Программа «Волшебный мир песни»

  • (1)

Актуальность, социально- педагогические приоритеты программы.

Искусство – есть уникальный способ постижения жизни; это особая форма эмоционально насыщенного познания, доставляющего растущему человеку эстетическую радость, ощущение полноты истинно человеческого бытия. Искусство очищает и возвышает личность, позволяет человеку не просто отвлечься от проблем, а качественно переосмыслить их, дает возможность почувствовать себя свободнее, а значит взглянуть на мир другими, более умудренными, просветленными глазами. Но для молодежи, для растущего человека искусство есть, прежде всего, общение.

 

Общение с помощью эстрадной песни – специфическая форма художественного воспитания, требующая особого педагогического подхода. Как известно, эстрадное пение – есть сегодня одна из самых массовых, синтетических, многослойных форм молодежного искусства. Это именно та сценическая форма, которая задает свой специфически молодежный тон в процессе формировании культурно-эстетических ценностей растущего человека, это именно та уникальная форма, которая особым образом расширяет его художественно – эстетический кругозор, задает свой особый вектор социализации как тех, кто исполняет музыку, так и тех, кто её слушает.

 

Особое, исключительное влияние оказывает пение на формирование личности ребенка. Оно способствует его интенсивному – эстетическому и творческому – развитию, раскрытию природных задатков и способностей, становлению личностных качеств и выявлению индивидуальных творческих особенностей. Поэтому в настоящее время особенно нужны такие общеобразовательные программы, которые смогут целеустремленно, вдумчиво, педагогически последовательно приобщить подрастающее поколение к прекрасному и удивительному миру музыки, познакомить юное поколение с лучшими сценическими образцами народного музыкального творчества, научат понимать и исполнять произведения композиторов – классиков и наших современников.

 

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Волшебный мир песни», реализуемая в эстрадной студии «Имэйджн», в стратегическом отношении направлена на:

  •  художественно-творческое, культурно-эстетическое и духовно-нравственное развитие обучающихся, деятельностное приобщению их к миру музыки, овладение современными средствами вокального сценического исполнительства;
  • личностно-психологическое развитие, выражающееся в способности самих обучающихся объективно оценивать свои творческие возможности, раскрывать их, в конечном итоге, ощущать свою творческую самодостаточность и уникальность;
  • всемерное раскрытие потенциала общения растущей личности, наполнение такого общения духовно-этическим содержанием.

 

Особенности построения программы.

Искусство эстрадно-вокального сценического исполнительства имеет свою специфику, свои выразительные средства и свои особые способы педагогического (обучающего, развивающего и воспитывающего) воздействия на растущего человека. В простом на первый взгляд «исходном материале» – голосе – заложен огромный личностно-созидающий потенциал. Однако следует учитывать строго объективный педагогический факт: обучение вокальному пению достаточно сложный и длительный процесс, т.к. каждый ребенок имеет свои собственные индивидуальные исполнительские и художественно-творческие задатки.

 

Отличительной особенностью данной общеобразовательной программы является то, что она позволяет выявить и раскрыть творческие задатки и способности детей, используя в процессе их обучения, личностно-дифференцированную схему организационно-педагогических действий.

 

Стартовые возможности в процессе обучения для всех детей устанавливаются одинаковые. На первом году обучения происходит по преимуществу общее художественное развитие ребенка, расширение его кругозора, выстраивание межличностных взаимоотношений в учебной группе. Со второго года обучения оно начинает сочетаться с более выраженным личностно-ориентированным подходом к каждому ребенку, учитывающим, с одной стороны, особенности его возрастного, психологического, физического развития, а, с другой стороны, степень индивидуальной вокально-исполнительской одаренности и работоспособности. В связи с этим в программу второго года обучения введены индивидуальные занятия по вокалу, повышающие общий уровень вокального мастерства, способствующие овладению основными приемами вокального исполнительства (правильным дыханием, звукоизвлечением, певческой артикуляцией и дикцией, точным интонированием и т.д.).

 

Реализованная нами в рамках данной общеобразовательной программы возможность для всех детей овладеть вокальными навыками, позволяет опровергнуть устоявшийся педагогический стереотип о неспособности большинства детей к музыкальному творчеству, интенсивному развитию уверенности в себе, формированию адекватной самооценки, в конечном итоге, возможности обучения свободному художественному самовыражению.

 

Эстрадное искусство является универсальным творческим пространством, которое вмещает в себя самые различные жанры сценического исполнительства. Широкий диапазон осваиваемых жанровых направлений, представленных в программе, дает возможность обучающимся выбрать наиболее приемлемую для них форму сценической деятельности. При этом учитываются как индивидуально-личностные особенности детей, опыт их общения в коллективе, так и их творческие способности, и природные психофизические задатки. В этом обстоятельстве заключена отличительная особенность данной программы.

Педагоги

Ермоченко Анна Валентиновна, педагог дополнительного образования, высшей квалификационной категории.

Стаж педагогической работы: 29 лет.

Прохождение курсов повышения квалификации:

2015, ГАОУ ДПО НСО «НИПКиППРО», «Организация воспитательного процесса на основе традиционных для России нравственных ценностей», 108 час.

Эксперт жюри международных конкурсов, Лауреат городского и областного конкурса профессионального мастерства, дипломант фонда В.Спивакова,

 

Награждена:

Почетная грамотой Министерства образования науки Российской Федерации.

Диплом лауреата IV городского фестиваля "Методический подиум".

 

  

Никитина Анжелика Сергеевна, педагог дополнительного образования первой квалификационной категории.

Стаж педагогической работы: 17 лет.

Прохождение переподготовки и курсов повышения квалификации:

2015, ГАОУ ДПО НСО «НИПКиППРО», «Организация воспитательного процесса на основе традиционных для России нравственных ценностей», 108 час.

03.10.2016-19.01.2017 Новосибирский институт дополнительного образования, филиал СибГАУ «Педагогика и психология дополнительного образования», 270 час.

 

Участник конкурса профессионального мастерства "Сердце отдаю детям".

 

 

Публикации в средствах массовой информации профессиональной направленности:

1. Ермоченко А.В. Чему нас учит сцена? Экспертные критические размышления из методической записной книжки // Воспитание и дополнительное образование в Новосибирской области. Информационно-методический журнал. – 2018 [Доменное имя сайта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет: SIBVIDO.RU].

2. Ермоченко А.В., Никитина А.С. Коммуникативно-развивающий потенциал эстрадного вокального исполнительства. В кн.: Умножая традиции прошлого: обучение, общение, творчество: материалы XVII открытых городских педагогических чтений. – Новосибирск; ДДТ им. В. Дубинина, 2018.

Расписание

1. Ансамбль – групповые занятия.

2. Вокал – индивидуальные занятия.

 

Занятия проводятся:

  • в первый год обучения – ансамбль 2ч. в неделю (72 часа в год);
  • во второй год обучения – вокал 30 минут в неделю, ансамбль 4 ч. в неделю (144 часа в год);
  • в третий год обучения – вокал 30 минут в неделю, ансамбль 6 ч. в неделю (216 часов в год);
  • в четвертый год обучения – вокал 30 минут в неделю, ансамбль 6 ч. в неделю (216 часов в год);
  • в пятый год обучения – вокал 30 минут в неделю, ансамбль 6 ч. в неделю (216 часов в год).

Содержание программы

Учебный план программы 1 год обучения – 72 часа.

  • Музыкальная грамота – 6 часов.
  • Звукоизвлечение – 12 часов.
  • Дыхание – 16 часов.
  • Дикция, артикуляция – 12 часов.
  • Интонация – 12 часов.
  • Работа над репертуаром – 14 часов.

 

Учебный план программы 2 год обучения – 144 часа.

  • Музыкальная грамота – 15 часов.
  • Звукоизвлечение – 20 часов.
  • Дыхание – 25 часов.
  • Приемы выразительности – 10 часов.
  • Дикция, артикуляция – 20 часов.
  • Интонация – 28 часов.
  • Работа над репертуаром – 26 часов.

 

Учебный план программы 3 год обучения – 216 часов.

  • Музыкальная грамота – 20 часов.
  • Звукоизвлечение – 30 часов.
  • Дыхание – 30 часов.
  • Приемы выразительности – 40 часов.
  • Дикция, артикуляция – 20 часов.
  • Интонация – 40 часов.
  • Работа над репертуаром – 36 часов.

 

Учебный план программы 4 год обучения – 216 часов.

  • Музыкальная грамота – 20 часов.
  • Звукоизвлечение – 30 часов.
  • Дыхание – 30 часов.
  • Приемы выразительности – 40 часов.
  • Дикция, артикуляция – 20 часов.
  • Интонация – 40 часов.
  • Работа над репертуаром – 36 часов.

 

Учебный план программы 5 год обучения – 216 часов.

  • Музыкальная грамота - 20 часов.
  • Звукоизвлечение - 30 часов.
  • Дыхание - 30 часов.
  • Приемы выразительности - 40 часов.
  • Дикция, артикуляция - 20 часов.
  • Интонация - 40 часов.
  • Работа над репертуаром - 36 часов.

Цели программы

Содействовать развитию духовно-нравственных, музыкально – эстетических проявлений личности детей и подростков, развитию их коммуникативно-творческих возможностей в процессе усвоения основ вокального сценического исполнительства.

 

Задачи:

Образовательные:

· расширить культурно-эстетический кругозор, обеспечивающий интенсивный рост вкусовых предпочтений в сфере искусства и музыкально-сценического исполнительства;

· способствовать овладению вокальной исполнительской техникой (певческая опора, дыхание, правильное интонирование, работа резонаторов, дикционные и артикуляционные навыки, средства музыкальной выразительности и пр.);

· заложить информационно-содержательную базу для индивидуально-групповой самообразовательной деятельности в сфере эстрадного сценического исполнительства.

 

Развивающие:

· развивать вокальные и артистические задатки, повышать художественный вкус;

· развить эмоционально-чувственную сферу ребенка, музыкальный слух, пластику, чувство ритма;

· активизировать образное мышление; научить концентрации сценического внимания;

· актуализировать способность художественно-ориентированного переживания своих внутренних творческих состояний.

 

Воспитательные:

· учить эффективно работать в коллективе (поддерживать доброжелательные отношения, понимать интересы других, стремиться к достижению общих целей, умению «чувствовать» партнера);

· самостоятельно устранять психологические препятствия (зажатость, сценическую боязнь публичных выступлений) с возможной коррекцией уровня самооценки;

· воспитывать трудолюбие, настойчивость, умение рационально распределять свое рабочее и досуговое время.

Результат программы

К концу 1-го года обучения дети:

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

· элементарные сведения о нотной грамоте, о размере, основных вокально-исполнительских штрихах – стаккато, легато, а также об оттенках исполнения – пиано, форте.

· приемы певческого дыхания, мягкой атаки, мягкого нефорсированного звука, чистотой интонирования в пределах децимы, основными правилами вокальной дикции, приемами певческого звукоизвлечения.

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

· определять и словами выражать характер музыкального произведения.

 

К концу 2-го года обучения дети:

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

· исходные сведения об интервалах, основных ладах музыки, сложных размерах.

· представление об эстетическом поведении на сцене.

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

· расширять звуковой диапазон исполнения, научатся чисто интонировать в пределах от «ля» малой до «ре» второй октавы.

· Научатся эмоциональному отклику на исполняемое произведение.

 

 

К концу 3-го года обучения дети:

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

· звуковой диапазон от «соль» малой до «ми» второй октавы.

· понятия: обращение интервалов, аккордов, модуляцией.

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

· работать в двухголосии, в каноне.

· отчетливому, фонетически правильному произношению текста, умеренному округлению фонем.

У обучающихся будут развиты следующие личностные качества:

· приобретут навыки эмоциональной выразительности в пении (умение показать музыкальный образ с помощью тембровых красок голоса, динамических оттенков, дикции темпа, пауз).

 

К концу 4-го года обучения дети:

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

· теоретические сведения о транспозиции, септаккордах, переменных размерах.

· представление о собственной интерпретации музыкального образа с учетом индивидуальных особенностей.

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

· сглаживанию регистров, правильному певческому вибрато, тембральному сглаживанию гласных фонем.

· расширят звуковой диапазон от «фа» малой до «фа» второй октавы.

· работать в многоголосье (трех, четырех, пятиголосье).

 

К концу 5-го года обучения дети:

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

· основные понятия элементарной теории музыки.

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

· чистому интонированию, правильной дикции, артикуляции, эмоциональному проживанию исполняемого произведения.

· владеть навыками звукоизвлечения, дыхания.

· анализировать звучание певческого голоса и при необходимости вносить коррекцию, находить собственную интерпретацию исполняемого произведения, работать в ансамбле, умению слышать себя и партнера.

Особые условия проведения

Критерии отбора в группы: голосовые и пластические данные; наличие артистических задатков и способностей.

Ограничений по здоровью нет.

Материально-техническая база

Место проведения занятий – театральный зал площадью 59,7 кв. м., оборудованный секциями трехместными для зрительного зала, электрофортепиано, мультимедийным экраном, звуковоспроизводящей аппаратурой: радиомикрофонами, микрофонами проводными, усилителем, эквалайзером, микшерским пультом, проигрывателем.

 

Для занятий используется также кабинет площадью 12,7 кв. м., оснащенный столом и стулом компьютерным, компьютером, стульями ученическими, шкафами с отделениями для хранения наглядных пособий, методических материалов, учебной литературы, костюмов для концертных номеров, выставочными полками.

 

Методы обучения:

  • Практические (творческие работы, эксперименты).
  • Опосредованного воздействия (воплощение сценического образа через пластические этюды, пантомиму).
  • Коммуникативные (ролевые задания, беседы).
  • Игровые и др.

 

Методы и приемы организации образовательного процесса соответствуют возрастным особенностям детей, а также конкретным задачам, решаемым в ходе изучения тех или иных тем программы. Эффективность любого метода обучения вытекает из потенциального разнообразия конкретизирующих его приемов, которыми произвольно может пользоваться педагог, решая в той или иной конкретной учебной ситуации определенный круг проблем и задач обучения.

 

Одной из первоочередных дидактических задач, решаемых на занятиях в студии «Имэйджн» является задача обучения пению детей, практически не способных на начальном этапе обучения интонационно чистому воспроизведению исполняемой мелодии. Однако отсутствие у ребенка умения интонационно чисто исполнять мелодию песни совершенно не исключает наличие у него желания выразить в интонируемой звуковой форме тот или иной, задаваемый педагогом в учебных целях, игровой образ. Игровая ситуация оказывает здесь свое спасительное действие. Внимание детей фиксируется на осваиваемом игровом образе: изобразить голосом полет самолета, комара, жука; спеть фрагмент мелодии, подражая голосам птички, зайчика, героя мультфильма и др.

 

Таким образом, интенсивное применение на занятиях метода ассоциативно-игрового обучения позволяет добиться интонационно-выразительного исполнения песенного материала. Данный метод обучения наиболее эффективен для детей дошкольного и младшего школьного возраста и применяется преимущественно на первых уровнях обучения.

 

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса:

  • Наличие системы поэтапного развития навыков ансамблевого и сольного исполнения у детей, имеющих различный уровень исполнительских задатков и способностей.
  • Наличие разработок музыкально-дидактических игр, активизирующих интерес детей в ситуациях необходимости решения задач повышенного уровня трудности.
  • Возможность обновления исполнительского репертуара в соответствии с открывающимися музыкально-творческими возможностями детей.

 

Организационно-педагогическое сопровождение:

  • Наличие плана концертно-исполнительской деятельности в масштабе образовательного учреждения, района, города, области.
  • Связь жизнедеятельности музыкального коллектива с основными мероприятиями Дома детского творчества.
  • Сотрудничество с родителями в области концертно-исполнительской практики.

Стоимость

Обучение бесплатное.