Программа «Тико–мастера»

     Наглядные модели являются важнейшим средством развития способностей ребенка и важнейшим условием формирования внутреннего, идеального плана мыслительной деятельности. Поэтому ребенок дошкольник способен получить представления о начальном моделировании, как части научно-технического творчества через Тико - моделирование.

 

    Актуальность программы: благодаря данной программе воспитанники легко запоминают не только плоскостные фигуры, но и объемные, что способствует более эффективной подготовке дошкольников к изучению систематического курса геометрии и является основой формирования инженерного мышления.

 

    Новизна программы: это современная игровая образовательная технология, направленная на развитие прединженерного мышления дошкольников, способствующая наиболее интенсивному интеллектуальному развитию.

 

    В программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение дошкольника в динамичную деятельность, на обеспечение понимания математических понятий, на приобретение практических навыков самостоятельной деятельности. Методика работы с конструктором ТИКО предполагает развитие у детей навыков конструкторской и проектной деятельности на основе исследования геометрических фигур и интеграции изученных геометрических модулей.

Педагоги

Молчанова Татьяна Николаевна - воспитатель, высшая квалификационная категория.

Образование: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Новосибирский государственный педагогический университет" - учитель начальных классов, по специальности "Педагогика и методика начального образования", 2012 год.

Содержание программы

Плоскостное моделирование.

1. Исследование форм и свойств - 2 ч.

2. Сравнение и классификация - 6ч.

3. Выявление закономерностей. Конструирование узоров и орнаментов - 2ч.

4. Пространственное ориентирование - 6 ч.

5. Выделение частей и целого теория - 2 ч.

Всего - 18 ч. 

Объемное моделирование.

1. Исследование и конструирование сложных многогранников - 4,5 ч.

2. Исследование и конструирование предметов, имеющих форму призмы - 4,5 ч.

3. Исследование и конструирование предметов пирамидальной формы - 4,5ч.

14. Тематическое конструирование - 4,5 ч.

Всего - 18 ч.

Цели программы

Цель программы: создание благоприятных условий для развития у детей первоначальных конструкторских умений на основе ТИКО - моделирования, для раскрытия творческого потенциала ребенка, способности и готовности в дальнейшем к созидательному творчеству по конструированию и моделированию.

 

Задачи:

Образовательная:

  • формировать представления детей о плоскостных и объемных геометрических фигурах, телах и их свойствах; обучать способам анализа, группировки, классификации;
  • совершенствовать компоненты конструкторской деятельности, технические и изобретательские умения;
  • формировать навыки пространственного, абстрактного и логического мышления; умения расчленять сложную форму на составные части, соотносить расстояние, определять местоположение и взаимоотношения между объектами.

Развивающая:

  • развивать зрительно-двигательную координацию;
  • развивать умения воспринимать сенсорные эталоны, выделять объёмные предметы в макропространстве, соотносить формы объёмных предметов, заданные эталоны формы;
  • развивать коммуникативную деятельность.

Воспитательная:

  • воспитывать интерес к предмету;
  • тренировать дисциплину;
  • поддерживать проявления самостоятельности, инициативности, индивидуальности, активизировать творческие проявления детей.

Результат программы

В результате реализации программы у обучающихся будут развиты следующие личностные качества:

  • первоначальные конструкторские умения на основе ТИКО - моделирования;
  • творческий потенциал ребенка;
  • способность и готовности в дальнейшем к созидательному творчеству по конструированию и моделированию;
  • сформировано пространственное, абстрактное и логическое мышление;
  • самостоятельность, инициативность, индивидуальность.

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  •  плоскостные и объемные геометрические фигуры, тела и их свойства.

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • анализировать, группировать, сравнивать и классифицировать;
  • расчленять сложную форму на составные части;
  • определять местоположение и взаимоотношения между объектами;
  • выделять объёмные предметы в макропространстве;
  • соотносить формы объёмных предметов, заданные эталоны формы;
  • конструировать объёмные фигуры;
  • создавать собственные ТИКО - изобретения путем комбинирования изученных геометрических модулей (многоугольников, многогранников).

Материально-техническая база

Наглядно-методические материалы:

  • технологические карты для сборки объёмных ТИКО – конструкций;
  • схемы плоскостных фигур ТИКО;
  • контурные схемы ТИКО – фигур;
  • картотека диктантов с ТИКО – конструктором;
  • мультимедийные презентации: "Периметр", "Каталог геометрических фигур и тел", "Объем", "Многоугольники", "Симметрия".

Материально-техническое оснащение занятий:

  • проектор;
  • музыкальный центр;
  • стеллаж для хранения наглядного материала;
  • конструктор ТИКО – "Фантазёр";
  • простые карандаши;
  • цветные карандаши;
  • корзиночки для индивидуальной и парной работы.