Программа «Арника»

Экологическое образование в современном мире считается приоритетным направлением. Это связано с тем, что с каждым годом ухудшается экологическая обстановка на планете. Поэтому важно современному обществу прививать экологическое воспитание. Особенно важно прививать экологические знания подрастающему поколению. Изучение экологии способствует осознанию того, что сохранение биосферы – непременное условие не только существования, но и развития человечества. Современное информационное общество нуждается в образованных, нравственных, предприимчивых, которые могут самостоятельно принимать решения, способны к сотрудничеству, отличающихся мобильностью, конструктивностью, обладающих чувством ответственности за судьбу страны и умеющих быстро ориентироваться при стремительно меняющихся условиях.

Актуальность данного курса заключается в том. что в век новых технологий ребенок перестает ощущать себя частью природы, что приводит к формированию потребительского подхода к окружающей среде, что в свою очередь губительно сказывается на окружающей среде. Поэтому очень важно формирование экологической культуры подрастающего поколения. Приоритетные способы мышления формируются в подростковом возрасте, поэтому практическая значимость данной программы заключается в привитии исследовательских навыков еще со школы. При освоении материала данного курса идет обращение к уже полученным знаниям из курсов природоведения, географии, ботаники, зоологии, химии. Прочные межпредметные связи – залог успешного и глубокого усвоения материала учеником.

 

Экологическое образование в современном мире считается приоритетным направлением. Это связано с тем, что с каждым годом ухудшается экологическая обстановка на планете. Поэтому важно современному обществу прививать экологическое воспитание. Особенно важно прививать экологические знания подрастающему поколению. Изучение экологии способствует осознанию того, что сохранение биосферы – непременное условие не только существования, но и развития человечества. Современное информационное общество нуждается в образованных, нравственных, предприимчивых, которые могут самостоятельно принимать решения, способны к сотрудничеству, отличающихся мобильностью, конструктивностью, обладающих чувством ответственности за судьбу страны и умеющих быстро ориентироваться при стремительно меняющихся условиях.

Актуальность данного курса заключается в том. что в век новых технологий ребенок перестает ощущать себя частью природы, что приводит к формированию потребительского подхода к окружающей среде, что в свою очередь губительно сказывается на окружающей среде. Поэтому очень важно формирование экологической культуры подрастающего поколения. Приоритетные способы мышления формируются в подростковом возрасте, поэтому практическая значимость данной программы заключается в привитии исследовательских навыков еще со школы. При освоении материала данного курса идет обращение к уже полученным знаниям из курсов природоведения, географии, ботаники, зоологии, химии. Прочные межпредметные связи – залог успешного и глубокого усвоения материала учеником.

 

 

Педагоги

Соколова Оксана Владимировна, педагог первой категории. Переподготовка 04.10.2018 ППП 1476-10. АНО ДПО Московская академия профессиональных компетенций по программе «Педагогика и методика доп, образования детей и взрослых: творческая деятельность. Квалификация педагог дополнительного образования.

Содержание программы

 Курс представлен для проведения кружковых занятий учащихся 5-11 классов общеобразовательных учебных заведений, рассчитан на 36 часов по 1 часа в неделю. Группа разновозрастная.

Экологическое образование в современном мире считается приоритетным направлением. Это связано с тем, что с каждым годом ухудшается экологическая обстановка на планете. Поэтому важно современному обществу прививать экологическое воспитание. Особенно важно прививать экологические знания подрастающему поколению. Изучение экологии способствует осознанию того, что сохранение биосферы – непременное условие не только существования, но и развития человечества. Современное информационное общество нуждается в образованных, нравственных, предприимчивых, которые могут самостоятельно принимать решения, способны к сотрудничеству, отличающихся мобильностью, конструктивностью, обладающих чувством ответственности за судьбу страны и умеющих быстро ориентироваться при стремительно меняющихся условиях.

Актуальность данного курса заключается в том. что в век новых технологий ребенок перестает ощущать себя частью природы, что приводит к формированию потребительского подхода к окружающей среде, что в свою очередь губительно сказывается на окружающей среде. Поэтому очень важно формирование экологической культуры подрастающего поколения. Приоритетные способы мышления формируются в подростковом возрасте, поэтому практическая значимость данной программы заключается в привитии исследовательских навыков еще со школы. При освоении материала данного курса идет обращение к уже полученным знаниям из курсов природоведения, географии, ботаники, зоологии, химии. Прочные межпредметные связи – залог успешного и глубокого усвоения материала учеником.

1. Введение. Техника безо­пасности во время экскур­сий и практи­ческих работ в природе и на УОУ.
2. Осеннее об­следование пришкольно­го парка и УОУ.
3. Опытниче­ская работа на пришкольном участке в осенний пе­риод.
4. Подготовка «Юный натуралист».
5. Изучение биоценоза озера.
6. Подготовка «Моя малая родина».
7. Подготовка «Юный исследователь окружающей среды».
8. Микроскопирование.
Техника безопасности при работе с микроскопом. Приготовле­ние времен­ного микро­препарата.
Способы ок­раски препа­ратов.
Методы микроскопирования.
Что можно увидеть в микроскоп. Оформление результатов микроскопирования.
9. Подготовка «Зелёная планета».
10. Подготовка «Конкурс методических разработок».
11. Микроскопирование раз­ных групп организмов.
Микроскопирование гри­бов. Микроскопирование во­дорослей.
Микроскопирование мхов. Микроскопирование па­поротников.
Микроскопирование орга­нов голосе­менных рас­тений.
Микроскопирование орга­нов покрыто­семенных.
Микроскопирование тка­ней животных.
12. Методика постановки биологиче­ских экспе­риментов.
13. Гербаризация растений. Ра­бота с опре­делителями. Определение растений.
14. Монтировка и оформление коллекций насекомых. Определение насекомых.
 
Подготовка «Дети России за сохранение природы».
15. Простейший мониторинг окружающей среды. Био­индикация.
16. Весеннее обследование пришкольно­го парка.
17. Опытниче­ская работа на пришколь­ном участке в весенний период.
18. Подготовка исследовательских работ.

Цели программы

Цель курса: изучение методов биологических на­ук, освоение некоторых из них, использование их в процессе изучения биологии и экологии.

Задачи курса: актуализация биологических зна­ний о живых объектах и методах познания; освоение простей­ших методов биологических наук, постановки опытов, монито­ринговых исследований; развитие исследовательских навыков; формирование и развитие у учащихся ключевых компетенций, удовлетворение интереса к изучению природы.

Обучающие:

- Становление системы специальных зданий в области экологии и охраны окружающей среды;

- овладеть теоретическими и прикладными знаниями в области экологии и биологии леса;

- обучение методам самостоятельного поиска, систематизации, обобщения научной информации;

Развивающие:

- развитие духовной потребности в общении с природой, осознание ее облагораживающего воздействия; -развитие стремление к познанию окружающей природы в единстве с переживаниями нравственного характера;

- развитие творческого мышления и навыков самостоятельной работы учащихся.

Воспитательные:

- познакомить учащихся с природой родного края, района, ее экологическим состоянием;

- воспитать сознательный подход к восприятию экологических проблем;

- формирование экологически ответственной личности;

- сформировать потребность в природоохранной деятельности посредством проведения экологических акций.

Практические :

- сформировать элементарные навыки аналитической деятельности, практические навыки работы с методами необходимыми для исследований, наблюдений, измерений, экспериментов, мониторингов и т.д.

Результат программы

В ходе реализации программы учащиеся должны проявлять:

• познавательный интерес к изучению природы и взаимодействию на неё человека;

• бережное отношение к природе;

• творческую активность к познанию окружающего мира и своего места в нём, при этом соблюдать основное правило поведения в природе: Не навреди!

• самоопределение себя как личности, способной к саморегуляции;

• духовно-нравственные качества, воспринимать себя как человека и гражданина, интегрированного в современное ему;

• общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

Формы подведения итогов реализации программы;

• выставки поделок из природных материалов;

• фотовыставки;

• учебно-исследовательские конференции;

• соревнования, КВН;

демонстрация презентаций, экологических представлений.

Особые условия проведения

Учащиеся должны:

—  знать (понимать): признаки биологических объектов — клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; многообразие и сложность строения живых объектов;

-   уметь: изучать биологические объекты и процессы; ста­вить биологические эксперименты, описывать и объяснять ре­зультаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описы­вать биологические объекты; сравнивать биологические объек­ты и делать выводы на основе сравнения; определять принад­лежность биологических объектов к определенной систематиче­ской группе (классификация); проводить самостоятельный поиск биологической информации; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

Материально-техническая база

Лабораторное оборудование, микроскопы.