Программа «Чудесные ремесла»

  • (1)

Актуальность, педагогическая целесообразность программы

В общем ряду пластических искусств декоративно-прикладное наиболее приближено к человеку, тесно связано с его жизнедеятельностью. Мебель, посуда, одежда, утварь…. Каждая вещь занимает определенное место не только в созданной человеком пространственной среде, но и в его духовном мире. Народное искусство во всем многообразии его проявлений – это великая память народа, «духовный мост», соединяющий день вчерашний и день сегодняшний, прошлое и настоящее. Человек без памяти прошлого лишен своих исторических корней, не способен осмыслить себя, своё место в жизни. Именно поэтому занятия декоративно-прикладным творчеством имеют огромное значение в становлении личности ребенка, а образовательные программы, направленные на развитие творческих задатков детей в различных видах декоративно – прикладной деятельности становятся все более актуальными в современных условиях.

 

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Чудесные ремесла» студии декоративно – прикладного искусства «Мастер» имеет художественную направленность и содействует развитию у детей воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, мелкой моторики, раскрытию творческого потенциала личности, а так же вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребенка, его эмоциональной отзывчивости и воспитанности.

 

Приобретая практические умения и навыки в области декоративно-прикладного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание что-то создавать своими руками. Будучи сопряжено с изучением произведений искусства, декоративно-прикладное творчество пробуждает у детей интерес к народному искусству, любовь и уважение к народной культуре и традициям.

 

Дополнительная общеобразовательная программа «Чудесные ремесла» включает в себя изучение 4-х направлений декоративно-прикладного искусства: керамики, соломенной пластики, конструирования из бумаги и кожи. Последовательное изучение 4-х разных ремесел позволяет ребенку почувствовать одни и те же предметы, как на плоскости, так и в объеме. Это способствует развитию творческого мышления и воображения, способности к более совершенному восприятию окружающего мира. В то же время, детям, обучающимся в студии, предлагается попробовать себя в разных видах декоративно-прикладного творчества. Это позволяет ребенку найти наиболее близкий вид деятельности, где бы он наилучшим образом смог реализовать собственные замыслы и возможности. В этом заключается педагогическая целесообразность данной программы.

 

Программа «Чудесные ремесла» составлена на основе изучения типовых школьных программ по изобразительной деятельности и технологии, образовательных программ дополнительного образования по ИЗО и декоративно-прикладному искусству, методической литературы по данному направлению. В то же время в программе использован собственный опыт работы автора как педагога дополнительного образования.

 

Отличительные особенности программы

Традиционные школьные курсы рисования и технологии не позволяют обучающимся детям в достаточно полной мере освоить язык различных видов декоративно – прикладного искусства. К тому же, известная стереотипизация в преподнесении внесенных в учебные планы тем, часто не способствует развитию творческой импровизации, воображения, фантазии детей. В итоге это нередко оборачивается формированием у многих школьников устойчивой неуверенности в себе в отношении декоративно – прикладной деятельности, боязни свободно выражать себя, дабы не показаться несостоятельными в глазах взрослых и сверстников.

 

Предоставляемая данной программой возможность разнообразной «пробы сил» обучающихся в различных видах декоративно – прикладного искусства содействует разрушению стереотипа неспособности к художественному творчеству, развитию уверенности в себе, формированию адекватной самооценки детей. Восполняя неизбежные пробелы художественно-эстетического образования школьников, в особенности в плане приобретении ими практических навыков работы с глиной, соломкой, кожей, бумагой, программа одновременно способствует лучшему пониманию детьми произведений искусства, повышению общего уровня нравственно-эстетической культуры личности, ее воспитанности.

Педагоги

Зенкова Наталья Ивановна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории.

Стаж педагогической работы - 20 лет

 

Прохождение курсов повышения квалификации:

2014, ГАОУ ДПО НСО «НИПКиППРО» «Русская классическая литература ХIХ века и современный школьник- читатель в контексте реализации ФГОС», 108 час.

25.09-26.10.2017 ГАОУ ДПО НСО «НИПКиППРО» «Реализация системно- деятельностного подхода в воспитательном пространстве ОО», 72 час.

 

Лауреат III областного фестиваля творчества педагогических коллективов образовательных организаций Новосибирской области «Признание – 2016» в номинации «Золотые руки».

Лауреат XIII регионального этнокультурного конкурса детей и взрослых «Через прошлое к будущему» в номинации: «Народные ремёсла. Мастер традиционной культуры по декоративно-прикладному искусству» (2017 г.).

Расписание

Для обучающихся 1–го года обучения – 2 занятия по 2 академических часа в неделю, 144 часа в год.

Для обучающихся 2–го года обучения – 2 занятия по 2 академических часа в неделю, 144 часа в год.

Для обучающихся 3–го года обучения – 2 занятия по 2 академических часа в неделю, 144 часа в год.

 

Содержание программы

Учебный план программы 1-го года обучения – 144 часа

  • Керамика – 110 часов.
  • Аппликация и конструирование из бумаги – 34 часа.

 

Учебный план программы 2-го года обучения – 144 часа

  • Соломенная пластика – 60 часов.
  • Керамика- 84 часа.

 

Учебный план программы 3-го года обучения – 144 часа

  • Декоративная кожа – 40 часов.
  • Керамика – 104 часов. 

Цели программы

Создание условий для творческого развития детей средствами декоративно-прикладного искусства.

 

Образовательные задачи:

· расширять знания о декоративно-прикладном творчестве, народных промыслах;

· знакомить с особенностями обработки глины, соломки, кожи, бумаги;

· учить различным техникам декоративно-прикладной деятельности.

 

Развивающие задачи:

· развивать творческое мышление, воображение, умение решать художественно-творческие задачи на повтор, вариации и импровизацию по мотивам народных промыслов;

· развивать художественный вкус;

· развивать мелкую моторику рук.

 

Воспитательные задачи:

· прививать интерес к народному искусству и традициям;

· развивать коммуникативные навыки;

· воспитывать культуру общения;

· формировать аккуратность в работе и трудолюбие.

Результат программы

К концу 1 года обучения дети должны:

знать:

  • основные понятия цветоведения;
  • этапы изготовления изделий из глины;
  • этапы изготовления рельефа (плакетки);
  • правила работы с художественными инструментами и материалами;
  • отличительные особенности народных глиняных игрушек разных промыслов;
  • особенности символики в русском народном искусстве;

владеть:

  • специальной терминологией в объеме программы;
  • простейшими приемами работы с глиной;
  • простейшими приемами работы с бумагой.

 

К концу 2 года обучения дети должны:

знать:

  •  технологию изготовления изделий из соломки и глины:
  •  этапы изготовления рельефа (плакетки);
  •  этапы обработки и окрашивания соломки;
  •  этапы изготовления аппликаций из соломки;
  •  отличительные особенности Гжельской и Скопинской керамики;
  •  особенности лепки и росписи Древнегреческой керамики;
  •  правила техники безопасности при работе с острыми режущими инструментами;
  •  этапы изготовления сосудов из жгутов;
  •  этапы шликерного литья;
  •  технологию выполнения инкрустации из соломки;
  •  технологию изготовления изделий в технике скульптурной миниатюры;

владеть:

  •  специальной терминологией в объеме программы;
  •  приемами работы с соломкой (уметь обрабатывать и окрашивать соломку, резать, варить, проглаживать соломенные ленты; аккуратно вырезать и наклеивать детали для соломенных аппликаций);
  •  технологиями соломенной пластики (аппликация, инкрустация);
  •  приемами работы с глиной (владеть методом вытягивания, методом спиральной лепки из жгутов, методом лепки сосудов из пластин, методом литья, уметь выкатывать глиняные пласты и делать из них несложные изделия, владеть навыками декорирования изделий, уметь изготавливать изделия в технике скульптурной миниатюры, самостоятельно выполнять работы от эскиза до готового изделия).

 

К концу 3 года обучения дети должны:

знать:

  •  технологию изготовления изделий из глины и кожи;
  •  правила техники безопасности при работе с острыми режущими инструментами;
  •  приемы декорирования изделий из глины;
  •  технологию обработки поверхности сосудов методом лощения;
  •  технологию изготовления декоративных тарелок – панно;
  •  технологию изготовления панно на ткани с глиняными элементами;
  •  историю возникновения кожевенного промысла;
  •  этапы обработки кожи в различных техниках.

владеть:

  •  специальной терминологией в объеме программы;
  •  техниками работы с глиной в объеме программы;
  •  приемами работы с кожей (уметь изготавливать объемные и полу – объемные изделия, самостоятельно выполнять работы от эскиза до готового изделия, обрабатывать кожу на свечке и электроплитке; в технике «Жмурка»; владеть приёмами стилизации).

Особые условия проведения

Принимаются все желающие, без специального отбора.

Ограничений по здоровью нет.

Материально-техническая база

Для занятий имеется кабинет площадью 31,4 кв. м., оборудованный столами и стульями ученическими, шкафами с отделениями для хранения наглядных пособий, методических материалов, детских работ, учебной литературы.

Есть лаборантская, где установлена муфельная печь для обжига изделий, емкости для хранения глины.

В кабинете имеются необходимые для реализации программы технические средства обучения.

Согласно требованиям СанПиН кабинет оборудован раковиной с подачей холодной и горячей воды.

 

Методы обучения:

 

Словесные методы (используются на всех занятиях в студии). Например, при «раскрытии» новых тем («Дымковская игрушка», «Древнегреческая керамика», «Свистулька»). Вводные занятия по каждому курсу проводятся так же с использованием словесных методов: объяснения, рассказа, диалога, консультации. На творческих занятиях, когда дети изготавливают изделие по выбору или замыслу (лепка из пласта, декорирование отливок кувшинчиков, тарелок, колокольчиков и т.п.) чаще используются беседа, чтение, диалог, консультация.

 

Наглядный метод обучения используется на всех занятиях в студии. Сюда входит демонстрация учебных карт, плакатов, книг, готовых изделий обучающихся или педагога, демонстрация произведений декоративно – прикладного искусства. Кроме этого на всех занятиях используется наглядный показ педагогом тех или иных приёмов обработки различных материалов (глина, кожа, соломка, бумага).

 

Практический метод обучения используется также на всех занятиях студии.

 

Игровые методы используются при проведении в студии игровых программ. Проводятся игры познавательного характера (по видам декоративного – прикладного искусства, разновидностям народных промыслов, глиняным игрушкам и изделиям).

 

Метод самостоятельной работы используется на занятиях по изготовлению собственного фантазийного изделия.

 

Информационно-дидактическое обеспечение программы

В процессе реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Чудесные ремесла» используются:

  1. Технологические карты по курсу «Керамика».
  2. Наглядные пособия по курсу «Керамика».
  3. Наглядные пособия по курсу «Декоративная соломка».
  4. Наглядные пособия по курсу «Декоративная кожа».
  5. Трафареты по курсу «Аппликация и конструирование из бумаги».
  6. Трафареты по курсу «Керамика».
  7. Трафареты по курсу «Декоративная кожа».
  8. Трафареты по курсу «Декоративная соломка».
  9. Гипсовые формы для отливки пустотелых изделий из глины.

Стоимость

Обучение бесплатное.