Программа «Эстрадное пение»

Образовательная программа направлена на музыкально-эстетическое, духовно-нравственное развитие обучающегося, создание основы для приобретения им опыта исполнительской практики, самостоятельной работы по изучению и постижению музыкального искусства.

Образовательная программа рассчитана на 5 лет обучения; возраст детей, поступающих в 1 класс, составляет 7-11 лет.

Данная Образовательная программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и ориентирована:

· на создание условий для художественного образования, музыкально-эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;

· на выявление одаренных детей в области музыкального искусства и создание условий для их ранней профессиональной ориентации;

· на приобретение детьми знаний, умений и навыков вокального исполнительства, позволяющих исполнять произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной и вокальной подготовки;

· на воспитание у детей культуры сольного и ансамблевого музицирования;

· на приобретение детьми опыта творческой деятельности;

· на воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, способствующих формированию опыта самостоятельной работы, умений самоконтроля учебной деятельности и самооценки результатов освоения образовательной программы 

Педагоги

Грошева Наталья Евгеньевна – преподаватель высшей квалификационной категории, педагогический стаж – 23 года, курсы повышения квалификации ООО «Центр непрерывного образования и инноваций» 2019

Орлова Ольга Александровна – преподаватель высшей квалификационной категории, педагогический стаж – 14 лет, курсы повышения квалификации НМК «Музыкальное искусство эстрады» 2015

Содержание программы

Программа «Музыкальное искусство: основы вокального исполнительства (эстрадное пение)» комплексная и подразумевает изучение таких предметов, как сольное пение (эстрадное), музыкальный инструмент фортепиано, сольфеджио, музыкальная литература, коллективное музицирование.

При реализации программы общий объем аудиторной учебной нагрузки составляет 1225 часов.

1-й год обучения – часов в неделю: 5

  • Сольное пение (эстрадное) – 21 час
  • Музыкальный инструмент фортепиано – 1 час
  • Сольфеджио – 1 час
  • Музыкальная литература – 1 час
  • Коллективное музицирование – 1 час

2-й год обучения – часов в неделю: 5

  • Сольное пение (эстрадное) – 21 час
  • Музыкальный инструмент фортепиано – 1 час
  • Сольфеджио – 1 час
  • Музыкальная литература – 1 час
  • Коллективное музицирование – 1 час

3-й год обучения – часов в неделю: 5

  • Сольное пение (эстрадное) – 21 час
  • Музыкальный инструмент фортепиано – 1 час
  • Сольфеджио – 1 час
  • Музыкальная литература – 1 час
  • Коллективное музицирование – 1 час

4-й год обучения – часов в неделю: 5

  • Сольное пение (эстрадное) – 21 час
  • Музыкальный инструмент фортепиано – 1 час
  • Сольфеджио – 1 час
  • Музыкальная литература – 1 час
  • Коллективное музицирование – 1 час

5-й год обучения – часов в неделю: 5

  • Сольное пение (эстрадное) – 21 час
  • Музыкальный инструмент фортепиано – 1 час
  • Сольфеджио – 1 час
  • Музыкальная литература – 1 час
  • Коллективное музицирование – 1 час

 

Цели программы

Основная цель Образовательной программы – способствовать воспитанию гармонично развитой личности ребенка, способной творчески использовать полученные в Детской музыкальной школе знания и умения в своей дальнейшей деятельности: досуговой или профессиональной.

В процессе обучения последовательно решаются следующие задачи:

Обучающие задачи:

· формирование исполнительских навыков учащегося в соответствии с требованиями по классам в единстве технической и выразительной сторон исполнения;

· формирование навыков самостоятельной творческой деятельности на основе практического применения знаний и умений;

· приобретение общих специальных знаний (по музыкальной грамоте, музыкальной литературе, вокальному репертуару), необходимых в самостоятельной практической работе и важных для формирования музыкальной культуры учащегося.

Развивающие задачи:

· развитие эмоциональной сферы личности ребенка на основе эмоциональной отзывчивости на музыку и способности к созданию музыкальных образов; позитивного отношения к музыкальным занятиям;

· развитие эмоционально-волевой сферы личности ребенка (стрессоустойчивых качеств), важной в концертно-исполнительской деятельности;

· развитие творческих способностей ребенка (фантазии, воображения, ассоциативного и образного мышления);

· развитие интеллектуальных способностей ребенка (памяти, умения сравнивать, проводить аналогии, обобщать, делать выводы);

· развитие музыкальных способностей ребенка (сенсорных: музыкального слуха, чувства ритма; интеллектуальных: музыкальных памяти, мышления и воображения; общей музыкальности).

Воспитательные задачи:

· формирование духовной культуры и нравственности ребенка на основе приобщения к высокохудожественным образцам классической и современной музыки;

· формирование мотивационной сферы личности ребенка, в основе которой – интерес к музыкальной деятельности и творческому труду, способность к самообразованию и творческой самореализации;

· формирование определенных качеств личности ребенка, необходимых для успешной деятельности: самостоятельности, познавательной активности, дисциплинированности, ответственности, способности к самооценке

Результат программы

Результаты освоения образовательной программы по учебным предметам должны отражать:

1. Сольное пение:

- наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;

- знание начальных основ вокального искусства;

- знание художественно-исполнительских возможностей певческого голоса;

- наличие навыков исполнения вокальных произведений (сольное исполнение, ансамблевое исполнение);

- умение использовать выразительные средства для создания художественного образа;

- умение передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью органического сочетания слова и музыки;

- умение самостоятельно разучивать вокальные произведения различных жанров и стилей;

- знание основ музыкальной грамоты;

- знание наиболее употребляемой музыкальной терминологии;

- наличие навыков публичных выступлений;

- наличие навыков общения со слушательской аудиторией в условиях музыкально- просветительской деятельности.

 2. Музыкальный инструмент (фортепиано):

- знание художественных особенностей и возможностей фортепиано;

- знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений, написанных для фортепиано зарубежными и отечественными композиторами;

- владение основными приемами фортепианной игры, использование художественно оправданных технических приемов, позволяющих создавать художественный образ, соответствующий авторскому замыслу;

- умение самостоятельно разбирать несложные музыкальные тексты.

 3. Сольфеджио:

- первичные теоретические знания, в том числе, профессиональной музыкальной терминологии;

- умение сольфеджировать одноголосные, двухголосные музыкальные примеры, записывать музыкальные построения средней трудности с использованием навыков слухового анализа, слышать и анализировать аккордовые и интервальные цепочки;

- умение осуществлять анализ элементов музыкального языка;

- навыки владения элементами музыкального языка (исполнение на инструменте, запись по слуху, построение в нотной тетради).

 4. Музыкальная литература:

- наличие первоначальных знаний о музыке как виде искусства, ее основных средствах музыкальной выразительности, в том числе о музыкальных инструментах, основных жанрах;

- умение проанализировать и рассказать о своем впечатлении от прослушанного музыкального произведения, провести ассоциативные связи с фактами своего жизненного опыта или произведениями других видов искусств;

- знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов согласно программным требованиям;

- знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений зарубежных и отечественных композиторов различных исторических периодов, стилей, жанров и форм от эпохи барокко до современности;

- знание основных исторических периодов развития зарубежного и отечественного музыкального искусства;

- знание особенностей национальных традиций, фольклорных истоков музыки;

- знание профессиональной музыкальной терминологии;

- умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве композиторов;

- умение определять на слух фрагменты того или иного изученного музыкального произведения.

 5. Предмет по выбору: коллективное музицирование:

- сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного творчества – ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевом пении единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла;

- навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства, обусловленные художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения 

Материально-техническая база

Для реализации Образовательной программы минимально необходимый перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:

· концертный (малый) зал с роялем, пультами и звукотехническим оборудованием;

· библиотеку;

· учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий.

Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета «Музыкальный инструмент», оснащены двумя фортепиано; имеют площадь не менее 6 кв.м.

Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебных предметов «Сольное пение», «Сольфеджио», «Музыкальная литература», оснащены фортепиано, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами), оформлены наглядными пособиями. Также учебные аудитории для мелкогрупповых и групповых занятий оснащены компьютерами; подключен интернет.

Библиотечный фонд Школы укомплектован печатными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по всем учебным предметам, а также изданиями музыкальных произведений, специальными хрестоматийными изданиями, партитурами, клавирами оперных, хоровых и оркестровых произведений в объеме, соответствующем требованиям программы. Основной учебной литературой по учебным предметам историко-теоретической подготовки обеспечивается каждый обучающийся.

Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, включает официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1–2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

Материально-техническая база учреждения соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда; соблюдаются своевременные сроки текущего и капитального ремонта учебных помещений и музыкальных инструментов