Программа «Фортепиано»

Образовательная программа направлена на музыкально-эстетическое, духовно-нравственное развитие обучающегося, создание основы для приобретения им опыта исполнительской практики, самостоятельной работы по изучению и постижению музыкального искусства.

Образовательная программа рассчитана на 5 лет обучения; возраст детей, поступающих в 1-ый класс, составляет  7-10 лет.

Данная Образовательная программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и ориентирована:

· на создание условий для художественного образования, музыкально-эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;

· на выявление одаренных детей в области музыкального искусства и создание условий для их ранней профессиональной ориентации;

· на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на музыкальном инструменте, позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной подготовки;

· на воспитание у детей культуры сольного и ансамблевого музицирования;

· на приобретение детьми опыта творческой деятельности;

· на воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, способствующих формированию опыта самостоятельной работы, умений самоконтроля учебной деятельности и самооценки результатов освоения образовательной программы

Педагоги

Никитенко Римма Алексеевна, высшая квалификационная категория, образование высшее

Иванова Татьяна Николаевна, первая квалификационная категория, образование средне-специальное

Калимулин Никита Сергеевич, образование высшее

Содержание программы

«Музыкальное искусство: основы инструментального исполнительства» (фортепиано комплексная и подразумевает изучение таких предметов хореографического цикла, как музыкальный инструмент, хоровое пение, сольфеджио, музыкальная литература, коллективное музицирование. 

При реализации программы общий объем аудиторной учебной нагрузки составляет 1050 часов.

1 - 5  года обучения – часов в неделю: 6

  • Музыкальный инструмент – 2 часа
  • Хоровое пение – 1 час
  • Сольфеджио – 1 час
  • Музыкальная литература – 1 час
  • Коллективное музицирование – 1 час 

Цели программы

Основная цель Образовательной программы - способствовать воспитанию гармонично развитой личности ребенка, способной творчески использовать полученные в Школе знания и умения в своей дальнейшей деятельности: досуговой или профессиональной.

В процессе обучения последовательно решаются следующие задачи:

Обучающие задачи:

· формирование исполнительских навыков учащегося в соответствии с требованиями по классам в единстве технической и выразительной сторон исполнения;

· формирование навыков самостоятельной творческой деятельности на основе практического применения знаний и умений;

· приобретение общих специальных знаний (по музыкальной грамоте, музыкальной литературе, музыкальному репертуару), необходимых в самостоятельной практической работе и важных для формирования музыкальной культуры учащегося.

Развивающие задачи:

· развитие эмоциональной сферы  личности ребенка на основе эмоциональной отзывчивости на музыку и способности к созданию музыкальных образов; позитивного отношения к музыкальным занятиям;

· развитие эмоционально-волевой сферы личности ребенка (стрессоустойчивых качеств), важной в концертно-исполнительской деятельности;

· развитие творческих способностей ребенка (фантазии, воображения, ассоциативного и образного мышления);

· развитие интеллектуальных способностей ребенка (памяти, умения сравнивать, проводить аналогии, обобщать, делать выводы);

· развитие музыкальных способностей ребенка (сенсорных: музыкального слуха, чувства ритма; интеллектуальных: музыкальных памяти, мышления и воображения; общей музыкальности).

Воспитательные задачи:

· формирование духовной культуры и нравственности ребенка на основе приобщения к высокохудожественным образцам классической и современной музыки;

· формирование мотивационной сферы личности ребенка, в основе которой – интерес к музыкальной деятельности и творческому труду, способность к самообразованию и творческой самореализации;

· формирование определенных качеств личности ребенка, необходимых для успешной деятельности: самостоятельности, познавательной активности, дисциплинированности, ответственности, способности к самооценке

Результат программы

Результаты освоения образовательной программы «Основы инструментального исполнительства» по учебным предметам должны отражать:

1. Музыкальный инструмент:

- наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;

- сформированную базу исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющую  дальнейшее развитие в данной области;

- владение основными приемами звукоизвлечения, умение правильно использовать их на практике;

- знание в соответствии с программными требованиями инструментального репертуара, включающего произведения разных стилей и жанров (полифонические произведения, крупная форма, разнохарактерные  пьесы, этюды);

- знание художественно-исполнительских возможностей музыкального инструмента;

- умение слухового контроля и интонационного слышания (единый метроритм, фразировка, кульминация, синхронность в игре в ансамбле);

- знание профессиональной терминологии;

- умение самостоятельного разбора музыкального произведения;

- наличие умений по чтению с листа;

- приобретение опыта концертных выступлений.

 2. Хоровое пение:

- знание начальных основ хорового искусства, вокально-хоровых особенностей хоровых произведений;

- умение передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью органического сочетания слова и музыки;

- навыки коллективного хорового исполнительского творчества;

- наличие практических навыков исполнения партий в составе вокального ансамбля и хорового коллектива.

 3. Коллективное музицирование (предмет по выбору):

- сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного творчества - ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать  единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла;

- навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства, обусловленные художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.

 4. Сольфеджио:

- первичные теоретические знания, в том числе, профессиональной музыкальной терминологии;

- умение сольфеджировать одноголосные, двухголосные музыкальные примеры, записывать музыкальные построения средней трудности с использованием навыков слухового анализа, слышать и анализировать аккордовые и интервальные цепочки;

- умение осуществлять анализ элементов музыкального языка;

- навыки владения элементами музыкального языка (исполнение на инструменте, запись по слуху, построение в нотной тетради).

 5. Музыкальная литература:

- наличие первоначальных знаний о музыке как виде искусства, ее основных средствах музыкальной выразительности, в том числе о музыкальных инструментах,  основных жанрах;

- умение проанализировать и рассказать о своем впечатлении от прослушанного музыкального произведения, провести ассоциативные связи с фактами своего жизненного опыта или произведениями других видов искусств;

- знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов согласно программным требованиям;

- знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений зарубежных и отечественных композиторов различных исторических периодов, стилей, жанров и форм от эпохи барокко до современности;

- знание основных исторических периодов развития зарубежного и отечественного музыкального искусства;

- знание особенностей национальных традиций, фольклорных истоков музыки;

- знание профессиональной музыкальной терминологии;

- умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве композиторов; 

- умение определять на слух фрагменты того или иного изученного музыкального произведения

Особые условия проведения

Наличие дома музыкального инструмента

Материально-техническая база

Для реализации Образовательной программы минимально необходимый перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:

· концертный (малый) зал с роялем, пультами и звукотехническим оборудованием;

· библиотеку;

· учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий.

Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета «Музыкальный инструмент», оснащены двумя фортепиано; имеют площадь не менее 6 кв.м.

Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебных предметов «Сольфеджио», «Музыкальная литература»,  оснащены  фортепиано,  звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами), оформлены  наглядными пособиями. Также учебные аудитории для мелкогрупповых и групповых занятий оснащены  компьютерами; подключен интернет.

Библиотечный фонд Школы  укомплектован печатными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по всем учебным предметам, а также изданиями музыкальных произведений, специальными хрестоматийными изданиями, партитурами, клавирами оперных, хоровых и оркестровых произведений в объеме, соответствующем требованиям программы. Основной учебной литературой по учебным предметам историко-теоретической подготовки обеспечивается каждый обучающийся.

Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, включает официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1–2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

Материально-техническая база учреждения соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда;  соблюдаются  своевременные сроки текущего и капитального ремонта учебных помещений и музыкальных инструментов