Программа «Фортепиано»

Данная программа комплексная и включает изучение нескольких учебных предметов: общее фортепиано, ансамбль и сольфеджио.

 

Программа учебного предмета «Основы музыкального исполнительства (фортепиано)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности», утвержденных приказом Министерства культуры Российской федерации, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области музыкального исполнительства в детских школах искусств.

 

Учебный предмет «Основы музыкального исполнительства (фортепиано)» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика. Обучение игре на фортепиано включает в себя музыкальную грамотность, чтение с листа, навыки ансамблевой игры, овладение основами аккомпанемента и необходимые навыки самостоятельной работы.

 

Обучаясь в школе, дети приобретают опыт творческой деятельности, знакомятся с высшими достижениями мировой музыкальной культуры. Выявление одаренности у ребенка в процессе обучения позволяет целенаправленно развить его профессиональные и личностные качества, необходимые для продолжения обучения по предпрофессиональным программам.

Педагоги

Михайлова Любовь Ивановна - преподаватель первой квалификационной категории. 

Преподаваемые дисциплины: фортепиано.

Уровень образования: среднее профессиональное.

Специальность и квалификация по диплому:

  • Барабинское музыкальное училище, 1977г., преподаватель ДМШ по классу фортепиано, концермейстер.

Повышение квалификации:

  • Новосибирский музыкальный колледж имени А.Ф.Мурова «Передвижная академия педагогического мастерства», 12 часов. 2018 г.;
  • НОККиИ, «Курс фортепиано в системе комплексного музыкального образования, 8 часов, 2015 г.;
  • Новосибирская государственная консерватория имени М.И.Глинки «Фортепиано», 6 часов, 2011 г.;
  • НОККиИ, преподаватель фортепиано, 72 часа, 2003 г.

 

Паёлова Лариса Васильевна - преподаватель музыкальных дисциплин высшей квалификационной категории.

Преподаваемые дисциплины: сольфеджио, общее фортепиано, музыкальная литература.

Уровень образования: среднее профессиональное.

Специальность и квалификация по диплому:

  • Барабинское музыкальное училище, 1979г., теория музыки, преподаватель музыкальной школы по сольфеджио, музыкальной литературе и общему фортепиано.

Повышение квалификации:

  • НСМШ «Теория музыки», 72 часа, 2018г.
  • НСМШ «Музыкальная школа: образование, управление, развитие. Традиции и инновации», 24 часа, 2018г.
  • НСМШ «Сольфеджио в традициях и новациях», 16 часов, 2018г.
    Новосибирский музыкальный колледж «методика преподавания сольфеджио и возрастной психологии», 72 часа, 2005г.
     

Марчевская Людмила Николаевна - преподаватель музыкальных дисциплин первой квалификационной катеогории.

Преподаваемые дисциплины: сольфеджио, общее фортепиано, музыкальная литература.

Уровень образования: среднее профессиональное.

Специальность и квалификация по диплому:

  • Барабинское музыкальное училище, 1980г., преподаватель ДМШ по сольфеджио, музыкальной литературе и общему фортепиано.

Повышение квалификации:

  • НСМШ «Теория музыки», 72 часа, 2019г.
  • «Академия образования «Атон» г.Новосибирск «Оказание первой доврачебной помощи учащимся во время пребывания в образовательном учреждении», 16 часов., 2017г.
  • Куйбышевский филиал ФГБОУ ВПО «НГПУ» «Основные задачи реализации предметной области „Искусство“ с учетом требований ФГОС основного общего образования», 108 часов, 2013г.

Содержание программы

1 год обучения:

 

  1. Фортепиано - 72 ч.;
  2. Ансамбль - 18 ч.;
  3. Сольфеджио - 34 ч.

 

2 год обучения:

 

  1. Фортепиано - 72 ч.;
  2. Ансамбль - 18 ч.;
  3. Сольфеджио - 34 ч.

 

3 год обучения:

 

  1. Фортепиано - 72 ч.;
  2. Ансамбль - 18 ч.;
  3. Сольфеджио - 34 ч.

 

4 год обучения:

 

  1. Фортепиано - 72 ч.;
  2. Ансамбль - 18 ч.;
  3. Сольфеджио - 34 ч.

Цели программы

Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности учащегося, овладение знаниями и представлениями о фортепианном исполнительстве, формирование практических умений и навыков игры на фортепиано, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.

 

Задачи учебного предмета

  • создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;
  • формирование у учащихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями, произведениями искусства;
  • воспитание активного слушателя, зрителя, участника творческой самодеятельности.
  • приобретение детьми начальных базовых знаний, умений и навыков игры на фортепиано, позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями;
  • приобретение знаний основ музыкальной грамоты, основных средств выразительности, используемых в музыкальном искусстве, наиболее употребляемой музыкальной терминологии;
  • воспитание у детей культуры сольного и ансамблевого музицирования на инструменте, стремления к практическому использованию приобретенных знаний, умений и навыков игры на фортепиано.

Результат программы

По окончании четырехлетнего обучения по данной программе ребенок должен:

 

Знать:

  • о музыке, как виде искусства;
  • о жанрах, стилях, направлениях в музыке;
  • о композиторах разных эпох, внесших вклад в развитие мировой музыкальной культуры;
  • о разнообразии музыкальных инструментов (струнные, духовые, ударные, народные);
  • несложные размеры и ритмические фигуры;
  • стили и жанры музыкальных произведений;
  • характер звучания произведений разных жанров;
  • знание профессиональной терминологии;
  • основы музыкальной грамоты;
  • первичные теоретические знания, в том числе профессиональную музыкальную терминологию, основные элементы музыкального языка, принципы строения музыкальной ткани и др.
     

Уметь:

  • слышать, понимать и анализировать музыку, аккомпанировать и подбирать;
  • разбираться в жанрах, стилях, направлениях произведений, уметь определять эпоху услышанного произведения;
  • соизмерять свою художественную индивидуальность с другим партнером в ансамбле;
  • слушать мелодическую линию, выразительно ее фразировать;
  • слышать ансамбль в целом и свою партию как часть ансамбля;
  • применить полученные теоретические знания;
  • уметь сольфеджировать одноголосные и 2х-голосные музыкальные примеры;
  • записывать музыкальные построения с использованием навыков слухового анализа;
    уметь слышать и анализировать аккордовые и интервальные цепочки, уметь построить их, подобрать мелодию, несложный аккомпанемент;
  • уметь транспонировать музыкальный материал.

 

Освоить:

  • навыки звукоизвлечения, педализации, технические навыки, навыки ансамблевой игры.

 

Владеть:

  • навыками чтения нот с листа несложных ансамблевых произведений;
  • навыками исполнения различными штрихами в ансамбле;
  • навыками совместного музицирования в ансамбле;
  • навыками сценической культуры и публичных выступлений.

Особые условия проведения

Занятия проводятся в индивидуальной форме. 

Обучение бесплатное.

Материально-техническая база

Для успешной реализации учебного процесса необходимы следующие условия:

  • наличие светлого, проветренного, удобного помещения с температурным режимом, отвечающего санитарно-гигиеническим нормам;
  • хорошо настроенный инструмент;
  • удобный стул и подставки на стул и под ноги с учетом разного возраста детей;
  • интерактивная доска или DVD;
  • магнитофон;
  • учительский стол;
  • нотная и методическая литература.