6. Дикция и артикуляция – 4 часа

7. Средства исполнительской выразительности – 4 часа

8. Диапазон певческого голоса – 8 часов

9. Хореография – 4 часа

10. Подбор репертуара – 4 часа

11. Технические средства – 2 часа

12. Студия звукозаписи – 4 часа

13. Навыки поведения на эстраде – 4 часа

14. Концертная деятельность – 8 часов

ИТОГО – 68 часов

 

5 класс

1. Речь – основа естественного звучания певческого голоса – 2 часа

2. Дыхание. Упражнения на дыхание – 6 часов

3. Способы звуковедения – 4 часа

4. Звукообразование. Атака звука – 4 часа

5. Интонация – 6 часов

6. Дикция и артикуляция – 4 часа

7. Средства исполнительской выразительности – 4 часа

8. Диапазон певческого голоса – 8 часов

9. Хореография – 4 часа

10. Подбор репертуара – 4 часа

11. Технические средства – 2 часа

12. Студия звукозаписи – 8 часов

13. Навыки поведения на эстраде – 2 часа

14. Концертная деятельность – 10 часов

ИТОГО – 68 часов 

Цели программы

Цель: Практическое овладение голосом для концертной и возможно дальнейшей профессиональной деятельности

 

Задачи:

Образовательные:

- обучить обучающихся необходимым вокально-техническим и исполнительским навыкам эстрадного исполнительства с учетом специфики и своеобразия данного жанра;

- раскрыть индивидуальный тембр звучания голоса у обучающихся.

Развивающие:

- развить творческие способности у обучающихся;

- выработать у обучающихся потребность в вокальном исполнении на высоком художественном уровне.

Воспитательные:
- воспитать у обучающихся эстрадные навыки поведения на сцене.

Результат программы

1 класс

Знать: общие понятия анатомии голосового аппарата и гигиены певческого голоса: гортань – источник звука, органы дыхания (диафрагма – главная дыхательная мышца), резонаторы (головной или верхний, грудной или нижний). Механизм работы дыхательного аппарата (реберно-диафрагматическое дыхание). Атаки звука (мягкая, придыхательная, твердая). Звучание фонограммы (плюсовая, минусовая).

Уметь:

- правильно применять певческую установку в положении стоя и сидя, пользоваться певческим дыханием;

- использовать некоторые дыхательные упражнения;

- использовать речевые интонации для получения певческого звука;

- правильно формировать певческую позицию, зевок;

- петь простые мелодии;

- пользоваться упражнениями на освобождение гортани и снятие мышечного напряжения;

- использовать активную артикуляцию, следить за чистотой интонации;

- исполнять короткие песенки и песенки-попевки под аккомпанемент концертмейстера и фонограмму без микрофона.

 

2 класс

Знать: механизм работы голосового аппарата. Способы звуковедения: staccato, legato, non legato, marcato, работу резонаторов, Понятие дикции. Вокально-музыкальную терминологию. Микрофоны различных модификаций. Звучание фонограммы (плюсовая, минусовая).

Уметь:

-использовать простейшие физические упражнения во время пения, правильно формировать и интонировать гласные, а так же гласные в сочетании с согласными.

- пользоваться сменой дыхания в процессе пения,

- управлять работой гортани и резонаторов,

- соединять грудной и головной регистры,

- следить за чистотой интонации в пределах квинты,

- не форсировать звук, стремиться к естественной вокализации,

- выравнивать звучность гласных, четко произносить согласные,

- исполнять вокализ,

- работать над выразительностью звука,

- в работе над произведениями добиваться смыслового единства текста и музыки, осваивая прием плавного и гибкого звуковедения,

- исполнять несложные произведения с текстом под аккомпанемент концертмейстера и фонограмму с применением микрофона.

 

3 класс

Знать: гаммы и арпеджио, первоначальные навыки поведения на эстраде, основные стили. Микрофоны различных модификаций. Звучание фонограммы (плюсовая, минусовая). Технические средства: магнитофон, звуконосители (диск, флэшка), элементарные клавиши: пуск, стоп, перемотка вперед-назад. Вокально-музыкальную терминологию. Работу с вокально-техническими средствами в студии звукозаписи.

Уметь:

- исполнять переходные ноты, сглаживать регистры,

- исполнять паузы между звуками без смены дыхания (staccato),

- следить за чистотой интонации в пределах сексты,

- выравнивать звучание по всему диапазону,

- развивать четкую дикцию, выразительность слова,

- чувствовать движение мелодии и кульминацию в исполняемых произведениях,

- выполнять простейшие исполнительские задачи,

- исполнять вокализ,

- владеть техническими средствами (магнитофонами, звуконосителями (диск, флэшка), знать элементарные клавиши: пуск, стоп, перемотка вперед-назад),

- исполнять песни в разных стилях под аккомпанемент концертмейстера и фонограмму с использованием микрофонов различных модификаций.

 

4 класс

Знать:

- ощущение округленности, близости звука, его высокой вокальной позиции,

- ощущение пространственной перспективы во время пения. Микрофоны различных модификаций. Микрофоны различных модификаций. Звучание фонограммы (плюсовая, минусовая). Технические средства: магнитофон, звуконосители (диск, флэшка), элементарные клавиши: пуск, стоп, перемотка вперед-назад. Вокально-музыкальную терминологию. Работу с вокально-техническими средствами в студии звукозаписи.

Уметь:

- исполнять кантилену (восходящие и нисходящие гаммы, арпеджио), пользоваться правильной артикуляцией, четкой дикцией, фразировкой,

- исполнять динамические оттенки в удобной тесситуре,

- пользоваться «опорой» звука при пении широких интервалов,

- исполнять вокализ,

- следить за чистотой интонации в пределах септимы,

- исполнять произведения без сопровождения (a cappella),

- владеть специфическими приемами: опевание, мелизмы, вибрато,

- исполнять произведения зарубежных авторов на языке оригинала (иностранные песни),

- пользоваться микрофонами различных модификаций,

- воссоздать сценический образ в вокальном произведении с текстом.

- исполнять произведения с широким диапазоном под аккомпанемент концертмейстера и фонограмму с использованием микрофонов различных модификаций.

 

5 класс

Знать: основы профессионального поведения на сцене. Микрофоны различных модификаций. Звучание фонограммы (плюсовая, минусовая). Технические средства: магнитофон, звуконосители (диск, флэшка), элементарные клавиши: пуск, стоп, перемотка вперед-назад. Вокально-музыкальную терминологию. Ощущение высокой певческой позиции, близости и опоры звука, особенно при пении широких интервалов, процесс записи плюсовых фонограмм в студии звукозаписи.

Уметь:

- использовать вокально-технические и исполнительские навыки в подготовке выпускной программы,

- самостоятельно распеваться,

- самостоятельно осваивать и анализировать музыкальный материал,

- самостоятельно работать над осмыслением сценического образа,

- работать над качеством звука,

- совместно с педагогом принимать решения о световом, цветовом и хореографическом исполнении материала,

- использовать импровизационные навыки в звуке и мелодическом ряду,

- владеть специфическими приемами: опевание, мелизмы, вибрато,

- самостоятельно анализировать выступления на прослушиваниях и в студии звукозаписи,

- исполнять произведения повышенной сложности с широким диапазоном (до децимы) под аккомпанемент концертмейстера и фонограмму с использованием микрофонов различных модификаций.

Особые условия проведения

Принимаются дети при наличии удовлетворительных вокальных и музыкальных данных:

- певческий голос, музыкальный слух, память, чувство ритма, отсутствие речевых дефектов;

- здоровый голосовой аппарат

Материально-техническая база

- кабинет, оснащенный музыкальными инструментами (клавишный синтезатор, фортепиано), компьютером, музыкальным центром; пюпитрами;

- концертный зал с необходимым техническим оборудованием: акустической звуковоспроизводящей аппаратурой (колонки, усилитель, голосовая обработка, коммуникации); микрофонами;

- музыкально – дидактический материал.